Количество вузов в Казахстане начнет сокращаться уже в следующем году. Министерство образования разрабатывает механизм оптимизации университетов, не отвечающих квалификационным требованиям. Какие вузы попадут под сокращение в первую очередь? Когда и какими предметами будет дополнено единое национальное тестирование? Будут ли возвращаться в государственную собственность проданные детские сады? И почему накануне перехода к 12-летнему образованию государство тратит огромные деньги на доработку некачественных учебников, вместо того, чтобы печатать совершенно новые книги? На эти и другие вопросы нашего корреспондента Елены Нефедовой отвечает министр образования и науки Бырганым АЙТИМОВА. - Бырганым Сариевна, ваш предшественник потерял кресло министра отчасти из-за перегибов, допущенных при реформировании системы образования. В своей работе вы всегда взвешиваете возможные последствия принимаемых вами решений? - Обязательно. Я всегда думаю, как я сама восприняла бы такое решение. Думаю, как мое решение может отразиться на конкретном человеке. Конечно, иногда приходится на перспективу принимать некоторые непопулярные решения. Тут нужен взвешенный подход, особенно если речь идет о вопросах финансирования. Но в погоне за финансовым равновесием я никогда не стремлюсь к тому, чтобы оно было получено любой ценой. - Экспертиза казахстанских учебников, проведенная год назад, показала крайне низкое качество многих из них. В этом году государство выделило деньги на работу экспертов. Означает ли это, что к концу 2006 года во всех учебниках будут исправлены все ошибки и неточности? - Экспертиза многих учебников уже проведена. Мы подключили группу ученых, авторские коллективы. Создан специальный республиканский центр «Учебник». Он не пишет учебники, а только проводит экспертизу и мониторинг учебников и учебных пособий, которые выставляются на госзаказ. Часть учебников будет заново переиздаваться с учетом устранения замечаний и орфографических ошибок. А некоторым авторам мы предоставили право, чтобы они сами доработали свои учебники. Эти пособия станут дополнительной литературой для наших учителей. - Почему государство выделяет 162 миллиона тенге на доработку учебников именно сейчас, накануне перехода к 12-летнему образованию, если в 2008 году школьникам понадобятся уже новые книги? - Да, это справедливый вопрос. Дело в том, что переход на 12-летнее образование в Казахстане будет постепенным. В 2008 году в 12-летку пойдут только первоклашки. И к этому времени мы подготовим учебники для начальной школы 12-летней системы образования. Потом, через год, пойдут в 12-летку учащиеся среднего звена. Таким образом, в течение 8 лет система школьного образования будет поэтапно переходить на 12-летнюю систему образования. Но до того, как все школьники перейдут на 12-летнюю систему обучения, нам все равно придется учить их по нынешним учебникам. Поэтому учебники сейчас нам обязательно нужно издавать. - На одной из встреч с журналистами вы сказали, что нам пора вводить в ЕНТ два дополнительных предмета. Когда этого ожидать? И может ли дополнительным предметом стать иностранный язык? - С моей точки зрения, действительно нужно ввести дополнительные два предмета в ЕНТ. Это связано с тем, что с увеличением предметов в ЕНТ у выпускника будет больше возможности для выбора специальности при поступлении в вуз. Но какие именно это будут предметы и будет ли среди них иностранный язык, пока неизвестно. В этом году мы оставляем в ЕНТ четыре предмета и просто усложняем сами тесты. - В прошлом году министерством была допущена утечка информации о ЕНТ, несмотря на то, что тесты охранялись правоохранительными органами. И как теперь будут контролироваться тесты? - Хочу отметить, что это были не сотрудники министерства. ЕНТ проводит Национальный центр по тестированию и стандартизации. Мы делаем ему заказ, выделяем финансовые средства, и центр готовит тесты в соответствии с нашими требованиями и занимается организацией процесса тестирования. Для предотвращения утечки тестов и ответов на них принимаются очень жесткие меры безопасности. В прошлом году утечка была. Центр тестирования сам, при помощи органов безопасности выявил этот факт и нашел виновного. Это был программист этого центра. Конечно, этот человек больше не работает в наших подразделениях. С апреля этого года под контролем представителей правоохранительных органов начато тиражирование экзаменационных материалов, установлены дополнительные видеокамеры. Сейчас принимаются все необходимые меры по защите технологии тестирования. - Вы надеетесь или можете гарантировать? - Можем гарантировать. - Школьная программа для детей, находящихся на надомном обучении, сокращена с 40 часов до 10-12. Кроме того, в ней не предусмотрено отдельно такой дисциплины, как история Казахстана. Но ЕНТ эти школьники сдают на общих основаниях. Не считаете ли вы, что это ставит детей-инвалидов в неравные условия со сверстниками и нарушает их права? - Без сомнения, мы недодаем этим детям. Существующих учебных часов для получения хорошего объема знаний, конечно, недостаточно. Сегодня существует дистанционная форма обучения студентов. И, может быть, нам действительно стоит попробовать адаптировать ее к детям, обучающимся дома. В республике около 85% школ подключены к Интернету. В американской системе образования так и выстраивают отношения с детьми, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать школу. Но для этого учитель и ребенок должны быть с компьютером на «ты». Кроме того, мы должны обеспечить этих детей оргтехникой, бесплатным доступом к Интернету. Это требует значительных расходов. Но я думаю, что мы можем пойти на это. Мы обязательно будем решать эту проблему и, возможно, будем ставить вопрос уже при рассмотрении бюджета на 2007 год. - Президент Казахстана настаивает на сокращении высших учебных заведений. Какие вузы закроются в этом году? Каковы критерии их отбора? - Самый главный вопрос к вузам - уровень качества образования, которое они дают. Весь вопрос в том, что многие учебные заведения претендуют быть университетами, не имея достаточной материально-технической базы, сильного профессорско-преподавательского состава и высоких технологий в образовательном процессе. Получается, что студент платит деньги за то, чтобы не получать знания, не получать специальность. Это же нонсенс. Чтобы защитить нашу молодежь от такой формы высшего образования, поставлена задача по оптимизации. Вузы должны исправлять свои недочеты. Если не справились - министерство в лице Комитета по надзору и аттестации будет ставить вопрос о неисполнении вузом квалификационных требований. Особенно внимательно мы будем относиться к университетам, где обучается менее 500 студентов. - Как будет проводиться оптимизация? - Все наши маломощные университеты могли бы объединиться и создать более сильные вузы. Это позволит усилить их ресурсы и значительно повысить качества предоставляемых образовательных услуг. Второй вариант - создание акционерных обществ, куда могли бы войти небольшие частные институты или колледжи. И третья форма - преобразование университетов и институтов в колледжи с высоким уровнем образования. Это будет система, которая есть на Западе. Тот же Гарвард состоит из многих колледжей. И у нас колледжи могли бы быть частью высшего учебного заведения. Дипломы они будут выдавать вузовские В них будет записано, что студент закончил колледж при таком-то университете. Сейчас мы над этим работаем. Эксперимент может начаться уже в следующем году. - Где и как будут продолжать образование студенты оптимизированных вузов? - Студенты при закрытии их института будут переводиться в другие вузы по родственным специальностям. Другой вариант - они будут доучиваться в своем вузе, но при этом учебному заведению будет запрещено делать новый набор. Через четыре года университет будет закрыт. - Чтобы выдержать процедуру аттестации и занять более достойное место в рейтинге высших учебных заведений, некоторые вузы требуют от выпускников справку о трудоустройстве, хотя бы фиктивную. Тем, кто такую справку не принес, не отдают диплом. Такая ситуация была даже в одном из ведущих вузов страны - Евразийском национальном университете. Как быть студентам? - Ректор не имеет права не отдавать диплом выпускнику вуза. Это неправомерное действие. Поэтому студентам надо быть посмелее, отстаивать свои права. А если не получается - пусть обращаются в министерство. Можно позвонить по телефону или написать мне. У меня есть личная страничка на веб-сайте министерства www. edu. gov. kz. Мы будем отслеживать законность требований. - В этом году некоторые вузы уже предупредили о том, что оплата за обучение в них будет подниматься на 15-20%. Это действительно так? - Это связано с тем, что с 1 января 2007 года на 30% увеличивается зарплата педагогов. Поэтому мы увеличиваем на эту сумму госзаказ для бесплатного обучения. Соответственно, студенты-платники тоже будут платить больше. Увеличение может быть и на 20, и на 30%. Это каждый вуз будет просчитывать сам. Так что платные услуги обязательно станут дороже. Но мы не должны бояться, так как в этом году в Казахстане начала работать система студенческого кредитования. Это 16-18% в год. Может быть, эти кредиты - не самые облегченные, но они намного дешевле других кредитов, которые у нас можно получить на другие цели. Их схема такова, что по истечении 8-10 лет процентная ставка составит всего 11%. - Вузы должны будут защищать процент увеличения оплаты за обучение? Или это по усмотрению ректора? - Нет. Ректор будет ориентироваться на размер государственного гранта. Каков грант - такова примерно стоимость обучения студентов-платников. И тут будут работать законы конкуренции. Если обучение будет слишком дорогим, абитуриент может выбрать другой вуз. - В бытность господина Кулекеева в должности министра образования практиковалось тестирование студентов на наркотики, при котором они должны были сдавать мочу на анализ прямо в стенах вуза. Считаете ли вы необходимым и допустимым такое тестирование? - По опыту ряда стран мы считаем это возможным, но обязательно конфиденциально и только с согласия родителей. Я лично, если бы были сомнения относительно моего ребенка, согласилась бы на такое тестирование. Ведь чем раньше это пагубное пристрастие обнаружится, тем легче с ним бороться. Хочу сказать, что мы прорабатывали этот вопрос по поручению республиканской комиссии по борьбе с наркоманией. Но такое предложение не поддержано, так как наше законодательство не позволяет ущемлять права человека. - Бырганым Сариевна, в 90-х годах в Казахстане были проданы едва ли не все детские сады, и сейчас в этих зданиях размещаются частные фирмы. В прошлом году было неоднократно заявлено, что эти здания снова нужно вернуть в собственность государства. Проводится эта работа? - В системе дошкольного воспитания республики функционирует 1283 дошкольных организации, в них воспитываются 192500 детей. Сеть дошкольных организаций по сравнению с 2004 годом увеличилась на 88 единиц, контингент - на 16600 детей. Для обеспечения качества дошкольного воспитания и обучения создан Республиканский центр «Дошкольное детство» и четыре филиала в городах Алматы, Костанае, Шымкенте, Семипалатинске. Для развития сети дошкольных организаций в 2008-2010 годах в рамках Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы планируется строительство 164 дошкольных организаций на 23 тысячи мест, создание 800 дошкольных мини-центров на 20 тысяч мест на базе организаций образования, открытие 380 кабинетов коррекции и инклюзивного образования для вовлечения детей с ограниченными возможностями в систему дошкольного воспитания. Впервые за счет республиканского бюджета выделено 3 млрд тенге на 2006-2008 гг. на строительство дошкольных организаций, что является социально-значимым вкладом в сферу дошкольного воспитания. Конечно, никто не возбраняет создавать частные детские сады тоже. А забрать бывшие детские сады у предпринимателей мы не можем, ведь они их приватизировали, а закон обратной силы не имеет. Но акимы стараются на местах решать эту проблему. Некоторым частникам взамен детских садов предлагают другие помещения. - Комиссия, организованная МОН РК, выявила в музыкальной школе-интернате им. А. Жубанова грубые нарушения законодательства РК, допущенные в период работы экс-директора Мамашевой. При этом было заявлено, что эти факты свидетельствуют об антипедагогическом характере действий прежней администрации и о нарушении норм педагогической этики. Между тем г-жа Мамашева была лично вами награждена почетными дипломами и медалью отличника образования. Как вы объясните эту ситуацию? - Я никогда не награждала госпожу Мамашеву. Это было до меня, так что это не соответствует действительности. Но претензии к ней действительно были. В начале учебного года в школе была проведена комплексная проверка министерства, которая выявила низкий уровень знаний учащихся. Также финансовые вопросы во вверенном ей учреждении находились не на должном уровне. Учитывая все это, трудовой контракт с Мамашевой не был продлен. Она обратилась в суд по этому вопросу. Городской суд признал законность непродления контракта с ней. Мною поручено нынешнему директору школы Бекзаде Мухановой устранить все недостатки, отмеченные во время проверки и организованно завершить учебный год. - Не планируете объединять жубановскую школу со школой им. Байсеитовой? - Я думаю, что две музыкальные школы республике не нужны. Республиканская школа должна быть в столице, поэтому мы строим здесь школу «Дарын» для одаренных детей. А в Алматы школа должна перейти в коммунальную собственность, и тогда она будет только для детей из Алматы и Алматинской области. Так что объединять два этих учебных заведения нет смысла. - После скандала с фондом «Юнона» Генеральная прокуратура предложила определиться, позволим мы фондам-посредникам работать на территории страны или нет? Как вы считаете, фонды должны у нас работать? - Прежде всего фонды по усыновлению обязаны иметь лицензию как в своей стране, так и на международном уровне. А если они действуют без лицензии, то привлекаются к уголовной ответственности. Конечно, нужно, чтобы мы отслеживали судьбу этих детей. За рубежом любой консул имеет право потребовать представления регулярных отчетов. И главное - он имеет право сам посетить этого ребенка и посмотреть, в каких условиях он живет. - Но в Америке около 5 тысяч наших детей, и только два консульских представителя… - Да, в консульских службах мало сотрудников. И, может быть, их число действительно нужно увеличить. Я считаю, что это один из путей решения вопроса. Но хочу подчеркнуть, что в зарубежных странах, чтобы получить право на усыновление, гражданин должен годами доказывать свое благополучие и свою чистоту намерений по отношению к ребенку. Чтобы получить право усыновить, они проходят через жесткие барьеры. - Тогда как можно объяснить случай, когда казахстанская девочка была изнасилована? - Следствие еще не закончено. Казахстан сделал официальный запрос, но пока американская сторона этот факт не подтверждает. Но если такой вопиющий факт подтвердится, тогда требования к усыновителям еще больше будут ужесточены. Мы будем ограничивать возможность усыновления, к примеру, по отношению к тем, кто планирует воспитывать ребенка один. - Как вы относитесь к усыновлению казахстанских детей однополыми парами? - Я лично не поддерживаю эту позицию. В нашем законодательстве однополые браки не узаконены. Соответственно, и наше представление о таких семьях всегда вызывает больше вопросов, нежели ответов. И это позиция министра, который вносит в парламент вопрос о ратификации Гаагской конвенции. - Когда-то вы преподавали английский язык в сельской школе. Что может заставить вас сейчас вернуться в глубинку на педагогическую работу? - Если моя судьба сложится так, что это будет единственный шанс заработать, то я восприму это как нормальное явление. Быть востребованной в дальнем ауле - намного лучше, чем в столице - безработной, обозленной на весь мир и не имеющей возможности жить достойно. Я родилась в селе. Меня всегда успокаивает, что, пока есть земля, вопрос о том, где и как работать, не должен стоять перед человеком. На Западе самое дорогое, что есть из недвижимости, - это земельный участок. Там каждый клочок земли на вес золота. А Казахстан имеет обширную территорию, и у нас этот вопрос так остро не стоит. Так что нам просто повезло. - По каким критериям вы выбираете сотрудников? - Не буду ханжествовать, хочу, чтобы со мной работали самые перспективные люди, которые могли бы быстро включиться в рабочий процесс. Нам никто не дает времени скрупулезно, длительно работать над одной конкретной темой. У нас темпы такие, которые задает глава государства. И ты должен, если не бежать впереди процессов, то хотя бы успевать за ними. Поэтому нам важна всесторонне проработанная оперативность. Нам не хватает рабочего дня. Поэтому большинству сотрудников приходится задерживаться на работе до завершения текущих дел. Например, те, кто работал над программой «Болашак», в прошлое лето не уходили домой до четырех часов утра. - Министр труда не грозит привлечь вас к наказанию за нарушение трудового законодательства? - А у нас внеурочная работа - дело добровольное (смеется). Если впереди два праздничных дня, я говорю своим сотрудникам: «У вас есть конституционное право на отдых. Но если кто-то из вас что-то не доделал, вы можете позволить себе прийти и доделать. Я вам разрешаю поработать». Если мне выдается один выходной в неделю, то это большой праздник. Не только для меня, но и для моих коллег по министерству. Ритм такой, что практически не бывает свободного времени. - Бырганым Сариевна, а за веяниями моды вы успеваете следить? - Не скрою, как любая женщина, я слежу за стилем одежды. Когда есть возможность увидеть фэшн-шоу по телевизору, я не премину посмотреть, даже если это в два часа ночи. Интересно, какие тенденции сегодня в моде. И все это хочется примерить, и этим самым поднимаешь себе настроение. От редакции К сожалению, после согласования с Бырганым Айтимовой из материала исчезло много интересных деталей. Теперь читатели не узнают, как на самом деле складываются ее личные отношения с бывшим руководителем музыкальной школы имени Жубанова, существует ли в Министерстве образования телефонное право при устройстве на работу, сколько земли имеет в Астане Бырганым Сариевна, и каким именно веяниям моды она следует. | |