|
|
|
20.04.2006 Суд присяжных в полной мере реализует принцип общественного контроля
А.Смолин
АСТАНА. 19 апреля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - Одним из путей совершенствования судопроизводства по уголовным делам является введение института присяжных заседателей, которое обозначено в Концепции правовой политики в Республике Казахстан, утверждённой Указом Главы государства от 20 сентября 2002 года, и в ежегодном Послании Главы государства народу Казахстана. 16 января 2006 года Президент РК подписал Закон «О присяжных заседателях». Какие новшества несет в себе новый закон, каковы механизмы принятия судебных решений? На этот и другие вопросы корреспондента Казинформа отвечает судья Верховного суда РК Анатолий Смолин. - Анатолий Сергеевич, чем, на Ваш взгляд, вызвана необходимость введения в Казахстане института присяжных заседателей? - Актуальность института присяжных заседателей подтверждается результатами практического применения уголовно-процессуального законодательства, которое показывает, что такие важнейшие принципы судопроизводства, как законность, состязательность сторон, презумпция невиновности, не получили в нашем суде должного развития. Стороны не в полной мере используют свои процессуальные возможности для представления доказательств, вследствие чего, выполняя правила статьи 24 УПК о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, суды продолжают восполнять пробелы следствия. - Можно с уверенностью сказать, что введение института присяжных заседателей в уголовное судопроизводство сыграет позитивную роль в укреплении принципов уголовного процесса, повлияет на уменьшение судебных ошибок и злоупотреблений. Кроме того, это позволит соблюсти принцип коллегиальности путём участия представителей народа в осуществлении правосудия. Поэтому, с учётом мирового опыта отправления правосудия у нас принят Закон «О присяжных заседателях» и соответствующие дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс. - Во время обсуждения законопроекта «О присяжных заседателях» говорилось о разных моделях суда присяжных. Каким будет такой суд в Казахстане? - В мире существует две модели отправления правосудия с участием присяжных заседателей: англосаксонская и континентальная. Различие данных моделей состоит в том, что при англосаксонской модели присяжные заседатели решают вопросы лишь о виновности или невиновности подсудимого. При континентальной модели присяжные заседатели решают не только вопросы виновности или невиновности, но и принимают участие при назначении наказания осужденному, при решении вопросов, связанных с гражданским иском и применения, при необходимости, мер медицинского характера. Все указанные вопросы очень важны для принятия судебного решения, и поэтому, по нашему мнению, в целях реализации принципа «общественного контроля при отправлении правосудия» присяжные заседатели, наравне с профессиональными судьями, должны в полной мере участвовать в разрешении вопросов, которые рассматриваются в совещательной комнате. Англосаксонская модель отправления правосудия с участием присяжных заседателей - более древняя, она существовала в дореволюционной России, и в настоящее время Российская Федерация приняла данную модель. При разработке нашего Закона «О присяжных заседателях» были изучены обе модели, из них взято всё прогрессивное, демократическое. Процедуры составления списков кандидатов в присяжные заседатели построены таким образом, чтобы обеспечить равные возможности для всех граждан соответствующей административно-территориальной единицы участвовать в выполнении обязанностей присяжного, а также - публичность и гласность составления списков кандидатов в присяжные заседатели. Гарантии независимости присяжного, закреплённые в Законе, призваны обеспечить реальную независимость присяжного заседателя от оказания на него воздействия, что будет способствовать объективности судебного разбирательства. - Какие дела будут рассматриваться при участии присяжных заседателей? - Законом предусмотрено, что суд с участием присяжных будет рассматривать дела о преступлениях, где в качестве наказания предусматривается смертная казнь. Надо отметить, что дела с участием присяжных заседателей будут рассматриваться лишь по ходатайству обвиняемого, который вправе заявить его при объявлении ему об окончании предварительного следствия и предъявлении для ознакомления материалов дела. Обвиняемый вправе отказаться от заявленного ходатайства до проведения предварительного слушания и в ходе предварительного слушания. Позже отказ от заявленного ходатайства уже не принимается. Предварительное слушание дела будет производиться судьей единолично в закрытом судебном заседании с обязательным участием прокурора, подсудимого и его защитника. И по результатам предварительного слушания судья выносит постановление, в котором обязательно должно быть указано, что дело будет рассмотрено судом с участием присяжных заседателей, и определяет количество кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих вызову в данное судебное заседание, число которых должно быть не менее 25. В ходе предварительного слушания дела из него должны быть исключены все недопустимые доказательства. - Как будут проходить судебные заседания с участием присяжных? Демократическая система отбора присяжных предусматривает самоотводы, мотивированные и безмотивные отводы кандидатов. Окончательное образование коллегии присяжных производится путем жеребьёвки в составе девяти заседателей основного состава и двух запасных. После образования коллегии основной её состав и два запасных присяжных заседателя занимают специально отведённое для них место. Затем присяжные принимают присягу. По завершении судебного следствия, прений сторон, реплик и последнего слова подсудимого председательствующий, с учётом мнений сторон, с участием второго профессионального судьи, формулирует в письменном виде вопросы, подлежащие рассмотрению судом с участием присяжных заседателей, и передаёт их сторонам. На время обсуждения и формулирования вопросов присяжные заседатели удаляются из зала судебного заседания. С учётом замечаний сторон, в совещательной комнате председательствующий окончательно формулирует вопросы, подлежащие разрешению судом, вносит их в вопросной лист и подписывает его. Перед удалением в совещательную комнату председательствующий произносит обращение к присяжным заседателям, в котором приводит содержание обвинения, сообщает содержание уголовного закона, предусматривающего ответственность за совершение деяния, в котором обвиняется подсудимый, излагает позиции государственного обвинителя и защиты и так далее. После этого судьи и присяжные заседатели удаляются в совещательную комнату, где председательствующий руководит совещанием. В совещательной комнате присяжные заседатели вправе получать от председательствующего разъяснения по возникшим у них неясностям, в связи с поставленными вопросами. Голосование в совещательной комнате по основным вопросам происходит письменно, путём заполнения обезличенных бюллетеней, которые затем опускаются в урну. Голоса судей и присяжных заседателей равные. Если по делу принят обвинительный вердикт, судьи приступают к решению вопросов квалификации преступлений, а затем, совместно с присяжными заседателями, назначают наказание осужденному и решают другие вопросы. Решение по данным вопросам принимается путём открытого голосования. Таким образом, в Законе «О присяжных заседателях» в полной мере реализуется принцип общественного контроля. Это действительно демократический закон.
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (https://www.inform.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |