|
|
|
Источник: *Парламента Республики Казахстан (www.parlam.kz)
29.05.2006 Депутатами Сената и Мажилиса инициированы «контрольные» поправки в сфере административных правонарушений
АСТАНА. 29 мая. (Жигер Байтелесов) - Группа депутатов в Парламенте подготовила поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые будут представлены в среду на пленарном заседании Мажилиса. Как заявляют инициаторы, в связи с введением в действие 1 января текущего года законодательных поправок в Кодекс об административных правонарушениях отдельные государственные органы не могут осуществлять контрольные функции, закрепленные за ними законодательством. По утверждению парламентариев структурные подразделения министерств юстиции, охраны окружающей среды, Агентства по управлению земельными ресурсами, Налогового комитета Министерства финансов фактически не могут возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях. Они не могут также налагать административные взыскания по ряду статей, относящихся к их непосредственной компетенции. Причину народные избранники видят в вышеназванных поправках. Нововведениями впервые были установлены пределы административных штрафов, которые вправе налагать должностные лица контрольных органов в отношении отдельных правонарушителей. Соответственно статьи Кодекса, определяющие компетенцию уполномоченных органов по управлению земельными ресурсами, а также в сфере государственной регистрации юридических лиц и актов гражданского состояния были изложены в новой редакции. Значительному изменению подверглись и некоторые иные статьи. В связи с этим парламентариями инициированы новые поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Они направлены на то, чтобы устранить противоречия как в нем самом, так и для приведения в соответствие с положениями Земельного и Налогового кодексов. В соответствии с нормой закона «Об органах юстиции» к территориальным органам Министерства юстиции, среди прочих, относятся управления юстиции районов, городов. Между тем, отмечают депутаты, одна из статей названного Кодекса наделяет полномочиями рассматривать дела и налагать взыскания только руководителей департаментов юстиции областей и городов Астаны и Алматы. Но, по утверждению парламентариев, повсеместно совершаются нарушения, о которых говорится в таких статьях Кодекса, как незаконное изъятие паспортов, удостоверений личности или прием их в залог, а также утрата или приведение в негодность удостоверения личности, паспорта гражданина. Или в таких нормах, как представление заведомо ложных сведений при получении удостоверения гражданина (паспорта) или других документов, удостоверяющих личность. И, соответственно, убеждены парламентарии, целесообразно возбуждать и рассматривать их именно на уровне районного и городского управления юстиции. Направление протоколов по таким правонарушениям в областные органы юстиции влечет за собой неоправданные расходы и нарушение установленных сроков рассмотрения дел и привлечения правонарушителей к ответственности. В поправках парламентариев предлагается наименования лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях в сфере землепользования, привести в соответствие с нормой Земельного кодекса. Согласно ей лицами, осуществляющими контроль в этой области, являются государственные инспекторы по использованию и охране земель. Между тем, обращают внимание авторы поправок, Кодекс об административных правонарушениях устанавливает соответствующую компетенцию для государственных инспекторов по управлению земельными ресурсами. Депутаты в своих поправках предлагают увеличить размер штрафов, налагаемых Главным государственным инспектором Республики Казахстан на юридических лиц - субъектов крупного предпринимательства, - до 500 месячных расчетных показателей. Это обусловлено тем. Поясняют инициаторы нововведений, что за нарушение права государственной собственности на землю на крупных предпринимателей налагается штраф от 300 до 500 месячных расчетных показателей. Однако, согласно норме Административного кодекса на указанных субъектов могут быть наложены штрафы в размере до 300 месячных расчетных показателей. Как поясняют инициаторы законодательных новшеств. Круг лиц, на которых инспектора вправе налагать штрафы, дополняется некоммерческими организациями. Ибо согласно отдельным нормам Особенной части вышеназванного Кодекса они выступают правонарушителями в области использования и охраны земель. В то же время другой нормой Кодекса за контрольными органами не закреплено право взыска штрафов с некоммерческих организаций. Это приводит, констатируют депутаты, к необоснованному исключению ответственности даже при наличии факта совершения правонарушения. В соответствии с упомянутой выше нормой Кодекса утверждение всех протоколов и постановлений по делу, направленных территориальными главными государственными инспекторами возложено на Главного государственного инспектора Республики Казахстан. С учетом выявляемого в целом по республике большого количества административных правонарушений, Главному государственному инспектору Республики Казахстан в одном лице фактически невозможно осуществлять свои полномочия по утверждению протоколов. Введение указанного положения в Кодекс, заявляют депутаты, не оказало положительного влияния на эффективность осуществления указанными органами контрольных функций. Наоборот, утверждают народные избранники, в настоящее время происходит систематическое повсеместное нарушение порядка и сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях. На основании изложенного, резюмируют депутаты, представляется необходимым указанную норму исключить. Одной из основных задач поправок парламентариев является устранение противоречий между нормой Кодекса, определяющей полномочия органов, осуществляющих государственный контроль над использованием и охраной земель, и нормой Особенной части, устанавливающей административную ответственность за отдельные правонарушения в сфере землепользования. Размеры штрафов, предусмотренные статьями Кодекса о правонарушениях в области использования и охраны земель, превышают пределы штрафов, которые могут налагать государственные инспекторы. Таким образом, практически исключаются контрольные функции территориальных инспекторов, и, соответственно, налагать взыскания в указанных случаях вправе только Государственный инспектор Республики Казахстан. Хотя, замечают депутаты, в силу своей специфики такие правонарушения должны рассматриваться на местах. С целью устранения этого противоречия поправками парламентариев и вносятся изменения в норму Кодекса, корректирующую пределы штрафов, налагаемых этими двумя инспекторами. Как заявляют парламентарии, ни один государственный орган не может возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях. Это такие в Кодексе, как: неполная и несвоевременная уплата неналоговых платежей в бюджет, нарушение срока постановки на налоговый учет в налоговом органе и нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Парламентарии предлагают наделить правом рассмотрения таких дел налоговые службы. Депутаты предлагают также внести в Кодекс дополнение, наделяющее органы государственного контроля в области охраны окружающей среды правом составлять протоколы об административных правонарушениях (нарушение законодательства об экологическом аудите), рассматриваемых судами. Авторами поправок являются сенаторы Евгений Аман и Иоганн Меркель, а также депутат Мажилиса Сергей Жалыбин. По поручению коллег Иоганн Меркель доложит Мажилису о законодательной инициативе, как ожидается, 31 мая.
Жигер Байтелесов - гл. консультант Пресс-службы Аппарата Мажилиса - 746304
Источник: *Парламента Республики Казахстан (https://www.parlam.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |