|
|
|
07.06.2006 Казахстанская ассоциация издателей газет -
До конца июня этого года депутатами Мажилиса Парламента РК планируется рассмотреть и принять правительственные предложения по реформированию законодательства о средствах массовой информации. Внесенные на рассмотрение депутатам министром культуры и информации РК Е.Ертысбаевым, эти поправки еще до обсуждения в стенах Мажилиса стали темой, широко обсуждаемой в журналистских кругах. Хотя предложения правительства касаются не столько регламентации деятельности журналистов, сколько деятельности по организации и созданию самого средства массовой информации и, таким образом, касается, прежде всего, собственников СМИ и издателей. На первый взгляд, в правительственном законопроекте больше политики, нежели здравого смысла и логики; и демонстрации силы, нежели желания наладить конструктивный диалог и сотрудничество со СМИ. Например, необходимость принятие нормы об обязательном резерве собственника СМИ мотивирована “актуальностью проблемы исполнения решения суда о возмещении морального вреда за распространение сведений, ущемляющих права и законные интересы, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию физических и юридических лиц с собственников СМИ”. Интересно, правда? Видимо, предполагается, что средства этого самого обязательного резерва будут потрачены на выплату компенсаций за причиненный моральный вред. Почему бы правительству не пойти дальше и не обязать всех работодателей, не только предприятия в медиа-сфере, иметь свой обязательный резерв на случай возмещения морального вреда по трудовым, экономическим и другим спорам? Интересно было бы обязать правоохранительные и государственные органы иметь свой обязательный резерв на случай удовлетворения претензий граждан по возмещению вреда и убытков, причиненных неправомерными действиями их сотрудников. Это с одной стороны. С другой стороны, журналисты, издатели и собственники СМИ тоже частые гости в судах и выступают они там не только в качестве ответчиков, но и зачастую в качестве истцов, многие дела выигрываются и, в том числе, удовлетворяются требования истцов о выплате компенсации за причиненный моральный вред. Гарантирует ли правительство исполнение этих судебных решений журналистам, собственникам и издателям СМИ?
Обязательный резерв собственника СМИ
Что предлагает правительство? Ввести в Закон РК “О СМИ” понятие “обязательные резервы” - это деньги, принадлежащие собственнику СМИ на праве собственности или полученные в кредит и размещаемые в банках второго уровня на территории Республики Казахстан на основании договора банковского вклада (депозита) по первому требованию (вклад до востребования) и используемые ими в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. Обязательный резерв может формироваться за счет собственных средств собственника СМИ, а может быть получен в качестве кредита в банках второго уровня. Размер обязательного резерва - не менее 5000 расчетных месячных показателей, на сегодняшний день 5075000 тенге (более 40000 долларов). Использован резерв должен быть исключительно “в случае возмещения морального вреда, причиненного распространением в средстве массовой информации сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию физических и (или) юридических лиц. Один раз в шесть месяцев собственник СМИ обязан предоставлять справку о движении средств на счетах, составляющих обязательный резерв, в уполномоченный орган. Кроме того, собственник СМИ обязан контролировать состояние счета, не допускать снижения суммы резерва ниже установленного уровня и своевременно его пополнять. При постановке на учет СМИ и переучете СМИ, в случае принятия этих поправок, потребуется предоставление “нотариально заверенной копии документа, подтверждающего наличие обязательных резервов”. К чему приведет данное требование? Во-первых, изъять из оборота и “заморозить” сумму более, чем 40000 долларов в качестве обязательного резерва смогут позволить себе далеко не все собственники СМИ. Это требование можно рассматривать как незаконное вмешательство в частную предпринимательскую деятельность со стороны государства. Для многих собственников и издателей, особенно в регионах, выполнение этого требования неизбежно приведет к ограничению издательской деятельности и ликвидации СМИ. Во-вторых, из текста правительственного законопроекта совершенно не ясно - относится ли данное требование только к собственникам вновь зарегистрированных СМИ или потребуется всем собственникам СМИ, имеющим на руках свидетельство о постановке на учет СМИ, создать обязательный резерв в соответствии с установленными требованиями? В-третьих, также неясно, каковы будут меры ответственности собственника СМИ и издателя за нарушение требования о наличии обязательного резерва? Приостановление выпуска СМИ? Аннулирование свидетельства о постановке на учет? В-четвертых, совершенно непонятно, почему определен именно такой денежный предел для обязательного резерва? Какие расчеты или статистика привели именно к этой сумме - 5000 расчетных месячных показателей? Очевидно, что принятие этой нормы приведет к росту числа надуманных и необоснованных претензий к собственникам и издателям СМИ, а, учитывая, что судебная практика по разрешению споров о защите личных неимущественных прав и возмещении морального вреда далека от совершенства и единообразия, можно предположить, какие последствия ожидают издателей региональных СМИ в недалеком будущем.
Расширение перечня оснований для переучета СМИ
Что предлагает правительство? Еще одно предложение правительства касается расширения перечня оснований для переучета СМИ. Теперь помимо традиционных оснований переучет необходим в связи со сменой главного редактора (редактора), адреса редакции, периодичности выпуска, выхода в эфир. К чему приведет данное требование? Разрешительная процедура учета (переучета) СМИ уже давно в нашей стране используется в качестве кнута и пряника. Ни о каких качественных государственных услугах нельзя говорить, если речь идет о постановке на учет (переучет) СМИ. Никогда не соблюдается срок постановки на учет, установленный в законе; помимо четко определенного перечня документов для учета (переучета) требуется предоставить дополнительные документы и сведения. С добавлением новых оснований в перечень необходимых для переучета СМИ появятся и новые проблемы: продолжительность процедуры увеличится многократно, как и участятся необоснованные отказы в переучете СМИ. В случае появления нежелательных для министерства фамилий главных редакторов в заявлении о переучете, собственник СМИ рискует вообще не пройти эту процедуру, пока не сменит фамилию главного редактора на желательную или нейтральную. Можно предположить, что в министерстве будет создан “черный список” редакторов СМИ, то есть лиц, которым просто грозит запрет на занятие профессиональной деятельностью.
Уплата сбора за регистрацию СМИ
Что предлагает правительство? За выдачу свидетельства о постановке на учет СМИ взимать сбор. Предполагается предусмотреть дифференцированный подход к установлению ставок сбора. Обычно взимание сбора рассматривается как оплата услуг государства по совершению той или иной процедуры. Заплатив деньги, гражданин вправе ожидать своевременного и качественного предоставления услуги со стороны государственного органа. Сбор за регистрацию СМИ дифференцируются в зависимости от тематической направленности издания. Как правило, издания, адресованные несовершеннолетним и имеющие социальную направленность, освобождены от уплаты сбора, и, напротив, рекламные издания платят сбор по повышенной ставке. К чему приведет данное требование? Пока не понятно, каковы будут размеры сбора в Казахстане и как они будут дифференцированы, однако если при уплате сбора собственники и издатели СМИ будут испытывать те же проблемы, что и сейчас при прохождении учета (переучета) СМИ, ни о каком качественном предоставлении услуг невозможно говорить.
Расширение перечня сведений, указываемых в заявлении о постановке на учет и прилагаемых к заявлению документов (учредительные документы)
Что предлагает правительство? Дополнительно, при процедуре постановки на учет (переучет), предоставлять нотариально заверенные учредительные документы собственника СМИ. Сейчас, как известно, закон не обязывает собственника предоставлять учредительные документы, а только лишь нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица. К чему приведет данное требование? Казахстанскому медиа-рынку явно не достает прозрачности, в том числе и по вопросу собственности на средства массовой информации. Предоставление учредительных документов могло бы частично решить эту проблему, предоставив сведения о реальных владельцах СМИ и уровне концентрации СМИ в их руках. Однако… нет никакой информации о том, что министерство намерено предпринимать какие-либо шаги в деле достижения реальной прозрачности казахстанского медиа-рынка. Поэтому, скорее всего, учредительные документы собственника будут использованы не по назначению - как еще один механизм воздействия на нелояльных учредителей средств массовой информации. Удивительно, что отраслевое министерство в середине 2006 года предлагает такие репрессивные поправки в законодательство, регулирующее деятельность СМИ, и эти поправки идут вразрез с мировыми тенденциями в сфере СМИ, тенденциям, которым Казахстан подвержен неоспоримо. Удивительно, что министерство проходит мимо действительных и настоящих проблем в медиа-отрасли, которые необходимо решать совместно с издателями, вещателями, полиграфистами, и отвлекается на законотворческую работу, которая ни к чему, кроме как к снижению имиджа Казахстана в глазах международного сообщества, не приведет.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |