|
|
|
Источник: Аппарат, комитеты, отделы, бюро
17.06.2006 Информационно-аналитический отдел Аппарата Сената
Информация к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности»
Правительством Республики Казахстан в Мажилис Парламента Республики Казахстан представлен проект Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» по вопросам совершенствования нормотворческой деятельности». Основная цель законопроекта - совершенствование законотворческой деятельности и восполнение некоторых существующих пробелов в определении понятий действующего Закона. Казахстан, одним из первых государств на постсоветском пространстве, в марте 1998 года принял Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах». Изменения в Закон вносились в 2001, 2002 и 2004 годах. Если проследить за динамикой поправок в действующий Закон, то несложно увидеть, что внесенные изменения и дополнения были продиктованы объективной общественной необходимостью на основе правоприменительной практики. Особенностью изменений, внесенных в Закон в 2001 году, явилось установление статуса кодифицированного акта (кодекса) в иерархии нормативных правовых актов. Кодекс - не просто закон, а закон, объединяющий систему норм определенной отрасли права. Одним из основных положений Закона 2002 года были изменения, направленные на обязательность проведения научной экспертизы по проектам конституционных законов и кодексов, а также законодательных актов по внесению изменений и дополнений в них. В новой редакции статьи 18, предложенной изменениями в действующий Закон в марте 2004 года, были предусмотрены более жесткие требования к содержанию и стилю текста Закона. Огромное количество действующих законодательных актов, как правило, разрабатываются различными государственными органами. Процесс законотворчества последних лет характеризовался, в основном, активным внесением изменений и дополнений в принятые законодательные акты. Это было вызвано стремлением устранить отдельные недоработки и недостатки действующего законодательства. Необходимость внесения изменений и дополнений объясняется тем, что принятые в последние несколько лет отдельные законодательные акты не согласуются, вступают в противоречие с ранее принятыми, страдают повторами, а отсутствие единообразия в применяемой терминологии усложняет работу правоприменителя. Так, одной из причин внесения дополнений в статью 1 является то, что по используемым в действующем Законе терминам «эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан» и «Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан» в свое время не были даны определения. Нередко в качестве разработчиков законопроектов, используя право законодательной инициативы, выступают сами депутаты. Зачастую, из-за нехватки времени проекты, разработанные депутатами, отражают узкогрупповой или корпоративный интересы, не подкреплены заключением Правительства, а их качество оставляет желать лучшего. Реализация отдельных законов, инициируемых депутатами, невозможна из-за отсутствия финансовых ресурсов. В этой ситуации, предлагаемое дополнение в статью 14 «Порядок разработки проекта нормативного правового акта» о включении в рабочую группу по подготовке законопроектов депутатов Парламента и представителей общественных объединений, представляется актуальным. Кроме того, принятие данного предложения позволило бы Правительству, как основному инициатору законопроектов, избежать обвинений в свой адрес со стороны народных избранников в необоснованном торможении законодательной инициативы депутатов. Такой упрек о нереализованных возможностях в сфере депутатской законодательной инициативы прозвучал в докладе Председателя Мажилиса на закрытии очередной сессии Парламента Республики Казахстан. В этом плане были названы проекты законов, инициированные депутатами, «О защите прав потребителей», «Об охране материнства и детства», «О ветеранах». Изменение в статью 17 действующего Закона вызвано терминологическим несовершенством законодательства и направлено на упорядочение правовой терминологии, что позволит избежать разночтения терминов в различных законодательных актах. С учетом правоприменительной практики внесены изменения и дополнения в статьи 19, 28 и 47 действующего Закона. Данные поправки направлены на устранение отдельных пробелов (ст.19), конкретизацию нормы (ст.28), а также на установление порядка учета и ведения Государственного реестра нормативных правовых актов (ст.47). Таким образом, данным законопроектом предложено: • для единообразия терминологии законодательства Республики Казахстан ввести требование о соответствии терминов и определений, используемых в нормативных правовых актах, терминам и определениям, применяемым в вышестоящих нормативных правовых актах одного уровня, введенных в действие ранее; • во избежание дублирования норм ввести требование о недопущении воспроизведения отдельных положений нормативных правовых актов одного уровня; • предоставлять право депутатам Парламента участвовать в рабочих группах по подготовке нормативных правовых актов на любой стадии. Принимая во внимание, что создание механизма правового обеспечения стратегических целей и задач развития общества взаимосвязано с совершенствованием нормотворческой деятельности, можно предположить, что законодатель еще не раз будет вынужден возвратиться к Закону «О нормативных правовых актах».
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |