|
|
|
Вино - радость или гадость? Ирина СЕРГЕЕВА, 02.06.2006
В среду на очередном пленарном заседании мажилисмены обсуждали поправки в законодательство по вопросам рекламы
АСТАНА - Как ни странно, но на этот раз, внося поправки в законодательство, правительство было более лояльным, нежели депутаты. Именно мажилисмены, обсуждая законопроект в рабочей группе, внесли ряд весьма жестких предложений. В частности, мажилисмены предложили установить полный запрет на рекламу табака и табачных изделий, одновременно увеличив до 30% место для предупредительной надписи о вреде курения на сигаретных пачках. Депутаты также предлагают запретить проведение розыгрышей призов и лотерей, стимулирующих спрос и интерес к алкоголю и табаку, а также рекламу товаров с использованием элементов товарного знака или названия, известного как наименование алкогольной и табачной продукции, за исключением географических названий и фирменных наименований. А вот размещение информации о табачных изделиях и рекламу пива народные избранники предлагают разрешить, так как по Ниццкой конвенции пиво отделено от алкогольной продукции.
Информация и реклама - одно и то же
Представляя депутатам законопроект, вице-министр юстиции Серик НУГМАНОВ сразу отметил, что правительство против предложенных депутатами норм о «разрешении информации о табаке, разрешении рекламы пива, запрета на использование общеизвестных товарных знаков и установлении общей административной ответственности». - Сегодня мы пришли к такой ситуации: мы полностью запретили рекламу табака, но тут же разрешаем информацию о табаке. Но что такое реклама? Реклама - это информация о товарах и услугах с целью продвижения на рынке, - объяснял юрист. Однако далеко не все депутаты согласились с вице-министром. Так, Нурбах РУСТЕМОВ заявил, что поддерживает введение полного запрета на рекламу табачных изделий, и это его личная гражданская позиция. «Но не стоит здесь забывать о правах совершеннолетних курильщиков на получение информации. Информация не может рассматриваться только как реклама. Любая антиреклама - это ведь информация. Поэтому наряду с размещением информации о табачных изделиях может размещаться информация о вреде табачных изделий», - подчеркнул мажилисмен. Его коллега Мурат КАРИМОВ, напротив, считает, что любая информация о табаке вредна. И вот почему: - Мало кто знает, что табак приводит к импотенции и уменьшению деторождаемости, - сказал депутат. - Вот почему в наше время начавшие курить в 8-10 лет парнишки в 35 лет становятся импотентами. Поэтому не только рекламу, но и информацию про табак следует запретить полностью. Ничего о табаке говорить нельзя хорошего. Табак - вещь зловредная.
Вино - для споров депутатам дано?
Вечный спор на рекламную тему в парламенте - это реклама алкогольной продукции. Когда-то депутаты уже обвиняли средства массовой информации, рекламирующие продукцию винно-водочных заводов в попытке споить подрастающее поколение. Пиво, вино и прочую алкогольную продукцию отнесли едва ли не к самому страшному бичу человечества, который непорядочные СМИ, в попытке заработать денег на рекламе, несут в массы и навязывают молодежи. Но сейчас депутаты, предлагая разрешить рекламу пива на том основании, что в Ниццкой конвенции оно отделено от другой алкогольной продукции, одновременно решили запретить рекламу товарного знака как такового, если под этим брендом производится алкоголь. К примеру, «Русский размер», Davidoff, Dunhill, Camel и другие известные бренды. Хотя тот же Davidoff, помимо алкоголя и сигарет, производит неплохой кофе, а Dunhill, кроме известной табачной марки, еще и хорошие и престижные офисные аксессуары. Неправильность и нелепость такого запрета депутатам - инициаторам поправки пытались объяснить не только представители правительства, но и их же коллеги. Столь пристальное внимание к физическому и нравственному здоровью населения может привести к обратным и даже абсурдным результатам. Так, Дарья Клебанова заявила: - Ссылки на то, что визуальное или вербальное употребление товарных знаков ассоциируется у потребителей с определенным видом товаров, могут нас привести к тому, что мы займемся вопросом, «каким же образом наше население выстраивает ассоциативный ряд». Так мы можем далеко зайти. И даже прийти к выводу, что, например, бананы, которые появляются в рекламе жевательной резинки, могут вызвать у нашего населения совершенно не те или неправильные ассоциации. Если мы не говорим об объектах теории Зигмунда Фрейда, то вообще для здоровой части населения бананы - это просто бананы. Тему восприятия населением бананов по теории Фрейда депутаты продолжать не стали, переключившись на любимую алкогольную тему. И тут-то выяснилось, что народные избранники - прямо-таки эксперты в вопросе пользы и вреда алкоголя. Мурат Каримов начал с медицинской лекции: - Употребление пива в малых количествах является положительным явлением, полезно для здоровья. А вот употребление его в больших количествах вредно и приводит к пивному алкоголизму. Поэтому к пиву отношение должно быть своеобразным… Алкоголь, опять-таки… даже в то старое советское время, когда мы обязаны были про алкоголь говорить все плохое, я, как профессор, говорил и хорошее. Употребление алкоголя, конечно же, во вред, если оно переходит определенные грани. Алкоголь можно употреблять только в определенных случаях. Я называю их три, как врач: если ты замерз, и тебе грозит пневмония… здесь рюмку выпить не грех. Если у тебя стрессовая ситуация, лучше этот стресс снять 100 граммами алкоголя, чем умереть от инфаркта миокарда тут же. Мажилисмен попытался обойти стороной третий случай и закончить выступление, но депутаты настояли на продолжении, и Каримов продолжил: - Если вы хотите быть парнем долгое время - 50 грамм не мешает. А что касается сухого вина, то это пищевой продукт. И употребление сухого вина - вещь иногда положительная. Если у человека, кишечник слаб - ему рекомендуют бокал красного вина. Если у человека, наоборот, закрепление - ему рекомендуют бокал белого вина. То есть это лечебный фактор. Общее впечатление палаты от медицинской лекции озвучил спикер Мажилиса Урал МУХАМЕДЖАНОВ: «Я из выступления понял, что алкоголь в малых дозах безвреден…» - Разговор идет о том, чтобы мы из бескультурно пьющей страны стали культурно пьющей, - продолжил тему Нурлан ЖЫЛКЫШИЕВ. - Мы наблюдаем в Казахстане за рекламой, которую делают производители российского пива. А в то же время казахстанские пивовары этой рекламой не могут заниматься, мы же ограничиваем собственных товаропроизводителей. Что касается вина, в Италии, Испании, Франции вино - это в первую очередь пищевой продукт. Я хочу сказать: в плане импотенции херес - он заменяет виагру вообще. Но, в отличие от виагры, это натуральный продукт. Понимаете? Взаимно обогатившись знаниями о пользе алкоголя «в малых дозах» и вреде табака «для здоровья парней» депутаты решили одобрить поправки в первом чтении, то есть концептуально. А детальное обсуждение этих же спорных норм продолжить в комитетах и рабочей группе Мажилиса во время подготовки законопроекта ко второму чтению.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |