|
|
|
Законотворчество - любит консервативный подход
Жумагельды Елюбаев, Президент Казахстанской Ассоциации Юристов нефтегазовой отрасли, Генеральный менеджер Договорно-правового отдела СП «Тенгизшевройл»
Интервью с персоной номера мы, как правило, предваряем автобиографическими данными. О себе Жумагельды Сакенович Елюбаев рассказывает так. - Не могу отнести себя к числу известных и знаменитых людей нашей страны. Я простой гражданин и труженик своей страны и биография моя похожа на биографию тысяч людей моего поколения. Мои предки, кипчаки по роду, на протяжении многих веков проживали в южных регионах нынешней Омской области Российской Федерации. Ну, а родился я 4 марта 1954 года по воле судьбы, а может быть по воле Всевышнего, в целинной палатке строящегося совхоза «Кутузовский» Иртышского района Павлодарской области, куда приехали мои родители, Сакен Елюбаевич и Тогай Оспановна, как тысячи их сверстников, на освоение целинных земель. Так я стал по рождению казахстанцем ещё задолго до распада Советского Союза. После моего рождения, родители вернулись в родные края, Омскую область, где прошли моё детство и школьные годы. А дальше, моя жизнь складывалась как у всех молодых людей советского периода - служба в Вооружённых Силах СССР, комсомол, профсоюз и коммунистическая партия, учёба в институте, начало профессиональной деятельности по направлению ВУЗа и так далее. Должен сказать, что судьба меня не обидела, я прошёл хорошую школу в Морских частях пограничных войск КГБ СССР на Сахалине, закончил одну из лучших юридических школ того времени, судебно-прокурорский факультет Свердловского юридического института, где посчастливилось получать азы юридической науки у великих правоведов - Сергея Сергеевича Алексеева, Октябрь Алексеевича Красавчикова, Вениамин Фёдоровича Яковлева и многих других знаменитых и известнейших учёных. По распределению осуществилась моя давняя мечта стать судьей. Свою карьеру я начинал в Ивдельском городском суде Свердловской области, где получил первые практические навыки. Затем, в 1987 году, по воле судьбы, оказался в Казахстане, где продолжил свою профессиональную карьеру в качестве Заместителя председателя Алматинского городского суда, Судьи Верховного Суда, Заместителя Генерального прокурора и Вице-Министра юстиции Республики Казахстан. Около двух лет работал инструктором, а затем консультантом Государственно-правового отдела ЦК Компартии Казахстана, где прошёл хорошую школу государственного управления, ведь не секрет, что тогда ЦК Компартии был практически высшим органом не только партийной власти, но и государственной. Затем, в моей жизни произошёл крутой поворот, пробыв на государственной службе почти 20 лет, я оказался по приглашению известной нефтяной корпорации «Шеврон» в сфере международного бизнеса и вот уже чуть более восьми лет возглавляю Договорно-правовой отдел совместного предприятия «Тенгизшевройл», являющегося флагманом нефтяной индустрии Казахстана. Если говорить о семье, то я по истине счастливый человек. Вот уже более 25 лет мы вместе «строим» нашу жизнь с Жибек Ербулановной, моей супругой. Она тоже получила образование в России, закончила Свердловский институт народного хозяйства, работала на различных должностях в системе «Газпрома» СССР, Министерства строительства Республики Казахстан и вот уже более десяти лет работает в банковской сфере Казахстана. Дети - это особая моя радость и гордость. Дочь Жанар закончила КАЗГЮА, получила степень Бакалавра права в Ноттингемском универстите в Англии, а затем защитила степень Магистра права в одном из элитных учебных заведений Англии - Лондонской Школе Экономике. Сейчас работает в Алматинском офисе международной юридической фирмы. Сын в этом году завершает учёбу в КИМЭП. В конце 2004 года мой скромный труд был отмечен орденом «Курмет». - Вы не понаслышке знаете проблемы в сфере недропользования. Как на ваш взгляд складывается практика законодательного регулирования отношений в этой отрасли экономики? - Сфера недропользования в Казахстане, и в настоящее время, остаётся одним из приоритетных, от развития которой, без преувеличения, можно сказать, зависит успех всей экономики нашей страны. В начале прошедшего десятилетия, именно привлечение иностранных инвестиций в сферу недропользования позволило решить труднейшие задачи по проведению социально-экономических преобразований. И сейчас, когда Республика Казахстан надёжно укрепила свой политический и экономический статус на всём Евразийском пространстве и успешно развивает рыночные институты, эта сфера экономики продолжает быть основой экономической безопасности страны. Если говорить о правовом регулировании сферы недропользования, то следует заметить, что у нас в стране, в общем, создана хорошая законодательная база, которая является основой её успешного развития. Вспомним, 1995 год, период парламентского и правительственного кризиса, когда под угрозой оказалась не только экономика, но и политическая судьба страны. Именно тогда, зная важность развития сферы недропользования для страны и народа, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, руководствуясь предоставленными ему чрезвычайными полномочиями, издал ряд Указов, имеющих силу закона, которые и явились фундаментом правовой базы для регулирования отношений в сфере недропользования. Это Указы: «О лицензировании», «О недрах и недропользовании», «О нефти», «О налогах и иных обязательных платежах» и другие. Далее, эти Указы были дополнены и получили статус законов страны, было принято ряд других законодательных, правительственных и ведомственных правовых актов, которые регулируют сложные отношения в сфере недропользования. Следует сказать, что поскольку в эту сферу экономики привлечены наиболее крупные иностранные инвестиции, то отношения в ней регулируются ещё и правовыми актами, посвящённые вопросам использования и защиты инвестиций. То есть существует сложная система правовых актов, от правильного применения которых зависит успех в развитии сферы недропользования. В силу этого, трудно согласится с теми, кто считает, что в Республике Казахстан нет законов, которые правильно и эффективно регулировали бы отношения в этой сфере экономики. Здесь речь может идти о совершенствовании законодательства, о его дальнейшей систематизации и правильном применении, сокращении числа правительственных и ведомственных правовых актов, порой противоречащих друг другу и создающих конфликтные ситуации. Вот здесь работы, как говорится, выше головы. С сожалением, следует отметить, что практика применения законодательства в сфере недропользования в настоящее время складывается не должным образом, что отрицательно влияет на деятельность хозяйствующих субъектов. Положения законов и иных правовых актов используются в большей степени в целях утверждения диктата государственных контролирующих органов и государственных чиновников. Многие правовые акты незаконно используются как основание к вмешательству в финансово-хозяйственную деятельность компаний, работающих в сфере недропользования, как источник необоснованного и незаконного пополнения государственного бюджета, как рычаги к утверждению монополий в той или иной смежной сфере экономики. Я уже не раз выступал на эту тему со страниц журнала «Юрист» и других СМИ. Эти проблемы не раз обсуждались с трибун различных правовых форумов - конференций, семинаров, однако «воз и ныне там». Чтобы не быть голословным приведу один из ярких примеров необдуманной импровизации в сфере законотворчества. Так, в декабре 2004 года по инициативе ряда государственных ведомств были внесены изменения в статью 30-5 Закона «О нефти», которым был установлен полный запрет на сжигание газа на факелах. Эта законодательная новелла была принята без учёта того, что ни одно казахстанское предприятие, работающее в нефтегазовой отрасли, не имело технологии, которая позволила бы им не сжигать газ, а утилизировать его. Так, одним росчерком «законодательного пера» все добывающие предприятия нефтегазовой отрасли были поставлены «вне закона», что повлекло за собой наложение на них жёстких санкций материального характера, исчисляемое десятками миллионов долларов. Существующую технологию нефтегазодобывающих и перерабатывающих предприятий, которую, кстати, трудно отнести к несовершенным, нельзя изменить сразу, поскольку это сложные производственные и технологические комплексы. И для того, чтобы изменить их необходимо время, исчисляемое несколькими годами. В течении почти 11 месяцев действовало это законодательное положение и за это период предприятия вынуждены были производить плату в 10-кратном размере, поскольку компетентными государственными органами было отказано им в выдаче специальных разрешений, позволяющих сжигание газа на факелах согласно существующим и утверждённым самими же государственными органами технологиям. Наконец, в конце прошлого года по инициативе нефтегазодобывающих предприятий, Казахстанской Нефтяной Ассоциации (KPA), Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли (KPLA) и самого Правительства РК, Парламент, с учётом текущей ситуации, принял поправку и изменил эту законодательную норму, установив определённые механизмы его реализации. Конечно, для общественности всегда важен вопрос о благополучной экологической ситуации, но решать этот вопрос необходимо продуманно, без нарушений прав недропользователей и других хозяйствующих субъектов. Чтобы осознать описанный пример «законодательной импровизации» приведу простой пример, если бы Аким города Алматы принял нормативное решение о запрете использования отопительных печей в частных домах и запретил бы использование частных автомобилей, в целях улучшения экологической ситуации в городе. Как бы мы отнеслись к этому решению? Вроде благородно и забота о населении... Законодательная база страны должна способствовать эффективному развитию экономики страны, существующие проблемы должны разрешаться продуманно и разумно, а не только путём запретов, предпринимаемые государственные меры не должны быть направлены на ущемление прав хозяйствующих субъектов. В этом важном вопросе необходимо всегда соблюдать баланс интересов. - В последнее время в республике был принят ряд законодательных актов по недропользованию. Что Вы можете сказать о таких законах Республики Казахстан, как «О недрах и недропользовании», «О нефти», «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море»? - Я могу сказать, что это очень важные, крайне необходимые для нефтегазовой индустрии нормативные правовые акты. Названные законы весьма подробно регулируют отношения в сфере недропользования на суше и на море. Я бы сказал, что это хорошие акты, беспокоит одно - это стабильность их положений. Нормотворческая практика последних лет показывает, что в эти законы часто вносятся изменения и дополнения. Это обстоятельство я расцениваю как отрицательный факт. Законодатель не должен идти на поводу отраслевых ведомств, национальных компаний и стараться посредством законодательных положений регулировать большие и малые вопросы, касающиеся нефтегазовой отрасли. Чем больше и чаще меняются законы, тем больше вносится неразберихи в регулируемые отношения, утрачивается первоначальный смысл этих законов. Законотворчество любит консервативный подход. Законы должны регулировать важные и основные отношения, возникающие в регулируемой сфере производственных общественных отношений, эти акты не должны опускаться на уровень ведомственных. В любой сфере экономики должны править «балом» не законодательные положения, а рыночные институты. Законы должны устанавливать общие принципы осуществления хозяйственной и иной деятельности, они должны иметь небольшое количество императивных норм для защиты интересов государства и общества, прав субъектов этих отношений, они не должны мешать нормальной законной деятельности предприятий. Именно при таком подходе можно говорить о надлежащем правопорядке. - Эксперты и аналитики с нетерпением ждали принятия Закона РК «О соглашениях (контрактах) о разделе продукции при проведении нефтяных операций на море». Известно, что КPLA принимала активное участие в заседаниях рабочих групп Мажилиса и Сената при обсуждении этого закона. Были ли приняты во внимание комментарии и замечания членов KPLA? - Совершенно верно, KPLA принимала активное участие в обсуждении этого законопроекта. Нами было подготовлено несколько десятков замечаний и предложений, кстати, большинство из которых были приняты Парламентом. Наши отдельные члены Ассоциации принимали участие в обсуждении законопроекта в рабочих группах и Комитетах Мажилиса и Сената. Со страниц Вашего журнала, я, как Президент KPLA, хотел бы выразить искреннюю благодарность Валерию Буловичу; Ольге Ченцовой; Кларе Мукашевой; Айгерим Бралиной за их неоценимый вклад в совершенствование этого законопроекта. Должен отметить, что одной из уставных задач KPLA является участие в подготовке и независимой экспертизе проектов нормативных правовых актов. Высокий интеллектуальный и профессиональный уровень членов KPLA позволяет нам успешно справляться с этой задачей. - Как правовое поле сферы недропользования в нашей стране соотносится с международным правом? - Республика Казахстан, является субъектом международных отношений, в первую очередь, как полноправный член ООН и многих других международных организаций. Казахстан подписал множество договоров с другими государствами, которые являются основой для развития двухсторонних отношений в политической и экономической сферах. Ряд договоров, подписанных с другими государствами сразу же после обретения независимости, послужили надёжным фундаментом для подписания, значимых для страны, инвестиционных договоров, в частности, для развития нефтегазовой отрасли. Всё это свидетельствует о том, что внутреннее «правовое поле» нашей страны соотносится с международным правом, поскольку ни одно государство не может существовать в изоляции и при этом успешно развиваться. Вспомним 1993 год, экономика страны в упадке, неразвитая система государственного управления, общество с трудом воспринимает действия власти. В этих тяжелейших кризисных условиях, Глава государства принимает, на мой взгляд, единственно правильное решение - открыть Казахстан для иностранных инвестиций и направить экономику страны по рыночным рельсам. Это решение позволило заключить первые инвестиционные договоры, создать крупные совместные предприятия в нефтегазовом секторе и других сферах экономики, допустить к управлению этими предприятиями западных менеджеров. Государство предоставило первым инвесторам значительные льготы и преференции, а также предоставила гарантии стабильности положений заключённых соглашений и контрактов. В новых условиях, Республика Казахстан смогла создать собственную правовую базу в целях обеспечения баланса между интересами государства и инвесторов, защиты их прав, обеспечения законной деятельности инвесторов на территории страны, укрепления экономики страны и развития новых институтов государственной власти. Соблюдение Республикой Казахстан своих обязательств, вытекающих из положений международных договоров и инвестиционных контрактов, позволило стране обеспечить надёжный инвестиционный климат, приток значительных денежных средств в экономику страны, что, в свою очередь, способствовало развитию национальных предприятия, созданию среднего и малого бизнеса, восстановлению жизнеспособности общества. Поэтому надо сказать, что Республика Казахстан зарекомендовала себя, как активный субъект международных отношений, экономика страны интегрирована в мировую экономику, Казахстан считают надёжным партнёром и стабильным государством. Наша правовая система всё больше и больше сближается с нормами международного права, наша правоприменительная практика признаётся мировым сообществом, наша экономика считается перспективной и развивающейся по законам свободного рынка. Всё это позволяет нам гордиться своей страной и своим народом. Есть большая надежда и на то, что наша страна сможет стать самым демократическим и светским государством на всём постсоветском пространстве. - Национальных юристов крупных совместных компаний, работающих на территории нашей страны, порой упрекают в непатриотичности. Вместе с тем не вызывает сомнения, что благодаря и их огромной работе успешно осваиваются богатые недра Казахстана. - Вы знаете, работать юристом в совместном предприятии почётно и трудно. Почётно потому, что тебя пригласили в сферу международного бизнеса, признали твою эрудицию, профессиональные качества и опыт, умение предоставлять юридические услуги, превышающие ожидания клиента. Трудно, поскольку ты работаешь на стыке двух правовых систем, двух менталитетов, различных культур. Трудно ещё и потому, что сфера деятельности совместного предприятия затрагивает многие отрасли права, необходимо хорошо ориентироваться в положениях международных договоров и инвестиционных контрактов, знать хорошо инвестиционное законодательство, а если это совместное предприятие работает в сфере недропользования, то всю правовую базу, регулирующие отношения в этом секторе экономики. Работа в нефтегазовой индустрии требует и глубоких знаний норм: налогового законодательства, предусматривающих специальные виды налогов и обязательных платежей за недропользование; природоохранного и земельного законодательства; гражданского и таможенного права. Поскольку это совместное предприятие, образованное при участии иностранных хозяйствующих субъектов, находящихся под юрисдикцией своих стран, то необходимо знать хотя бы азы западного контрактного права, учитывать различные ограничения и запреты страны-партнёра в связи с торговлей со странами, в отношении которых действуют всевозможные международные санкции. Порой трудно объяснить западному клиенту положения несовершенного национального законодательства, существующие противоречия в правовых актах равного или различного уровня, трудно объяснить чрезмерное, а порой незаконное вмешательство государственных органов и чиновников в производственные вопросы, трудно объяснить незаконные судебные решения или действия правоохранительных органов. Причём национальный юрист, как бы находится «между двух огней», когда необходимо эффективно защитить права и законные интересы предприятия, положения инвестиционного договора от незаконного действия, например, какого-нибудь контролирующего государственного органа. И одновременно, при этом, убедить клиента в том, что эти незаконные действия государственного органа или государственного чиновника частный случай и что действующее национальное законодательство может обеспечить справедливое разрешение возникшей конфликтной ситуации. Порой, действительно, представители государственных органов обвиняют национальных юристов в непатриотичности и полагают, что мы, чрезмерно активно защищаем интересы совместного предприятия, имея в виду интересы иностранного партнёра. А иного и не должно быть, поскольку корпоративный юрист состоит со своей компанией в трудовых отношениях и поэтому на высоком профессиональном уровне обязан представлять её интересы. Кроме того, именно национальные юристы, работающие в таких компаниях, способствуют правильному пониманию положений законодательства Казахстана, правильной их интерпретации, тем самым, укрепляя статус национального законодательства, его действенность и справедливость. Корпоративные юристы наибольшей степени независимы в своих суждениях, поэтому имеют возможность стремиться к более правильному пониманию положений закона и правильной его интерпретации. Только свобода мысли, и свобода действий, способствуют утверждению справедливости и правопорядка. - Жумагельды Сакенович, в народе говорят, что кто «владеет энергией, тот владеет миром». Насколько эффективно используется уникальный потенциал казахстанской нефти как внутреннем, так и на внешнем рынке? - Действительно, некоторые примеры развития мирового сообщества за последние сто лет показывают, что энергетическая свобода - это свобода государства. Страны с богатыми запасами углеводородного сырья, при правильном распоряжении этими богатствами, действительно достигают больших успехов. Однако, это не аксиома. В тех странах, где нет демократии, где экономика базируется не на рыночных законах, где диктат и произвол, то наличие энергетических ресурсов не способствуют «владению миром». И наоборот, там где главенствуют демократические институты власти, где экономика развивается по законам свободного рынка, где наблюдается научный и технический прогресс, где есть квалифицированные кадры, где обеспечивается баланс интересов государства, общества и бизнеса, там энергетические ресурсы используются во благо общества и страны. Казахстан, сегодня, признаётся одним из стремительно развивающихся государств мира. Конечно, происходит это не только из-за того, что наша страна богата нефтью, газом и другими видами минерального сырья. Правильная и выверенная государственная политика, курс на рыночные отношения в экономике, положительный и привлекательный инвестиционный климат, образованный народ, правильное определение приоритетов развития общества, в купе с богатыми углеводородными запасами страны и его эффективным использованием, за последние четырнадцать лет, продвинуло Республику Казахстан в число прогрессивных и развитых государств. Язык не поворачивается, чтобы отнести нашу страну к странам, так называемого, третьего мира. Энергетическая база нашей страны пока остаётся «паровозом» нашей экономики, основной бюджетообразующей отраслью. Но она, за эти годы, позволила развиться другим отраслям промышленности, обеспечить экономическую и политическую безопасность страны. С Казахстаном считаются, к Казахстану прислушиваются, с Казахстаном ведут свой бизнес все ведущие мировые хозяйствующие корпорации, при этом, не только нефтяные. В этом залог дальнейшего успеха государства, его независимости, его влиятельности в мире. И я верю, что поворота назад быть не может, несколько лет назад я был более пессимистически настроен в своих прогнозах, а сейчас я оптимистически смотрю на наше будущее, на будущее страны. Хочется верить, что недалеко то будущее, когда Казахстан, владея большой Энергией, будет владеть и большим Миром, хотя бы серьёзно влиять на мировые процессы. - Жумагельды Сакенович, в Договорно-правовом отделе, который Вы возглавляете 18 юристов, двое из которых иностранцы. При высокой вероятности несовместимости характеров и практических навыков, как Вам удалось создать команду профессионалов, которая на сегодняшний день является одной из самых высококвалифицированных в нефтегазовой отрасли страны? - Я горжусь своим коллективом, своими коллегами. Действительно, Договорно-правовой отдел ТШО представлен высококвалифицированными западными и национальными юристами и прекрасно справляется с возложенными задачами по правовому обеспечению деятельности нашей компании. Спектр правоприменения самый широкий, поэтому несколько лет назад в Отделе я ввёл специализацию по отраслям права, что помогло нам значительно повысить качество предоставляемых юридических услуг. Каждый юрист специализируется по конкретному направлению, так например, один или группа юристов непосредственно отвечают за обеспечение контрактной работы; другие - за экологическую сферу; третий - за таможенные вопросы и т.д. Каждый из нас является как - бы консультантом другого юриста и это даёт весьма ощутимые результаты. В Отделе работают и высококвалифицированные юристы, которые много лет посвятили себя государственной службе, помощь их неоценимая, поскольку благодаря им нам удалось установить деловые отношения с государственными органами. Меня очень радует работа наших молодых юристов, которые в настоящее время предоставляют качественные правовые услуги своим клиентам и становятся признанными лидерами, кстати, все они хорошо владеют английским языком, который постепенно становится их вторым рабочим языком. Успехи нашего коллектива связано и с тем, что руководство компании уделяет большое внимание их профессиональному и языковому обучению. Ежегодно, каждый юрист участвует в одном или двух международных правовых семинарах и конференциях, что позволяет им расширять свой кругозор и повышать квалификацию, ежегодно каждый юрист проходит обучение на специальных курсах по изучению английского языка, созданы также все условия лицам, желающим изучать русский и казахский языки. Мы очень редко обращаемся к услугам внешних западных и национальных юридических фирм, только в крайних случаях, когда у нас дефицит времени, или когда об этом просит клиент, или когда мы сами проверяем себя по тем или иным вопросам интерпретации правовых актов Казахстана или зарубежных стран. Мы не только вместе на работе, но мы дружны и сплочённы вне работы, общаемся семьями, участвуем и поддерживаем личные или семейные торжества. В этом, я вижу залог нашего успеха и будущих достижений. - Уже на протяжении более трёх лет Вы являетесь Президентом Казахстанской Ассоциации юристов нефтегазовой отрасли (KPLA). Несколько слов о ее деятельности? - KPLA - это наше детище, созданное по инициативе юристов, работающих в нефтегазовой отрасли. Инициатива Договорно-правового отдела ТШО была поддержана юристами практически всех нефтяных компаний и некоторыми национальными и западными юридическими фирмами, такими как, «Эквитас», «Грата», «Кудер Бразерс», «Саланс» и др. Вот уже за почти четыре года деятельности Ассоциации она стала известной и узнаваемой не только в Казахстане, но и за его пределами. Нами проводится очень большая работа по систематизации правоприменительной практики в нефтегазовой отрасли, по повышению квалификации юристов. Мы участвуем в обсуждении проектов нормативных правовых актов, прямо или косвенно затрагивающих сферу недропользования, мы издаём книги, учредили свой журнал, проводим различные правовые форумы, одним из которых является «Атырауские правовые семинары», в работе которого ежегодно участвуют более 200 юристов, нефтяников, экологов, представителей государственных органов, депутаты парламента страны, судьи, прокуроры, учёные. И география представительства самая широкая - Казахстан, Россия, США, Англия, Швеция и др. страны. Это свидетельствует о престиже этого правового форума, о его высоком статусе и актуальности вопросов, которые обсуждаются участниками семинара. Кстати, очередной, «Четвёртый Атырауский правовой семинар» состоится 14 апреля 2006 года, как всегда, в городе Атырау. Пользуясь случаем, я приглашаю читателей Вашего журнала принять участие в работе этого форума. По итогам каждого семинара мы издаём книгу с докладами и выступлениями участников форума, которая уже стала настольной книгой юристов, работающих в нефтегазовой отрасли. В 2004 году KPLA учредил собственный журнал «Недропользование и право», несколько раз в году мы публикуем и специальную брошюру «KPLA Newsletter». Мы призываем юридическое сообщество Казахстана к совместной работе, к реализации совместных проектов, думаю, что от этого выиграют все. - Жумагельды Сакенович, многие характеризуют Вас, как требовательного руководителя, преданного друга и человека невероятно влюблённого в свою профессию. Вы считаете себя счастливым человеком? - Вы знаете, я всегда ставил перед собой цель и делал всё возможное, чтобы достичь её. Не всегда удавалось это легко, даже юридический институт я «взял со второго захода», поскольку, поступая после трёх лет срочной военной службы, в первый год, я не набрал нужного бала, а поступив, учился хорошо, даже получал повышенную стипендию. Хотел стать судьей, и тут пришлось преодолевать препятствия. Как Вы знаете, я начинал свою судейскую карьеру в России, так вот, пришлось мне без всякой поддержки, в отсутствие опыта работы в правоохранительных органах и необходимых рекомендаций, необычными для россиян именем и фамилией, походить по коридорам власти и, наконец, добиться выдвижения на судейскую должность. Став судьей, я не подвёл тех, кто поверил в меня, судейская работа стала моей профессиональной стихией. Я благодарен судьбе, что состоялся в статусе судьи и достиг самой вершины судебной системы и проработал судьей Верховного Суда Республики Казахстан почти 6 лет, откуда мне представилось возможность перейти на другие важные государственные посты. Я всегда старался работать честно и добросовестно, никогда не перекладывал ответственность за то или иное принятое решение на других лиц, старался быть всегда независимым и принимал самостоятельные решения, мог отстоять своё мнение, а также прислушиваться и уважать чужое мнение. Будучи руководителем, я стараюсь быть требовательным, как бы «играющим тренером» и работать наравне со всеми. Это профессиональное качество я сохранил до сегодняшнего дня. Подчинённые знают, что могут дискутировать со мной, открыто выражать свои мысли и отстаивать свою позицию, советоваться со мной и выполнить совместно работу. Это позволяет мне на должном уровне поддерживать в себе профессиональные навыки и знания, для меня, например, неприемлемо принятие решение без понимая сути вопроса или проблемы. Я горжусь тем, что мои руководители и мои коллеги всегда относятся ко мне с уважением, ценят моё мнение и мои решения. Именно поэтому, я отношу себя к числу счастливых людей. Живём мы в прекрасной стране, могу смело об этом судить, поскольку побывал во многих странах мира, у нас прекрасная перспектива. Мои дети пошли по моим стопам, продолжают моё дело и служат утверждению справедливости и законности в стране, а что может быть прекрасней...
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |