|
|
|
Какие документы необходимы для получения отсрочки по налогам?
На вопросы отвечает Мариям Шакирова, начальник отдела принудительного взимания Управления налогового администрирования Ответ: Статьей 41 Налогового кодекса предусмотрено изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов (кроме налогов, удерживаемых у источника выплаты, и акцизов) на основании обоснованного заявления налогоплательщика на более поздний срок, но не более чем на 10 месяцев календарного года. При этом изменение сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов производится под залог имущества налогоплательщика или под гарантии банка. Решение об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов принимается на основании документов, предоставляемых налогоплательщиком в соответствии с требованиями постановления Правительства РК от 22.12.2001 г. № 1672 «Об утверждении Правил изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов под залог имущества налогоплательщика или под гарантию банка»: 1) копии свидетельства налогоплательщика РК; 2) выписки из лицевого счета о состоянии расчетов с бюджетом по исполнению налогового обязательства по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет, выданной налоговым органом не ранее 15 дней до даты подачи заявления налогоплательщика об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов в бюджет, подтверждающей наличие задолженности по указанным в заявлении налогам; 3) договора залога или гарантии банка и графика погашения налоговой задолженности, который устанавливает сроки уплаты налогов в бюджет и является неотъемлемой частью данных договоров; 4) отчета об оценке рыночной стоимости залогового имущества на момент подачи заявления налогоплательщика об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов в бюджет. При этом отмечаем, что налогоплательщик не освобождается от начисления пени.
Вопрос 8: Для выставления инкассового распоряжения по налоговой задолженности нужно ли направлять уведомление и считается ли оно полученным, если не вручено лично под роспись? Налоговыми органами выставлено инкассовое распоряжение, но уведомление мы под роспись не получали. Правомерны ли действия налоговых органов? Ответ: В соответствии со ст. 31 Налогового кодекса уведомлением признается письменное сообщение органа налоговой службы о необходимости исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств. Пункт 4 данной статьи Налогового кодекса четко устанавливает, что уведомление должно быть вручено налогоплательщику (представителю) лично под роспись или иным способом, подтверждающим факт отправки и получения. Аналогичное требование также установлено п. 4-1 этой статьи.
Вопрос 9: В чем заключается упрощение регистрации налогоплательщиков по принципу «одного окна»? Ответ: Раньше для регистрации юридического лица нужно было пройти государственную регистрацию в органах юстиции, после - в органах статистики, и далее - регистрацию в качестве налогоплательщика в налоговых органах, при этом в каждом органе заполнять заявление на регистрацию с приложением требуемого пакета документов. Сейчас достаточно такое заявление и документы представить в органы юстиции и в течение десяти рабочих дней из этого же «окна» получить одновременно три документа - это свидетельство о регистрации в органах юстиции, налоговых органах и статистическую карточку органов статистики.
Вопрос 10: Что нужно, чтобы открыть предприятие? Ответ: Вы должны представить пакет документов, определенный Законом РК от 17.04.1995 г. № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» в органы юстиции и зарегистрироваться по принципу «одного окна». Достаточно вышеуказанные документы представить в органы юстиции и в течение десяти рабочих дней из этого же «окна» получить одновременно три документа - это свидетельство о регистрации в органах юстиции, налоговых органах и статистическую карточку органов статистики.
Вопрос 11: Что нужно для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя? Если я открою кафе с реализацией пива, мне нужно будет применять контрольно-кассовый аппарат с фискальной памятью? Ответ: Для государственной регистрации индивидуальный предприниматель представляет в налоговый орган заявление на получение Свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и документ, подтверждающий уплату сбора за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей. Если с момента государственной регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя не истекло 6 месяцев и реализуемая продукция не является подакцизной, Вам может быть предоставлена отсрочка на применение контрольно-кассового аппарата с фискальной памятью на срок не более 6 месяцев.
Вопрос 12: С какого момента налогоплательщик становится плательщиком НДС? Ответ: При подаче заявления в налоговый орган о постановке на учет по НДС плательщиками НДС могут быть: 1) индивидуальные предприниматели; 2) юридические лица, за исключением государственных учреждений, нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение; 3) структурные подразделения юридического лица, признанные Налоговым комитетом МФ РК самостоятельными плательщиками НДС. Налогоплательщик также должен встать на учет по НДС, если облагаемый оборот за 12-месячный период превысил 15 000 МРП.
Вопрос 13: В случае перехода индивидуального предпринимателя с патента на упрощенную декларацию имеет ли он право на отсрочку приобретения контрольно-кассового аппарата на полгода в новом режиме? Ответ: Нет, не имеет право, если с момента государственной регистрации налогоплательщика в качестве индивидуального предпринимателя истекло более 6 месяцев согласно ст. 546 Налогового кодекса.
Вопрос 14: В каком налоговом комитете должна производиться регистрация рабочих мест банковских компьютерных систем, расположенных в районных расчетно-кассовых отделах? Ответ: Согласно п. 1 ст. 547 Налогового кодекса регистрация (постановка на учет, изменение регистрационных данных) контрольно-кассовых машин с фискальной памятью производится в налоговых органах по месту осуществления деятельности с выдачей регистрационной карточки контрольно-кассовых машин с фискальной памятью.
Вопрос 15: Требуется ли повторно представлять налоговую отчетность на бумажных носителях, если она ранее была представлена в электронном виде? Ответ: Нет, повторного представления налоговой отчетности на бумаге, если она уже представлена в электронном виде, не требуется. При этом хотелось бы отметить, что требовать представление копии налоговой отчетности на бумажных носителях, ранее представленной в электронном виде, уполномочен только Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан (далее - НК МФ РК). В тех случаях, когда налоговые органы требуют продублировать налоговую отчетность на бумаге, налогоплательщик может обратиться на электронную книгу жалоб: call-e-tax@mgd.kz.
Вопрос 16: При представлении в налоговый орган заявления на продление срока представления налоговой декларации согласно приказу НК МФ РК нам необходимо дождаться ответа от налогового органа или срок сдачи налоговой деклараций автоматически считается продленным? Ответ: Согласно приказу Председателя НК МФ РК «По вопросам продления срока представления налоговой декларации», утверждаемому ежегодно (сроком действия является календарный год), налоговые органы продлевают срок сдачи налоговой декларации при получении заявления на продление срока представления налоговой декларации, при этом условиями продления являются: представление указанного заявления до наступления срока представления, установленного Налоговым кодексом, а также представление налоговой декларации в электронном виде. Следовательно, соблюдение указанных условий и является требованием к продлению срока представления налоговой декларации.
Вопрос 17: У меня возникла проблема при представлении декларации по НДС. Вместо того чтобы указать исчисленную сумму НДС в строке «Превышение суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога» (300.00.023), сумма налога ошибочно была указана в строке «Сумма НДС, подлежащего уплате за налоговый период» (300.00.022). Как мне исправить ситуацию? Ответ: Согласно нормам ст. 71 Налогового кодекса внесение изменений и дополнений в налоговую декларацию (расчет) допускается в течение срока исковой давности путем составления дополнительной налоговой декларации (расчета). При этом дополнительная налоговая декларация (расчет) составляется в соответствии с Правилами составления налоговой отчетности, утвержденными уполномоченным государственным органом, и в налоговой декларации (расчете) отражается только сумма выявленной разницы по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).
Вопрос 18: Сейчас везде говорят про электронный обмен документами с налоговыми органами. Разве при представлении налоговой отчетности в электронном виде налогоплательщик получает какие-нибудь документы? Ответ: При представлении налоговой отчетности в электронном виде налогоплательщик получает электронный документ, заверенный электронно-цифровой подписью НК МФ РК, являющийся подтверждением приема налоговой отчетности. Но электронный обмен документами - это не только электронное представление налоговой отчетности. Главной целью создания и развития электронного обмена документами является создание наиболее благоприятных и удобных условий для исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств. Так как в число налоговых обязательств входит не только представление налоговой отчетности, НК МФ РК оказывает и другие услуги в электронном виде. Так на web-портале для налогоплательщиков можно найти все нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, проверить регистрационные данные своих контрагентов (действительно ли является плательщиком НДС, не является ли условно исключенным), воспользоваться страницей расчета пени, получить программное обеспечение по приему и обработке налоговой отчетности для налогоплательщиков, по просмотру лицевых счетов и другие.
Вопрос 19: Согласно ст. 126 Налогового кодекса расчет сумм авансовых платежей, подлежащих уплате после сдачи декларации, представляется налогоплательщиком в течение 20 рабочих дней после представления декларации по КПН, но не позднее 20 апреля отчетного налогового периода. Означает ли это, что в случае представления декларации по КПН 20.01.2006 г., а формы 101.02 - 20.04.2006 г. меня оштрафуют за несвоевременное представление расчета? Ответ: Налоговым кодексом 20 апреля отчетного налогового Периода установлен как последний срок представления расчета сумм авансовых платежей по КПН, подлежащих уплате после сдачи декларации (формы 101.02 и 101.03), т.е. налогоплательщику необходимо сдать указанные расчеты не позднее 20 апреля отчетного налогового периода.
Вопрос 20: Где мне можно получить программное обеспечение по заполнению и отправке налоговой отчетности? Когда брал криптографические ключи, в налоговом комитете мне дали диски с программным обеспечением. Теперь каждый раз надо ходить в налоговый комитет? Ответ: Нет, ходить в налоговый комитет не требуется. Программное обеспечение, а также обновления программного обеспечения НК МФ РК по формированию налоговой отчетности в электронном виде можно скачать с web-портала для налогоплательщиков по адресу: www.taxkz.kz. Также на данном сайте Вы можете получить подробную информацию по установке программного обеспечения, работе с криптографическими ключами и другую полезную информацию. На столике размещены буклеты на интересующую Вас тему, а также диски с последними версиями программного обеспечения НК МФ РК.
Вопрос 21: Как нашему ТОО стать «электронным» налогоплательщиком? Ответ: Для этого Вам необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения юридического лица с Заявлением налогоплательщика об обмене электронными документами с налоговым органом (форма 009.00). В налоговом органе на основании представленного заявления с Вами заключат Соглашение об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами (форма 009.02), а также выдадут криптографический ключ, который будет идентифицировать вашу уникальную электронно-цифровую подпись. С помощью данной электронно-цифровой подписи, а также программного обеспечения по приему и обработке налоговой отчетности Вы сможете представлять налоговую отчетность, начиная с 2003 г. по настоящее время в электронном виде в любое удобное для Вас время.
На вопросы отвечают специалисты Управления международного налогообложения
Отвечает Сандугаш Теберикова, главный специалист отдела методологии и разъяснений международного налогообложения
Вопрос 1: Юридическое лицо - нерезидент (резидент США), осуществляющее деятельность в РК через постоянное учреждение, направляет для работы в казахстанском филиале специалистов головной компании. Индивидуальный трудовой договор указанных специалистов заключен с головным офисом, в связи, с чем заработная плата выплачивается за пределами РК. Является ли заработная плата данных физических лиц - нерезидентов объектом налогообложения ИПН и социальным налогом? Если да, то каков порядок их налогообложения? Ответ: В соответствии с п.п. 14) ст. 178 Налогового кодекса доходы от деятельности в РК по индивидуальным трудовым договорам (контрактам) или по иным договорам гражданско-правового характера являются доходами нерезидентов из источников в РК. Статьей 187-1 Налогового кодекса предусмотрен порядок исчисления и уплаты ИПН с доходов физических лиц - нерезидентов, указанных в п.п. 14), 16) и 17) ст. 178 Налогового кодекса, выплачиваемых за пределами РК, согласно которому уплата ИПН с указанных доходов физических лиц - нерезидентов производится налоговым агентом посредством внесения авансовых платежей равными долями в течение налогового периода ежемесячно не позднее 20 числа текущего месяца и окончательный расчет по налогу производится 10 апреля года, следующего за отчетным налоговым периодом. При этом исчисление и уплата ИПН с вышеуказанных доходов физических лиц - нерезидентов производится в соответствии с положениями ст. 187-1 Налогового кодекса при одновременном выполнении следующих условий: 1) работодателем является юридическое лицо - нерезидент, осуществляющее деятельность в РК через постоянное учреждение, филиал, представительство, которое является налоговым агентом в соответствии со ст. 10 Налогового кодекса; 2) индивидуальный трудовой договор (контракт, соглашение) заключен между физическим лицом - нерезидентом и налоговым агентом, указанным в п.п. 1) данного пункта; 3) выплата доходов физическому лицу - нерезиденту производится за пределами РК. Поскольку в рассматриваемом случае выполняются все три условия ст. 187-1 Налогового кодекса, то нерезидент вправе применить порядок исчисления и уплаты ИПН с доходов физических лиц - нерезидентов, установленный ст. 187-1 Налогового кодекса, то есть уплачивать ИПН посредством внесения авансовых платежей равными долями в течение налогового периода ежемесячно не позднее 20 числа текущего месяца. Вместе с тем нерезидент вправе производить исчисление, удержание и уплату ИПН с вышеуказанных доходов физических лиц - нерезидентов в соответствии с п. 2 ст. 187 Налогового кодекса. При этом, следует отметить, что выбранный порядок исчисления и уплаты ИПН должен быть неизменным в течение налогового периода. Кроме того, согласно п. 1 ст. 316 Налогового кодекса расходы работодателя, выплачиваемые работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных п.п. 14)-17) ст. 178 Налогового кодекса, а также доходы иностранного персонала, указанного в п. 6-1 ст. 177 Налогового кодекса, являются объектом обложения социальным налогом. Следовательно, заработная плата указанных физических лиц - нерезидентов от деятельности в РК по индивидуальным трудовым договорам является объектом обложения социальным налогом и нерезидент при выплате физическим лицам - нерезидентам указанных доходов обязан уплатить социальный налог.
Вопрос 2: Иностранная компания оказывает казахстанской компании услуги по разработке рабочего и эскизного проектов. По условиям договора услуги оказываются исключительно за пределами РК. Являются ли выплаты за оказание указанных услуг доходами из источников в РК? Ответ: Статьей 178 Налогового кодекса определен перечень доходов нерезидентов из источников в РК. Данный перечень уточнен с учетом принципа территориальности, который подразумевает возникновение источника дохода на территории РК. Вместе с тем, согласно п.п. 2) и 2-1) ст. 178 Налогового кодекса доходами нерезидентов из источника в РК признаются также следующие виды доходов, независимо от места их фактического оказания: - доходы, получаемые от управленческих, финансовых (за исключением услуг по страхованию и (или) перестрахованию рисков), консультационных, аудиторских, юридических услуг (за исключением адвокатских), услуг по сопровождению и поддержке программных продуктов, оказываемых резидентам или нерезидентам, осуществляющим деятельность в РК через постоянное учреждение, и связанных с таким постоянным учреждением; - доходы от оказания услуг (резидентам или нерезидентам, осуществляющим деятельность в РК через постоянное учреждение по услугам, связанным с таким постоянным учреждением), полученные лицами, являющимися резидентами стран с льготным налогообложением, определяемых в соответствии со ст. 130 Налогового кодекса. Учитывая изложенное, в случае оказания нерезидентом услуг по разработке рабочего и эскизного проектов исключительно за пределами РК, а также в случае, если такой нерезидент не является резидентом страны с льготным налогообложением, определяемой в соответствии со ст. 130 Налогового кодекса, то доходы нерезидента от оказания таких услуг не являются доходами из источников в РК и, соответственно, не подлежат налогообложению в РК.
Вопрос 3: Юридическое лицо - нерезидент открыло представительство на территории г. Астаны. Цель открытия представительства - представление интересов Головной компании не только в Казахстане, но и в Узбекистане и Кыргызстане. При этом для представления интересов в Узбекистане и Кыргызстане юридическое лицо - нерезидент нанимает граждан этих государств, которые будут работать по индивидуальному трудовому договору и числиться в штате казахстанского представительства. Является ли заработная плата указанных граждан Узбекистана и Кыргызстана доходами из источников в РК? Ответ: Статьей 178 Налогового кодекса определен перечень доходов нерезидентов из источников в РК. Данный перечень уточнен с учетом принципа территориальности, который подразумевает возникновение источника дохода на территории РК. Так, согласно п.п. 14) ст. 178 Налогового кодекса доходами нерезидентов из источников в РК признаются доходы от деятельности в РК по индивидуальным трудовым договорам (контрактам) или по иным договорам гражданско-правового характера. Таким образом, в случае получения физическими лицами - нерезидентами-гражданами Республики Узбекистан и Республики Кыргызстан доходов от деятельности по индивидуальным трудовым договорам (контрактам) или по иным договорам гражданско-правого характера, выполняемой исключительно за пределами РК, и не связанных с их постоянными учреждениями в РК, такие доходы физических лиц - нерезидентов не являются доходами из источников в РК и, соответственно, не подлежат налогообложению в РК. В соответствии с положениями ст. 316 Налогового кодекса объектом обложения социальным налогом являются расходы работодателя, выплачиваемые в т.ч. работникам-нерезидентам в виде доходов, определенных п.п. 14)-17) ст. 178 Налогового кодекса, а также доходы иностранного персонала, указанного в п. 6-1 ст. 177 Налогового кодекса. Следовательно, расходы казахстанского представительства по выплате заработной платы работникам-нерезидентам, работающим исключительно за пределами РК, не являются объектом обложения социальным налогом.
Отвечает Мадияр Исмаилов, главный специалист отдела администрирования конвенций
Вопрос 1: Казахстанское предприятие при выплате дохода нерезидентам применяет ст. 200 Налогового кодекса. В связи с этим хотелось бы уточнить общие требования к сертификатам резидентства иностранных государств. Ответ: Согласно п. 76 Правил администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных Республикой Казахстан, утвержденных Приказом Министра финансов от 03.10.2002 г. № 469 (далее - Правила), документ, подтверждающий резидентство иностранного лица, представляет собой официальный документ, заверенный компетентным органом иностранного государства, резидентом которого он является, о подтверждении того, что иностранное лицо - получатель дохода является резидентом соответствующего государства, с которым РК заключен международный договор. В соответствии с п. 77 Правил документ, подтверждающий резидентство иностранного лица, должен быть легализован, а в случае отсутствия дипломатической или консульской легализации такой документ является недействительным. Вместе с тем, РК является участницей Конвенции, отменяющей требование консульской легализации иностранных официальных документов (далее - Гаагская Конвенция). Гаагская Конвенция, положения которой действуют только между странами - ее участницами, отменяет дипломатическую или консульскую легализацию официальных иностранных документов, которая осуществлялась до ее введения, и заменяет ее формальной процедурой проставления апостиля. При этом согласно ст. 4 Гаагской Конвенции апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом, и должен соответствовать единому образцу, установленному Гаагской Конвенцией. Таким образом, апостилирование копий документов, в т.ч. нотариально заверенных, Гаагской Конвенцией не предусмотрено. Таким образом, в случае представления нерезидентом документа, подтверждающего резидентство, такой документ должен быть подписан должностным лицом и скреплен печатью уполномоченного органа иностранного государства, резидентом которого является нерезидент. Согласно ст. 5 Гаагской Конвенции апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ. Таким образом, для целей налогообложения существенным является действительность подписи лица и его полномочия на заверение резидентства в целях налогообложения. При снятии же с них копий и их нотариального заверения с целью последующего проставления апостиля на подпись заверившего их нотариуса, подвергается сомнению подпись лица, изначально подтвердившего резидентство, т.к. именно его подпись, полномочия и печать не апостилированы, следовательно, их подлинность надлежащим образом не удостоверена. Между тем, в соответствии со ст. 12 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07.10.2002 г., заключенной в Кишиневе государствами - участниками Содружества независимых государств (далее - СНГ), и ратифицированной Республикой Казахстан Законом РК от 10.03.2004 г. (далее - Кишиневская Конвенция), документы, которые на территории одной из стран СНГ выданы или засвидетельствованы компетентным учреждением либо специально на то уполномоченным лицом в пределах его компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях всех других стран СНГ без какого-либо специального удостоверения, и документы, которые на территории одной из стран СНГ рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других стран СНГ доказательной силой официальных документов. Таким образом, в РК документы из стран СНГ, в т.ч. подтверждающие резидентство, принимаются без легализации и апостилирования. В свою очередь, официальные документы, поступающие из государств, не являющихся участниками Гаагской и Кишиневской Конвенций, подлежат легализации в соответствии с Законом РК от 14.07.1997 г. «О нотариате» и Правилами консульской легализации, утвержденными приказом Министра иностранных дел РК от 21.11.2000 г. № 264.
Вопрос 2: Казахстанская компания оказывает услуги иностранным компаниям за рубежом. При этом для применения положений соответствующей Налоговой конвенции в отношении освобождения от налогообложения доходов, полученных из источников в иностранном государстве, требуется сертификат резидентства. Каков порядок получения такого сертификата резидентства в РК? Ответ: Согласно п. 89 Правил администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (имущество), заключенных РК, утвержденных приказом Министра финансов РК от 03.10.2002 г. № 469 (далее - Правила администрирования), если резидентом РК выполняются работы или оказываются услуги на территории иностранного государства, тогда для применения положений Налоговой конвенции резидентом РК представляются в налоговые органы соответствующей страны сертификат резидентства РК или резидентство РК заверяется на бланке, предусмотренном налоговой службой соответствующего государства. В соответствии с Сертификатом полномочий Министра финансов РК от 23.09.2002 г. № ДДК-2-2/11264 уполномоченным органом по заверению и выдаче сертификата налогового резидентства является Налоговый комитет МФ РК. Таким образом, для получения сертификата резидентства налогоплательщику - резиденту РК необходимо представить в Налоговый комитет МФ РК в двух экземплярах заявление на получение подтверждения налогового резидентства (форма 102.02) и дополнительную форму к строке 102.02.001, утвержденные приказом Председателя Налогового комитета МФ РК от 12.12.2005 г. № 554. Кроме того, в связи с обращениями филиалов, представительств иностранных компаний, осуществляющих деятельность на территории РК, о выдаче документа, подтверждающего резидентство РК, сообщаем следующее. В соответствии с п. 5 ст. 176 Налогового кодекса резидентами РК признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РК, и (или) иные юридические лица, место эффективного управления (фактический орган управления) которых находится в Казахстане. Местом эффективного управления (фактическим органом управления) признается место осуществления основного управления и принятия стратегических коммерческих решений, необходимых для проведения предпринимательской деятельности юридического лица. Кроме того, в соответствии со ст. 43 Гражданского кодекса филиалы и представительства не являются юридическими лицами, при этом филиал осуществляет защиту и представление интересов юридического лица, а также совершает от его имени сделки и иные правовые действия. На основании вышеизложенного филиалы, представительства иностранных компаний не являются резидентами РК в целях налогообложения. Однако в случае, если местом эффективного управления иностранной компании, от имени которой осуществляет деятельность филиал или представительство, является РК, то филиал или представительство иностранной компании будет признан резидентом РК в целях налогообложения. Таким образом, для получения подтверждения резидентства в целях применения положений международного договора об избежании двойного налогообложения филиалам, представительствам иностранных компаний необходимо представить соответствующие документы, подтверждающие место эффективного управления компании (ежегодные протоколы заседаний совета директоров или собрания акционеров компании). При этом в соответствии со ст. 80 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица - резидента состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) им в РК и за ее пределами в течение налогового периода. Поэтому доход, полученный из источников за пределами РК, должен быть включен в совокупный годовой доход и отражен в налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством РК.
На вопросы отвечает Марина Сергина, заместитель начальника Управления администрирования мониторинга крупных налогоплательщиков
Вопрос 1: При заполнении налоговой отчетности по мониторингу «Книга реализации» и «Книга покупок» необходимо отражать только реализованные и приобретенные товары (работы, услуги), облагаемые НДС, или все реализованные и приобретенные товары (работы, услуги)? Ответ: В соответствии с Правилами составления и представления налоговой отчетности налогоплательщиками, подлежащими электронному мониторингу, утвержденными приказами Председателя Налогового комитета МФ РК от 09.04.2004 г. № 165 и № 166, в формах налоговой отчетности по мониторингу «Книга реализации» и «Книга покупок» отражается весь объем реализованных/приобретенных товаров (работ, услуг) за отчетный период независимо от того, облагается ли он НДС или нет.
Вопрос 2: Наше предприятие находится на стадии ликвидации и не осуществляет деятельность. Необходимо ли нам представлять налоговую отчетность по мониторингу? Ответ: Согласно ст. 24 Налогового кодекса налоговым обязательством признается обязательство налогоплательщика перед государством, возникающее в соответствии с налоговым законодательством, в силу которого налогоплательщик обязан встать на регистрационный учет в налоговом органе, определять объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, исчислять налоги и другие обязательные платежи в бюджет, составлять налоговую отчетность, представлять ее в установленные сроки и уплачивать налоги и другие обязательные платежи в бюджет. Налогоплательщики, подлежащие мониторингу, представляют налоговую отчетность по электронному мониторингу согласно Правилам составления и представления налоговой отчетности налогоплательщиками, подлежащими электронному мониторингу, утвержденным приказами Председателя Налогового комитета МФ РК от 09.04.2004 г. № 165 и № 166, в которых установлены порядок и сроки представления налоговой отчетности по мониторингу. В соответствии со ст. 58 Налогового кодекса налоговое обязательство юридического лица прекращается после полной ликвидации, а также полной реорганизации путем присоединения (в отношении присоединившегося юридического лица), слияния, разделения и преобразования. В связи, с чем в Вашем случае представление налоговой отчетности по мониторингу не требуется только после полной ликвидации.
Вопрос 3: Возможно ли представление налоговой отчетности по мониторингу на бумажных носителях? Ответ: Согласно п. 2 ст. 544 Налогового кодекса информация по электронному мониторингу представляется в форме электронного документа, заверенного электронной цифровой подписью. При этом п.п. 33 п. 1 ст. 10 Налогового кодекса определено, что электронный документ налогоплательщика - это электронный документ, переданный в установленном электронном формате, удостоверенный электронной цифровой подписью налогоплательщика после его приема и подтверждения аутентичности. Таким образом, представление налоговой отчетности по мониторингу осуществляется только в электронном виде.
Вопрос 4: В случае отсутствия в справочнике кодов ТН ВЭД наименования приобретенного или реализованного товара, какой код ТН ВЭД необходимо указывать в «Книге покупок» и «Книге реализации»? Ответ: В налоговой отчетности по мониторингу, содержащей информацию о кодах ТН ВЭД, в графе «Код ТН ВЭД» указываются коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в соответствии с постановлением Правительства РК от 11.06.2003 г. № 567 «Об утверждении Соглашения об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества». Если в группах справочника кодов ТН ВЭД Вы не нашли соответствующий код ТН ВЭД к наименованию товара, то тогда информацию необходимо представлять в той же группе в подгруппе «Прочие». По услугам указывается код 98. Необходимо отметить, что в справочнике кодов ТН ВЭД, содержащемся в программном обеспечении информационной системы «Мониторинг крупных налогоплательщиков» (ИС МОП), реализован режим поиска товаров по наименованию или по коду товара, с автоматическим переносом выбранных данных в форму налоговой отчетности по мониторингу.
Вопрос 5: Каким образом можно отразить дополнительную информацию в налоговой отчетности по мониторингу, которая ошибочно не была указана в ранее отправленной налоговой отчетности? Ответ: В случае необходимости внесения дополнений в ранее представленную налоговую отчетность по электронному мониторингу, налогоплательщик может представить корректировочную форму налоговой отчетности за налоговый период, в который необходимо внести дополнительную информацию. Для внесения дополнительной информации в форму налоговой отчетности с неограниченным количеством строк, в графе «Номер строки» необходимо указать номер строки, следующий за последним номером строки, указанным в ранее представленной форме налоговой отчетности, и затем отразить по данной строке дополнительную информацию. При этом обязательно при заполнении корректировочной формы налоговой отчетности необходимо указать вид формы «корректировочная» и налоговый период, за который предоставляется данная форма. Кроме того, хотелось бы обратить внимание на порядок заполнения корректировочной формы налоговой отчетности в случае необходимости внесения изменений в ранее представленную налоговую отчетность. В данном случае, для внесения изменений в информацию, отраженную в ранее представленной форме налоговой отчетности с неограниченным количеством строк, в графе «Номер строки» необходимо указать номер строки, в которую вносятся изменения, и затем заполнить корректируемую строку. При этом корректируемую строку необходимо заполнить полностью, даже если в ней меняется значение только в одной графе. В случае если изменения вносятся в графы, которые содержат символьные значения (например, код ТН ВЭД, РНН, дата, номер контракта и/или счета-фактуры и т.п.), то в соответствующей графе отражается правильное значение. Если данная графа не корректируется, то заново вводится прежнее значение. В случае если изменения вносятся в графы, которые содержат числовые значения (например, цена за единицу, количество, сумма без косвенных налогов и т.п.), то в соответствующей графе отражается только сумма выявленной разницы. Если графа, содержащая числовое значение не корректируется, то вводится значение «0».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |