|
|
|
22.05.2006 Реклама и пауза
Хитроумным рекламным трюкам объявляется решительный бой. Невзирая на строгий запрет алкогольной и табачной пропаганды, находчивые бизнесмены вкупе с юристами нашли лазейку. Открыто показывать свою продукцию перестали, зато вовсю гоняют рекламу живительной влаги под известными водочными марками. Новые маркетинговые приемы двигателя торговли стали поводом для очередного пересмотра рекламной политики, что вызвало ажиотаж среди производителей, рекламных агентств и парламентариев. С каждым днем он только нарастает на заседаниях рабочей группы, рассматривающей в стенах Мажилиса рекламные поправки. После очередного раута дебатов ее руководитель — депутат Куляш Агатаева встретилась с нашим корреспондентом. — Мы предлагаем ввести полный запрет на рекламу бренда, если понятно, что под ним рекламируется запрещенный товар, — пояснила Куляш Абдибековна. — Вы ведь знаете наших людей: на любой запрет всегда найдется хитрость, позволяющая его обойти. Это бизнес. А мы должны защищать свой народ от пагубного влияния алкоголя и табака. Все же прекрасно видят, что производители пишут одно, а подразумевают совершенно иное. Это возмущает население. Хотя, конечно, невозможно вообще запретить упоминание географических названий или наименования фирм — это их интеллектуальная собственность. К примеру, «Коньяк», «Шампань» или «Бахус». Но, если они хотят рекламировать сок, тогда на билборде должна быть сделана надпись, что это именно сок, и занимать не меньше трети площади щита. Сейчас же торговые марки и изображения бутылок с «живительной» влагой подаются броско и ярко. А вот пояснения «вода столовая» — мелко и блекло. — Законопроект предлагает наложить жесткое табу на скрытую рекламу самых прибыльных видов бизнеса — алкогольного и табачного. А мнением самих производителей депутаты интересовались? — Их представители постоянно участвуют в заседаниях рабочей группы. Наши двери всегда открыты. Они высказывают свои мнения, их никто не ограничивает. Законопроект, безусловно, сложный. И нам нужно учесть интересы всех сторон. С другой стороны, мы думаем, как защитить здоровье нации. Так, мои коллеги полностью поддержали предложение законодательно закрепить запрет рекламы табака и табачных изделий, которая приобрела завуалированные формы во время розыгрышей лотерей и всевозможных акций. Когда компании предлагают людям сдать несколько крышечек от пачки сигарет и выиграть приз. Тем самым стимулируют спрос на табачные изделия. Кстати, по этому пути пошли Испания, Норвегия, Финляндия и Украина. Правда, во многих европейских странах подобные ограничения вводились последовательно. Поэтому часть депутатов настаивает на том, чтобы оставить за табачными фирмами право размещать информационные плакаты о своей продукции в специализированных торговых точках. Аргументируя это тем, что потребители вправе знать, какие сигареты они курят. Но в таком случае получается, что мы должны предоставить такую же возможность и поставщикам алкоголя. Потянется цепочка. Тогда наши магазины будут пестрить плакатами, в которых рассказывается обо всей запрещенной к рекламе продукции. На мой взгляд, вполне достаточно тех сведений, которые указываются на упаковках. — Скажите, а финансисты подсчитывали, от каких налоговых сумм придется отказаться госказне в обмен на новые запреты? — По официальному заключению Министерства экономики и бюджетного планирования, действующий уже три года запрет на рекламу табака и алкоголя не ограничивает роста производства этой продукции. Соответственно, приток налоговых поступлений и акцизов в бюджет не сократился. — Однако вопреки требованиям закона в наши дома вместе с зарубежными телепередачами свободно проникает реклама российского пива всевозможных сортов и более горячительных напитков. Выходит, от наших запретов их производители только выиграют. Пивовары говорят о двойных стандартах. Вас это не смущает? — Действительно, это непростой вопрос. Операторы кабельного телевидения технически могут «глушить» рекламу на всех транслируемых каналах одновременно. Однако, что же делать со спутниковым телевидением, тем же Интернетом? Вполне очевидно, что нарушается конкурентная среда и права тех же казахстанских пивоваров. Если бы мы могли отрегулировать все эти моменты в рамках единого экономического пространства, то проблема была бы снята. — Если не ошибаюсь, наказывать нарушителей теперь будут тенге? — В свое время были приняты законы «О профилактике и ограничении табакокурения», «О рекламе». Хотя они не действовали в полной мере, так как в них не была предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательных требований. А, как вы знаете, это сводит к нулю эффективность того или иного закона. Но, давайте, глубже рассмотрим эту проблему с моральной точки зрения. По большому счету все думают, как обойти законодательство, а не исполнить его. Говорят о потере своих доходов. Рекламные компании в погоне за прибылью готовы, скажем так, слегка прикрыть глаза на нарушение законов. Вот и появляется у нас так называемая скрытая реклама, когда под известной маркой алкогольной продукции рекламируется минеральная вода или соленые сухарики с названием популярного пива. Нам нужно воспитывать культуру законопослушания. А у нас пока наблюдается обратный процесс.
Наталья ВАСИЛЬЕВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |