|
|
|
17.06.2006 Демократия — власть большинства
Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам средств массовой информации» принят нижней палатой парламента в первом чтении. Как уже сообщалось, практически единогласно: «за» проголосовали 52 мажилисмена, против высказались только три депутата. Сейчас, когда страсти несколько улеглись, есть смысл вспомнить: какие же именно изменения на информационной площадке республики так настойчиво предлагало правительство в лице профильного министерства. И понять: почему все дискуссии в Мажилисе закончились таким оглушительным поражением оппонентов МКИ. Законопроект прошел тщательное обсуждение во всех комитетах Мажилиса. Три раза заседала специальная рабочая группа. И в принципе это повышенное внимание неудивительно, поскольку речь шла о проблемах законодательного регулирования в той самой сфере, вся деятельность которой зиждется на одной из самых фундаментальных демократических свобод — на свободе слова. Такие жаркие дискуссии типичны для демократического общества, в котором неизбежно сталкиваются интересы «четвертой власти», защищенной конституционным правом на свободное выражение мнений, и правового государства, чья обязанность — регулировать деятельность СМИ, определять для всех одни и те же правила и нормы. Даже несколько странно, что в ходе полемики со стороны разработчиков ни разу не прозвучала известная фраза Наполеона: «Две недружественные газеты для государства порою опаснее вражеской армии». Между тем не секрет, что в любом государстве сейчас любые меры регулирования в сфере СМИ тесно связаны с соблюдением принципов национальной безопасности. Ведь среди новых вызовов времени есть и такой: возможности демократических свобод умело используются для реализации не государственных и не общенародных, а лишь групповых интересов. Примеров здесь много, достаточно вспомнить тот могучий «агитпроп», который был создан в России двумя олигархами. Потому-то министр культуры и информации Ермухамет Ертысбаев не раз во время споров повторял: вопрос о реальных собственниках казахстанских СМИ отнюдь не случайно встретил столь сильное сопротивление. Между тем круг вопросов, которые предполагалось решить при посредстве законопроекта, предложенного Правительством, был сразу очерчен достаточно четко. И все предложения МКИ по медийному законодательству были в рамках уже существующего закона, не нарушали его базовой концепции. Поправки касаются лишь практической плоскости, они однозначно нацелены только на эффективное государственное регулирование сложнейшей сферы общественной жизни. — Идея вносимых поправок не в том, чтоб урезать права журналистов. А в том, что процесс государственного контроля и регулирования на информационном пространстве не должен быть ослаблен, — считает Ермухамет Ертысбаев. — Именно в этой плоскости деятельность СМИ конкретно и часто сталкивается с вопросами национальной безопасности и защиты суверенитета страны. Несмотря на то что потенциал Закона «О средствах массовой информации», принятый в 1999 году, отнюдь не исчерпан, в правоприменительной практике обозначились такие моменты, которые требуют незамедлительного законодательного урегулирования… Министр подкрепляет свой тезис примерами, фактами, цифрами. Только в прошлом году по решениям казахстанских судов за различные искажения при подаче информации прекращен выпуск 16 газет. Действующий закон о СМИ за это же время нарушали 514 газет и 38 журналов, 112 из 212 действующих в республике телерадиокомпаний. Из 7 281 зарегистрированных СМИ с заявленной периодичностью выходят лишь две с половиной тысячи. Многие СМИ практически являются фантомами, впрочем, успешно выполняя роль своеобразных «подставных» при проведении тендеров и становясь источником коррупции. Позавчера, выступая перед мажилисменами, министр Ермухамет Ертысбаев еще раз подробно рассказал о каждой из предложенных правительством поправок, детально объяснив, какие функции возложены на каждую из них. Переучет СМИ при изменении периодичности, замене главного редактора и адреса издания — это прямая калька с действующих норм для юридических лиц РК. Процедура предельно проста и направлена на строительство эффективных коммуникаций между государством и масс-медиа. Сбор при выдаче свидетельства о постановке СМИ на учет будет дифференцированным, по опыту других стран, в том числе — Украины, России, Испании, Франции. Законопроект очень четко определяет лицо, персонально ответственное за содержательную часть СМИ. Это, кстати, не только устанавливает ответственность конкретного руководителя СМИ, но и защищает его же от всех форм давления собственника. Одновременно расширяется перечень тех, кто не может стать главным редактором. Если уже сейчас нельзя стать таковым, имея не снятую, не погашенную судимость, либо будучи иностранцем, лицом без гражданства, то после принятия поправок не смогут также стать редакторами те, по чьей вине судами прекращалась деятельность СМИ. Запрет будет действовать ровно пять лет. Откажут теперь в регистрации всем «дублерам и клонам» тех СМИ, чья работа была остановлена по решению суда. А время от постановки на учет и до «пилотного» эфира или номера газеты сокращается против прежнего норматива в два раза. Что, надо полагать, уже не даст возможность «консервировать» издания, держать их «про запас». Но эта норма не коснется спецпроектов — новогодних программ, праздничных концертов… Вот что сразу же после голосования в нижней палате парламента сказал корреспонденту «Казахстанской правды» министр культуры и информации РК Ермухамет Ертысбаев. — Я хочу еще раз подчеркнуть: демократичность норм, предлагаемых в законопроекте правительства, заключается в том, что они создают одинаковые правила для всех, кто согласен работать в информационном пространстве на принципах правового государства. И они же, поправки Правительства, дают правовому и демократическому государству возможность повысить эффективность регулирования деятельности СМИ, обозначая четко все границы между демократией и хаосом, между угрозами национальному суверенитету и свободным выражением мнений. Уверен: для СМИ, ориентированных на коммуникации с правовым государством, нет повода испытывать тревогу, а также поддаваться на уловки тех, кто пытается демонизировать эти поправки во имя собственных корпоративных интересов. Не поддаваться так, как не поддался в этот раз на них Парламент, масштабно и наглядно поддержав законопроект правительства. «Отан» и «АИСТ», имеющие в Мажилисе абсолютное большинство, доказали еще раз на практике: демократия — это власть большинства. Отрадно, что сегодня большинство — и в Правительстве, и в Парламенте — составляют профессионалы с большим жизненным опытом, настоящие патриоты Республики Казахстан. Единство Парламента и Правительства — вообще, на мой взгляд, один из самых важных факторов стабильности в стране. Мне кажется, что после этих жарких и очень принципиальных «баталий» такое единство в стране сохранится, как минимум, до новых парламентских выборов, до 2009 года. Кто здесь может быть против? …В самом деле. Детально обсудив все изменения в законодательстве о СМИ, услышав «за» и «против», услышав «меньшинство» и «большинство», мажилисмены согласились с предложением Правительства. Призвав по существу закрыть дискуссию и реализовать центральный принцип демократии — работать так, как говорит «проголосованный» закон. Иначе… Как оно выглядит, подобное «иначе», известно на печальном опыте Кыргызстана, известно на примере Украины, где «ветви власти» упоенно тянут одеяло на себя — отнюдь не в пользу для страны и для народа.
Наталья АБСАЛЯМОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |