|
|
|
24.11.2005 Выступление Главы государства Н.А. Назарбаева на I Конгрессе финансистов Казахстана
Уважаемые участники I Конгресса финансистов! Дорогие гости!
Я благодарю организаторов данного форума за патриотическую инициативу объединения интеллектуальных усилий в обсуждении насущных проблем отечественной экономики. Признаюсь, приятно видеть собравшуюся вместе финансовую элиту Казахстана и, надеюсь, что предпринятая общими усилиями «мозговая атака» позволит нам найти наилучшие решения непростых вопросов. Особенно хочу отметить состав участников I Конгресса финансистов: сюда пришли не только банкиры, с которыми традиционно ассоциируется движение финансовых средств, но и представители страховых организаций, пенсионных фондов, управляющих компаний, учреждений профессиональных участников фондового рынка. Вклад этих финансовых рынков в возрождение отечественной экономики может и должен быть намного существенней, чем в настоящий момент. Мировой финансовый кризис, природу происхождения которого вы знаете лучше всех по роду своей деятельности, ставит перед казахстанской экономикой все новые и новые задачи. Конечно, мы не теряли зря времени и в течение всего процесса перехода на рыночный тип экономики чему-то обучались. Мы стали лучше соизмерять расходы со своими доходами, разумнее и критичнее занимать деньги на внешнем рынке, осознали выгоду прямых инвестиций. Подтверждением нашего профессионального роста в этом отношении могут служить несколько примеров. Казахстан одним из первых в СНГ получил суверенный кредитный рейтинг и уже продолжительное время поддерживает его на позитивном уровне. Национальная валюта тенге последние три года отличается довольно стабильным поведением. Банковская и финансовая система страны демонстрирует сейчас свою надежность, хотя, как мы знаем по примеру соседних и дальних государств, что именно она является первой жертвой нынешнего мирового кризиса. Нам очень важно сохранить эти положительные качества. Как вам прекрасно известно, в апреле мы ввели свободно плавающий обменный курс тенге. Окончательную оценку этого шага можно будет сделать после третьего квартала, когда будет видно, насколько увеличилось поступление налогов от предприятий экспортеров (в том числе и в перерасчете на свободно конвертируемую валюту) и какого уровня достигла инфляция, то есть, как отразился свободно плавающий обменный курс тенге на жизненном уровне населения. Самое главное, что на данный момент, создав возможность для повышения рентабельности работы экспортных производств, мы не принесли в жертву устойчивость финансовой системы. Мы понимаем, что введение свободно плавающего обменного курса тенге - шаг не только экономический, но и политический, прежде всего перед собственным населением. Поэтому, отчасти вопреки рекомендациям международных финансовых организаций, мы предприняли максимум возможных мер по защите сбережений физических и юридических лиц. Мы предоставили клиентам банков право конвертации их вкладов по тому курсу, который существовал до девальвации тенге. Прежде всего, хотел бы отметить важность сохранения пенсионных активов. Казахстан - первая из стран СНГ и Восточной Европы, которая пошла на проведение пенсионной реформы и внедрение накопительной пенсионной системы. Значение этого шага столь велико в долгосрочной перспективе, что мы просто не имеем права порождать у наших сограждан хоть малейшее сомнение в степени защиты их пенсионных накоплений. Именно поэтому Правительство и Национальный Банк предоставили накопительным пенсионным фондам возможность конвертации их активов, выраженных в тенговых государственных ценных бумагах, в новые ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. Таким образом было проконвертировано 22 миллиарда тенге, что надежно защитило пенсионные активы от девальвации на срок обращения вновь выпущенных валютных ценных бумаг - то есть на ближайшие пять лет. Важнейшим показателем доверия населения пенсионной реформе следует считать рост доли частных пенсионных фондов в общем объеме пенсионных активов, и отрадно, что в последнее время здесь отмечается постоянное увеличение. На 1 мая текущего года удельный вес накоплений в частных пенсионных фондах от общего объема составил 27,6 процента и продолжает расти. Однако эту величину еще нельзя считать удовлетворительной. Народ не будет верить в пенсионную реформу до тех пор, пока сами государственные служащие публично не продемонстрируют веру в нее. Поэтому в ближайшее время государственным служащим будет самым настойчивым образом рекомендовано перейти на обслуживание в частные пенсионные фонды. Вернемся к теме финансового кризиса. Одним из его уроков стало всеобщее осознание того факта, что крупные спекулятивные игроки, в чьем распоряжении зачастую концентрируются деньги, превышающие бюджет какой-либо развивающейся страны, способны расшатать в своих интересах ее финансовый рынок. С другой стороны, при малейших негативных тенденциях охваченные паникой международные спекулянты в спешном порядке начинают выводить свои капиталы, обрушивая валютные и фондовые рынки молодых государств. Можно ли защититься от этих проблем? Конечно, можно "сортировать" иностранных инвесторов еще до их допуска на наш рынок. Можно придумать способы, как не допустить резкого и неконтролируемого оттока инвестиций в случае рыночных колебаний. И я поручаю Правительству, Национальному Банку и государственным органам, непосредственно мне подотчетным, разработать предложения по этим вопросам. Но есть и другой, хорошо известный в мировой практике источник финансовых средств, благодаря которому в свое время преодолевали кризисы такие государства, как США, Япония, Германия, многие другие развитые страны, благодаря которому сейчас неплохо поднимается и Польша. Этот источник называется - внутренние сбережения. Я не буду сейчас заниматься ликвидацией безграмотности и подробно рассказывать вам, где и как поощряли население сберегать свои накопления в отечественных коммерческих банках, откуда капитал шел на развитие промышленности. Только один пример: в высокоиндустриальной Японии до настоящего времени частные сбережения превышают инвестиционный спрос. А ведь сама программа сбережений запускалась, когда разрушенное войной государство нуждалось в деньгах. Отмечу также, что практически в каждой стране эти программы сбережений имели социальныйхарактер и несли громадный патриотический заряд. Преодолевая самый масштабный в мировой экономике инвестиционный кризис 70-х годов, Рональд Рейган инициировал собственную программу сбережений и придал второе дыхание известному национальному образу, выдвинув лозунг «Американская мечта всегда была деятельной!» Можно и далее рассказывать интересные факты того, какое благотворное влияние оказывали внутренние сбережения на подъем и становление различных стран, но давайте вернемся на родину. Сколько в Казахстане накоплено денег у населения - точно не знает никто. В банках второго уровня сосредоточено около 30 миллиардов тенге депозитов физических лиц. Около 40 млрд. тенге собрано в накопительной пенсионной системе за неполных полтора года ее существования. Какова же сумма денег "в чулках"? Есть разные экспертные оценки. Кто-то называет один миллиард долларов США, кто-то три. Даже учитывая, что наличные доллары используются не только как средство накопления, но и полностью обслуживают рынки автомобилей и жилья, а также "челночный" бизнес, можно утверждать, что у населения Казахстана накоплено более одного миллиарда долларов США, которые не вовлечены в деловой оборот. И это - не учитывая тех средств, которые вывезены из Казахстана и размещены на банковских счетах за рубежом. О том, что у граждан еще есть неучтенные накопления, можно судить по постоянно повторяющимся скандалам с финансовыми "пирамидами", где фигурируют одни и те же факты - те же пенсионеры, экономящие на хлебе и на молоке, тем не менее, доверяют мошенникам суммы, исчисляемые сотнями тысяч тенге и тысячами долларов. Как вовлечь эти миллиарды в оборот? Как убедить наших сограждан в том, что, храня свои доллары "в чулках", они теряют на инфляции, которая есть даже в Соединенных Штатах, вместо того, чтобы получать доходы от инвестиций в Казахстане? Для повышения доверия населения к отечественной финансовой системе необходимо, по моему мнению, разработать и реализовать комплекс следующих системных мер. Первое. Обеспечить защиту вкладов населения и организаций в банках второго уровня от риска неплатежеспособности банков. В отношении финансовых учреждений, работающих по принципу разделения рисков и прибыли, обеспечить перед их клиентами раскрытие информации о возможных рыночных рисках. Я поручаю Национальному Банку совместно с крупнейшими банками второго уровня в кратчайшие сроки разработать и запустить систему коллективного страхования депозитов населения. Второе. Обеспечить жесткое соблюдение банковской тайны. Законопослушные хозяйствующие субъекты и физические лица должны быть уверены в сохранении и защите тайны их вкладов - это приоритетная норма закона. Между тем, сегодня банки загружены ответами на запросы о наличии и движении денег на счетах клиентов: только по четырем крупнейшим банкам в 1998 году поступило более 1200 различных запросов от государственных органов, причем основная масса (более 70%) запросов поступает от налоговиков. Согласно существующему законодательству налоговые органы имеют право делать запросы, касающиеся раскрытия банковской тайны, но такой большой поток подобной переписки свидетельствует о том, что они пользуются этим правом по поводу и без повода, зачастую нарушая установленные законом ограничения. Так, председатель налогового комитета по Медеускому району города Алматы Киртаев в письме от 15 апреля текущего года запрашивает в Евразийском банке список клиентов, на предмет получения в банке наличных денежных средств и переводов валюты за границу в разрезе юридических и физических лиц. Аналогичный запрос, выходящий за рамки закона, был сделан председателем налогового комитета по Бостандыкскому району города Алматы Жаманбаевым в Народном банке. А начальник Главного управления Комитета налоговой полиции по городу Алматы господин Азбергенов с начала 1999 года он буквально завалил ОАО "Казкоммерцбанк" своими предписаниями, одно из которых требует раскрытия новых расчетных, валютных и прочих счетов за период с 1 декабря 1998 года по 15 января 1999 года. Пора "любителям" вручать предписания налоговой службы, прикрываясь маской и размахивая автоматом Калашникова, научиться цивилизованным способам работы - вооружившись ручкой, калькулятором и сборником законов. Необходимо критически пересмотреть нормы законодательства, разрешающие государственным органам получать сведения, составляющие банковскую тайну, ужесточить порядок их выдачи и усилить ответственность должностных лиц за допускаемые нарушения. Третье. Прекратить произвол силовых структур в части столь любимого ими "замораживания" счетов. Предприниматели не будут доверять свои накопления финансовой системе, в которой их деньги по малейшему поводу или без повода могут быть арестованы. Господам в погонах пора научиться работать цивилизованно, не приостанавливая нормальную деловую деятельность хозяйствующих субъектов. Существует же мировая практика, при которой и волки сыты, и овцы целы. То есть: и государство налоги получает, и бизнес развивается. Пока не решим эту проблему, казахстанские предприниматели будут стараться всячески прятать свои доходы, оставляя на банковских счетах только минимум денег, необходимых для проведения расчетов. Эта проблема также требуют совершенствования законодательства, причем ее необходимо рассматривать в контексте паритетной ответственности государственных органов и предпринимателей. Сегодня за ошибочные действия налоговых органов государство расплачиваются многомилионными потерями, а конкретные налоговые инспектора и полицейские никакой ответственности не несут. Четвертое. Особый разговор о страховых компаниях. Сколько лет прошло с момента выхода моего Указа, регламентирующего их деятельность, сколько этих компаний было создано и все равно людям не к кому обратиться в случае, если они хотят застраховать свою жизнь или свое имущество. Единственный широко распространенный вид страхования страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспорта и тот введен по инициативе государства. Сами же страховые компании настолько увлеклись предоставлением скидок по этому виду страхования, стремясь получить как можно больше страховых взносов, что ставят под серьезное сомнение свою платежеспособность по принятым на себя рискам. Пора заканчивать с представлением, что страховой бизнес - это обычная услуга, не требующая специального регулирования. Страховые компании такие же финансовые посредники, как банки, брокерские компании и компании по управлению пенсионными активами и точно так же должны быть объектом жесткого государственного регулирования. В кратчайшие сроки должна быть решена проблема недостаточной капитализации страховых компаний, должны быть внедрены новые виды обязательного страхования (в том числе для покрытия рисков по утере кормильца, инвалидности, повреждения или утери жилья в результате стихийных бедствий). Должна быть запущена в дополнение к накопительной пенсионной системе система аннуитетов, которая должна покрывать риски так называемого "пережития" периода выплат накоплений из пенсионных фондов. Одновременно страховые компании должны развиваться как полноценные институциональные инвесторы, используя в качестве примера компании по управлению пенсионными активами. Пятое. Необходимо предоставить равные возможности доступа к финансовой системе всем гражданам и организациям Казахстана вне зависимости от их места жительства или нахождения. Даже в Алматы и в Астане поиск финансового посредника не является легкой задачей, что же говорить о провинциальных городках и аулах наших? Казахстан при своем небольшом населении занимает громадную территорию. Понятно, что строить филиальную сеть каждому отдельному финансовому учреждению не по силам не хватит ни денег, ни кадров. На мой взгляд, выход здесь - в создании общереспубликанской независимой агентской сети. В каждом отдельном населенном пункте должно быть место, куда может обратиться любой желающий и получить любую необходимую ему услугу любого финансового посредника, будь то вклад денег на депозит, продажа или покупка ценных бумаг, перерегистрация прав собственности на ценные бумаги или другую. Возможно, для этого необходимо реконструировать почтовую систему, превратив ее во всеобщего трансфер-агента. При этом должны быть решены соответствующие технические задачи по обеспечению приемлемой скорости передачи данных и защите информации. Этот вопрос необходимо тщательно изучить и подготовить соответствующие решения. Шестое. Надо создать широкие возможности для осуществления инвестиций за счет сбережений, вовлеченных в финансовую систему. Помимо традиционных государственных ценных бумаг Министерства финансов и Национального Банка, банковских кредитов, иностранной валюты и аффинированных драгоценных металлов на финансовом рынке должны появиться в достаточном объеме новые инструменты, прежде всего корпоративные облигации, а также облигации муниципальных органов. И опять-таки, пионерную роль в решении этой задачи должно играть государство, переориентируя, например, национальные компании с банковских кредитов на заимствования через выпуск облигаций на фондовом рынке и принуждая их в этих целях обеспечивать "прозрачность" своей деятельности для потенциальных инвесторов. Возможность развития рынка муниципальных ценных бумаг предусмотрена с недавнего времени законом «О бюджетной системе». Необходимо активизировать рынок корпоративных ценных бумаг. Сегодня объем сделок на этом рынке в три раза меньше оборота рынка государственных ценных бумаг, что говорит о его неразвитости. Для расширения предложения ценных бумаг целесообразно осуществить поэтапную продажу на фондовой бирже оставшихся государственных пакетов акций, кроме тех, которые предназначены для продажи стратегическим инвесторам. Этот процесс будет стимулировать развитие пенсионных фондов, у которых появится больше возможностей для инвестирования пенсионных сбережений. Расширению спроса на корпоративные ценные бумаги и росту доверия к ним будут способствовать меры по усилению контроля за выплатой дивидендов, достоверностью публикуемой информации о деятельности эмитентов, совершенствованию институциональной инфраструктуры. И последнее. Программа вовлечения денежных средств населения в банковский оборот не будет реализована до тех пор, пока население страны не поверит в проводимую экономическую политику своего Правительства. Для этого, конечно, нужно еще очень многое сделать помимо тех мер, которые намечены в докладе. И, прежде всего, необходимо повернуться лицом к реальному сектору экономики, системно заняться, наконец, проблемами функционирования промышленности, сельского хозяйства, сектора услуг, внести ясность в налоговую систему, таможенное законодательство. У Правительства здесь много работы. Банки, финансовые компании должны изменить политику кредитования, ориентируясь на преимущественное финансирование товаропроизводителя. Люди только тогда понесут свои деньги в банки, начнут вкладывать их в корпоративные ценные бумаги, когда появится надежда на то, что у «фиктивного» бумажного капитала есть реальная основа - рост чистого продукта. Рассчитывать только на иностранные инвестиции в деле подъема экономики сегодня недостаточно. Складывается парадоксальная ситуация, когда иностранцы поддерживают проводимые в стране реформы, вкладывая в нее свои капиталы, а собственный народ все еще чего-то ждет. Граждане должны, наконец, осознать свою причастность к судьбе страны, необходимость поддержать ее финансовую систему в трудный переходный период. Сегодня еще у нас есть шанс всем миром, как говорили раньше, вытащить страну из кризиса. Каждый должен по-своему помогать восстановлению экономики: имеющий необходимые способности, профессионализм, опыт и желание организовывать производственный, финансовый, торговый бизнес, другие - работать по найму, индивидуально. Но и те, и другие должны иметь возможность эффективно сберегать имеющиеся накопления. Каждый временно свободный тенге должен работать на воспроизводство национального богатства страны в виде саккумулированных инвестиционных ресурсов, а не лежать мертвым капиталом в пресловутом "чулке", не способствуя росту национального дохода страны в целом, а значит, и доходов каждого ее гражданина в отдельности. Необходимо развернуть широкомасштабную пропагандистскую работу по разъяснению населению целей, задач и механизмов политики сбережений, включить такой мощный ресурс, как активизация патриотизма в деле концентрации финансовых ресурсов населения для подъема экономики страны. Все это, прежде всего, должно быть подкреплено мерами, обеспечивающими надежность, выгодность, прозраность, стабильность финансовых институтов. Банки должны усилить надзорные, контрольные и регулирующие функции через систему лицензирования. Возможно, потребуется введение более жестких мер по усилению мер ответственности должностных лиц, в том числе и уголовной, за обеспечение интересов вкладчиков, чтобы максимально исключитьварианты типа «Смагулов и К» и им подобные. Здесь должны крепко поработать юристы. В начале своего выступления я уже отмечал, что рад тому, что в этом зале вместе собрались представители самых разных сфер финансового обращения. Возможно, в том и заключается причина слабого развития фондового, страхового и других рынков, что их проблемы мы пытались разрешить обособленно, в отрыве от других сфер экономики. Потому, думаю, было бы целесообразно, на основе опыта сегодняшнего форума подумать об объединении всех финансовых институтов в единую структуру, добровольную и некоммерческую по своей природе. Это поможет совместно разрабатывать правовые механизмы функционирования финансовых рынков, цивилизованно строить взаимоотношения с законодательной и исполнительной властями, разрешать общие проблемы. По образу сегодняшнего Конгресса такое объединение можно было бы назвать Ассоциацией финансистов Казахстана. Объединив усилия, нам было бы легче справится и с той задачей, о которой я говорил, - Программе сбережений. Активизировав население, убедив его в необходимости, правильности и выгодности использования накоплений для развития отечественной экономики, мы сумеем выйти из кризиса. Только всеобщими, вместе с народом, усилиями мы сумеем вовлечь в финансовый оборот громадные суммы, которые будут работать на общее благо подъем экономики страны, рост доходов населения, укрепление финансовой системы государства. Благодарю за внимание.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |