|
|
|
20.05.2006 Выступление первого вице-министра иностранных дел РК, специального представителя РК по вопросам сотрудничества с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Рахата Алиева на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене (Австрия) 16 мая
АЛМАТЫ. 20 мая. Kazakhstan Today. «Господин председатель, Ваше превосходительство, дорогие друзья! Позвольте всех вас поприветствовать и поблагодарить Бельгийское председательство за созыв специального постоянного совета в связи с изменением графика министра иностранных дел Казахстана. Из-за переноса дня проведения совещания глав внешне политических ведомств Шанхайской организации сотрудничества он не смог принять участия в сегодняшнем заседании постоянного совета. Глава государства уполномочил меня обратиться к этой уважаемой аудитории и в рамках открытого диалога и обмена мнениями обсудить взаимодействие Казахстана с ОБСЕ. Прежде всего, я бы хотел отметить, что Казахстан постоянно и неуклонно ведет деятельность по достижению цели своего председательства 2009 году, будучи первой страной Евразийской части пространства ответственности ОБСЕ, выдвинувшей свою кандидатуру на этот пост. Мы получили официальную поддержку нашей инициативы от большого количества стран. Пользуясь этой возможностью, я бы хотел бы выразить глубокую признательность их уважаемому правительству и присутствующим здесь делегациям.
Казахстан осознает полноту своей ответственности за оказанное высокое доверие и оправдает его. Мы надеемся, что другие государства-участники ОБСЕ также присоединятся к формирующемуся консенсусу. Вместе с тем нам известно, что за нашей спиной ведутся консультации по альтернативной кандидатуре, представляющей Европейский союз, на заявленный нами еще в 2003 году срок. Я хотел бы также подчеркнуть, что это может серьезно помешать достижению консенсусного решения по председателю на 2009 год. Подобные действия не вполне соответствует духу открытости доверия и транспарентности, присущему ОБСЕ. Инициатива председательства Казахстана в ОБСЕ, исторические изменения, происходящие внутри нашего общества, а также рост международного влияние страны совпадает по времени. Высокие стандарты ОБСЕ деятельности стали для нашей страны четкой целью, к достижению которой мы уверенно продвигаемся через расширение и идентификацию сфер многостороннего взаимодействия. В том, что Казахстан представляет собой одну из самых динамично развивающихся стан мира с политической системой, ориентированной на демократические ценности, есть немалая заслуга и ОБСЕ. Мы благодарны ОБСЕ за эффективную помощь и поддержку. Намерены и дальше наращивать темпы сотрудничество с организацией. Рассматривая это сотрудничество как соответствующее самым высоким национальным интересам нашей страны, господин председатель, хотелось бы проинформировать Вас об основных аспектах внутренней и внешнеполитической ситуации в Казахстане. С момента обретения независимости мы придерживались принципа демократизации через экономический рост. С позиции сегодняшнего дня, очевидно, что такой подход себя полностью оправдал. На протяжении целого ряда лет мы осуществляем хорошо продуманную и спланированную стратегию устойчивого экономического и политического развития, проводим взвешенную и ответственную политику. Быстрыми темпами возрастает влияние среднего класса, это очень позитивный фактор, поскольку именно средний класс, как известно, является гарантом общественной стабильности и, самое главное, необратимости реформ. Результаты экономической и политической модернизации, которых мы достигли, позволили Казахстану поставить новую масштабную цель - войти в ближайшее 10-тилетие в число 50-ти наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся стран мира. Мировой опыт показывает, что экономические реформы и политическая модернизация являются взаимозависимым процессом. Но когда экономика не конкурентоспособна и гражданское общество развивается слишком поспешно, проведение радикальных политических реформ может привести к социальной дестабилизации и отторжению либеральных и демократических ценностей. Поэтому мы выступаем за постепенную эволюционную либерализацию, в рамках которой устойчивый экономический рост обуславливает последовательность демократизации всей политической системы. Успех казахстанских реформ заключается в уникальной конфигурации условий, сложившихся в результате реализации научно обоснованной стратегии политического и экономического развития, учета руководством страны передового зарубежного опыта и эффективного сотрудничества Казахстана с международными организациями. Вхождение Казахстана в фазу устойчивого экономического развития позволяет проводить масштабные политические реформы, направленные на повышение эффективности политической системы и государственного устройства. Нынешний приоритет состоит в последовательной интенсификации экономических социальных и демократических преобразований с учетом интереса нашего народа и обеспечения безопасности страны. В марте состоялось 1-е заседание Государственной комиссии по вопросам демократизации, которую возглавил президент страны Нурсултан Назарбаев. Задача комиссии состоит в том, чтобы выработать политическую реформу в Казахстане, которая будет пользоваться поддержкой всего населения страны. Именно поэтому в ее состав включены представители всех зарегистрированных политических партий, неправительственных организаций, парламентарии, деятели науки и культуры. Такое широкое представительство позволит учитывать весь спектр мнений и позиций в разных слоях и политических силах общества. Отмечу, что в прошлом году в стране уже было развернуто широкое обсуждение проекта этой программы, которая охватывает 6-летний период - с 2006 по 2011 год. За это время должны быть проработаны вопросы, касающиеся повышения роли парламента, политпартий, НПО, либерализации средств массовой информации, поэтапное введение выборности местных руководителей, совершенствование избирательных механизмов проведения административной и судебно правовой реформ. Я уверен, что Госкомиссия, занимаясь разработкой общенациональной программы политических реформ, окажет решающее влияние на перспективы конституционных преобразований в Казахстане, создание национальной модели политической системы, в рамках которой республика будет развиваться в ближайшее время. Только системный диалог и поиск разумных компромиссов приведет к ожидаемым результатам и покажут политическую зрелость и гражданскую ответственность всех политических сил страны. Я уже говорил, что Казахстан и в экономике, и в политике развивается по четко обоснованному поэтапному плану. Наша заявка на председательство стала серьезным дополнительным катализатором проведения политической модернизации страны, укрепления и развития гражданского общества. В прошлом году ратифицированы такие важнейшие международные документы по обеспечению гуманитарной безопасности, как международный пакт о гражданских и политических правах, международный пакт о социальных и культурных правах. Введен бессрочный мораторий на смертную казнь, активно функционирует институт омбудсмена, ведется работа по реформированию правоохранительной и судебной системы. В 2007 году запланировали ведение суда присяжных, принят закон о борьбе с коррупцией, в соответствии с рекомендацией БДИПЧ внесены серьезные изменения в выборное законодательство. Я перечислил далеко не все, но уже из сказанного, очевидно, что вектор демократического развития Казахстана, опирающийся на прочную экономическую базу и продуманную социальную политику, носит стратегическую направленность и останется неизменным. Хотелось бы подчеркнуть, что уже реализованные и запланированные меры по законодательству и внутриполитической практике осуществляются в рамках стратегического плана развития Казахстана, а не предпринимается из конъюнктурных соображений для обеспечения консенсуса по нашей заявке на председательство. Мы имеем позитивные примеры важных социальных инициатив. Например, Гражданский альянс Казахстана, объединяющий представителей НПО, бизнеса и профсоюзов, одобрил осенью прошлого года концепцию развития гражданского общества, в которой отражены основные предложения по совершенствованию законодательной базы и механизмы сотрудничества между правительством и всеми института гражданского общества. Считаю, что такая направленность развития вполне коррелируется с оправдавшей себя на западе моделью социального партнерства, представляющей собой разумный компромисс между экономической эффективностью и социальной справедливостью. Казахстан и дальше намерен развивать общую и национальную идентичность, основанную на равенстве всех граждан страны вне зависимости от их этнической, социальной или религиозной принадлежности. Только демократические механизмы могут обеспечить ненасильственное правление закона в столь многонациональной и многоконфессиональной стране. Среди этих механизмов я, прежде всего, хотел бы упомянуть наличие различных форматов для межэтнического и межрелигиозного диалога, в который активно вовлечены государственные и неправительственные структуры Казахстана. Наша страна готова поделиться с ОБСЕ собственным опытом в обеспечении межнациональной и межконфессиональной толерантности и в поддержании эффективного диалога, что является, как показывает практика, одним из ключевых элементов обеспечения безопасности и стабильности. Поэтому мы воспринимаем решение ОБСЕ о проведение в нашей стране в июле этого года совещания высокого уровня по вопросам межнационального, межконфессионального и межкультурного понимания как признание заслуг уникального опыта Казахстана в сфере обеспечения терпимости и не дискриминации и рассчитываем на активное участие в нем наших партнеров и коллег. Господин председатель, Казахстан имеет в глазах мирового сообщества устойчивую репутацию надежного и предсказуемого партнера. За 15 лет независимости нам удалось выстроить со всеми соседними государствами партнерские и союзнические отношения. Ни с одной страной у нас нет внешнеполитических противоречий. Наша страна является последовательным сторонником разоружения и расширения режима ядерного нераспространения. Мы присоединились ко всем 12-ти международным конвенциям, отнесенным ООН к нормативным актам по противодействию терроризма. Мы несем обязательства в качестве участника антитеррористической коалиции. Казахстан является участником адаптированного договора об обычных вооруженных силах в Европе, ратифицированного нашим парламентом без оговорок. Казахстан как региональную державу часто называют гарантом стабильности и локомотивом экономических и политических реформ в регионе Центральной Азии. Мы осознаем свою ответственность и готовы прилагать все усилия для того, чтобы в полной мере отвечать роли регионального лидера. Глубоко убежден, что Казахстан может и должен стать одной из базовых опор ОБСЕ в системе обеспечения всеобъемлющей безопасности в Центральной Азии, гарантом внутри региональных экономических связей, центром притяжения иностранного капитала и инвестиций. Поэтому казахстанское руководство приветствует и разделяет усилия ОБСЕ по налаживанию диалога с новым партнером по сотрудничеству - Афганистаном. Со своей стороны мы активно участвуем в экономическом возрождении этой страны. Считаем, что позитивная динамика мирного развития Афганистана будет способствовать общему оздоровлению в регионе Центральной и Южной Азии в целом. Казахстан осуществляет активное взаимодействие и оказывает поддержку инициативам по обеспечению глобальной и региональной безопасности в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Организации договора о коллективной безопасности. Представитель Казахстана скоро займет пост исполнительного секретаря ШОС, благодаря международному сотрудничеству Казахстан стал активным региональным игроком, вносящим большой вклад в укрепление безопасности и сотрудничество нашей части мира. Поэтому мы считаем необходимым развивать диалог межу ОБСЕ и Совещанию по взаимодействию и мерам доверия в Азии, инициированным и руководимым Казахстаном. С нашей точки зрения, это будет выгодно для обеих сторон в отношении продвижения и укрепления мер доверия и безопасности в Евразии. В июле текущего года в Алматы состоится саммит СВМДА, в работе которого приглашены участвовать руководители ОБСЕ. Господин председатель, принимая во внимание важность наращивания темпов взаимодействия с ОБСЕ, осенью прошлого года в МИД Казахстана создан Департамент ОБСЕ. В ближайшее время - летом текущего года -планируется открытие отдельного постоянного представительства при Организации по сотрудничеству и безопасности в Европе. Быть действующим председателем является высочайшей ответственностью для нашей молодой страны. Мы осознаем, что мера доверия, которая будет оказана сообществом ОБСЕ, чрезвычайно высока. В этой связи Казахстан преисполнен решимости с честью исполнить миссию руководителя ОБСЕ 2009 году.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |