|
|
|
Источник: Сенат (с 16.10.1995)
19.06.2006 СЕНАТ ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Информационно-аналитический отдел Аппарата Сената
Информация к проекту Закона Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»
В Парламенте Республики Казахстан рассматривается проект Закона Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».
* * * Во всех странах есть специальные системы контроля за монополистической деятельностью, действует антимонопольное законодательство, созданы специальные государственные органы. Традиционно различают американскую и европейскую модели антимонопольного законодательства. Первый тип предусматривает формальное запрещение монополий (антитрестовское законодательство США), второй - строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничениями их злоупотреблений. Выделяются две основные американские школы, придерживающиеся различных взглядов на цели законодательства о конкуренции: Чикагская школа, которая считает целью законодательства о конкуренции достижение эффективности экономики, и школа реалистов (традиционная школа), по мнению которой целью антимонопольного законодательства является сохранение конкуренции самой по себе. В антитрестовское законодательство включены также нормы о недобросовестной конкуренции. Эта модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Аргентине. Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечения контроля за монополиями. Сами же монополии не признаются неправомерными. Нормы недобросовестной конкуренции выделены в европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют, помимо Великобритании, Франции и ряда других стран Западной Европы, также Австралия, Новая Зеландия, ЮАР. Меры против злоупотребления доминирующим положением на рынке содержатся во всех законах о конкуренции стран Восточной Европы (доминирующее положение не запрещено, запрещено злоупотребление им). Следует отметить, что развитие антимонопольного законодательства идет по пути сближения и унификации как в отдельных странах, принявших ту или иную модель, так и путем стирания различий между самими моделями.
* * * Основой антимонопольного законодательства в странах СНГ, в том числе Республики Казахстан, является Модельный закон «О защите экономической конкуренции» от 17 февраля 1996 года, в котором определены основные понятия по ограничению и пресечению монополистической деятельности и созданию условий для формирования конкурентных отношений на товарных рынках. В частности, такие понятия, как «конкуренция», монополистическая деятельность», «группа лиц», товарный рынок» и т.д. Основной особенностью российского антимонопольного законодательства является регулирование конкурентных отношений с помощью двух различных правовых инструментов: норм собственно антитрестовского законодательства, целью которого является создание препятствий для монополизации рынка, антиконкурентных соглашений и ограничения конкуренции органами власти, и норм законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, целью которого является создание препятствий для нечестных форм конкуренции. Украинское законодательство и законодательство Кыргызской Республики очень близки к российскому. Практически законодательство о конкуренции сводится к регулированию крупных производителей, занимающих доминирующее положение на рынке, к регулированию естественных и разрешенных монополий, к запрещению недобросовестной конкуренции и к вопросам запрещения практики предоставления монопольных прав отдельным хозяйствующим субъектам. Следует отметить, что антимонопольное законодательство стран СНГ в случае нарушений предусматривает применение мер как административной, так и гражданско-правовой ответственности. Общими чертами норм об ответственности являются: - одинаковые меры воздействия на хозяйствующих субъектов рынка, органы власти и управления и их должностных лиц (направление предписаний, взыскание штрафов, убытков); -административный штраф как вид ответственности не является основным методом воздействия, и, как правило, применяется не за сам факт нарушения законодательства, а за невыполнение предписаний антимонопольных органов; - законодательство стран СНГ предусматривает возмещение потерпевшему убытков, причиненных неправомерным действием; - устанавливается взыскание штрафов, как с хозяйствующих субъектов, так и их должностных лиц, а также с должностных лиц органов власти и управления.
* * * В целях запрещения, ограничения и контроля антиконкурентных соглашений (согласованных действий), злоупотреблений доминирующим положением, чрезмерной экономической концентрации и обеспечения условий для эффективного функционирования экономики разработан проект Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности». В соответствии с проектом Закона Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» систему уполномоченного органа образуют уполномоченный орган и подчиненные ему территориальные органы. Предусмотрены нормы, предотвращающие не только антиконкурентные соглашения (согласованные действия) субъектов рынка, но и антиконкурентные действия государственных органов. Для субъектов рынка установлены нормы, регулирующие экономическую концентрацию, а также запреты на осуществление монополистической деятельности, антиконкурентных действий, злоупотребление доминирующим положением и согласованных действий. Например, согласно нормам законопроекта в случае, если балансовая стоимость активов участвующих в сделке субъектов рынка или совокупный объем реализации товаров за последний финансовый год превышает пятисот тысячный размер месячного расчетного показателя, то экономическая концентрация осуществляется с разрешения уполномоченного органа. С целью осуществления эффективного контроля антимонопольным органом за созданием, слиянием или присоединением субъектов рынка, приобретением лицом (группой лиц) акций, долей, паев вводится понятие «группа лиц», которые могут влиять своими действиями на ограничение конкуренции на товарном рынке и определены существующие отношения между ними. Вводятся поправки, обеспечивающие прозрачность деятельности субъектов рынка, в частности о ведении уполномоченным органом государственного реестра. По мнению разработчиков, нормы проекта Закона Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» позволят обеспечить условия для формирования и развития конкурентных отношений на товарном рынке.
* * * Более подробную информацию и материалы к законопроекту можно получить в Информационно-аналитическом отделе Аппарата Сената, в подготовленных Отделом и направленных в Сенат и его Аппарат информационно-аналитических документах к проекту Закона Республики Казахстан «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»
Сенат Парламента Республики Казахстан Информационно-аналитический отдел Аппарата Сената
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |