|
|
|
Инвестиционные споры: проблемы правового регулирования
С. П. Мороз, докторант НИИ частного права КазГЮУ, к. ю. н., доцент
Государственное регулирование иностранных инвестиций предполагает обеспечение надлежащей защиты прав иностранных инвесторов. В условиях отмены специального законодательства об иностранных инвестициях возникают определенные вопросы относительно того, насколько полно учтены интересы иностранных инвесторов, и в какой мере могут осуществляться их права. Наиболее остро эта проблема проявляется в том, что в новом инвестиционном законодательстве не получил должного закрепления порядок разрешения споров иностранных инвесторов. Еще в 1992 г. Республика Казахстан приняла членство в Международном валютном фонде, Международном Банке Реконструкции и Развития, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций и Международном центре по урегулированию инвестиционных споров1. Впоследствии Казахстаном было принято членство в Европейском Банке Реконструкции и Развития, Азиатском банке развития и Исламском банке развития2. Процедура рассмотрения споров иностранных инвесторов определялась в утратившем силу Законе «Об иностранных инвестициях»3 и в Законе Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге»4. С учетом различий в субъектном составе установленные в них процедуры обладали существенными особенностями. В частности, в законодательстве об иностранных инвестициях споры делились на две категории таким образом: 1) инвестиционные споры иностранных инвесторов; 2) споры иностранных инвесторов с гражданами и юридическими лицами Республики Казахстан, не относящиеся к категории инвестиционного спора. А в Законе о государственном заимствовании и долге: 1) споры и разногласия, возникающие в связи с договорами (соглашениями) о займе, эмиссией государственных ценных бумаг, правительственными гарантиями или связанной с ними деятельностью, включая управление государственным, правительственным долгом, долгом местных исполнительных органов или гарантированным государством долгом; 2) все остальные споры, не охватываемые рамками вышеперечисленного, включая споры иностранного кредитора с юридическими и физическими лицами Республики Казахстан. Сам порядок рассмотрения споров был общим. Так, для второй группы установлено, что споры разрешаются судами Республики Казахстан в соответствии с действующим законодательством, если иное не предусмотрено соглашением сторон. В целом в основу был положен принцип досудебного рассмотрения инвестиционных споров - путем переговоров. Если такие споры не могут быть разрешены с помощью переговоров в течение трех месяцев с даты письменного обращения любой из сторон в споре к другой стороне, то спор по выбору любой из сторон может передаваться для разрешения при наличии письменного согласия иностранного инвестора в судебные органы Республики Казахстан или в соответствии с согласованной процедурой разрешения споров, в том числе установленной в контракте или любом ином соглашении между сторонами в споре в один из следующих арбитражных органов: 1) Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, созданный в соответствии с Конвенцией по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств, открытый для подписания в Вашингтоне 18 марта 1965 г. (Конвенция ИКСИД), если государство инвестора является участником этой конвенции; либо дополнительный орган Международного центра (функционирующий по Правилам дополнительного органа), если государство инвестора не является участником Конвенции ИКСИД; 2) арбитражные органы, учреждаемые в соответствии с арбитражным регламентом Комиссии Организации Объединенных Наций по международному торговому праву (ЮНСИТРАЛ); 3) Арбитражный институт Торговой палаты в Стокгольме; 4) Арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Республики Казахстан (возможность разрешения спора в Арбитражной комиссии при ТПП РК была предусмотрена только в Законе об иностранных инвестициях, который утратил силу). Наряду с этим устанавливается, что в случае выбора иностранным инвестором процедуры рассмотрения споров в арбитражных органах, согласие Республики Казахстан предполагается полученным. Согласие иностранного инвестора может быть дано в любое время путем письменного заявления уполномоченному государственному органу или с момента обращения в арбитраж. Решающий выбор во всей этой сложной процедуре принадлежал иностранному инвестору, независимо от того, кто являлся истцом по спору - иностранный инвестор или Республика Казахстан5. В частности, если инициатором разрешения спора выступает уполномоченный государственный орган, то для принятия спора к рассмотрению требуется согласие иностранного инвестора; если же в арбитражный орган обращается инвестор, согласие Республики Казахстан предполагается полученным. Любое арбитражное решение, вынесенное в соответствии с указанными процедурами, окончательно и обязательно для сторон инвестиционного спора; такое решение исполняется в Республике Казахстан так же, как решения судебных органов Республики Казахстан. В Законе об инвестициях, в отличие от ранее действовавшего Закона об иностранных инвестициях, порядок рассмотрения споров упрощен до минимума. Как таковая процедура рассмотрения спора в нем вообще не определяется, законодателем устанавливается правило общего характера о том, что разрешение споров производится в соответствии с международными договорами и законодательными актами Республики Казахстан в судах Республики Казахстан, а также в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон6. Выделяются две категории споров - инвестиционные споры (споры, вытекающие из договорных обязательств между инвесторами и государственными органами в связи с инвестиционной деятельностью инвестора) и споры, не относящиеся к инвестиционным (то есть все остальные). Как правило, в международной практике все споры, которые могут возникнуть в связи с иностранными инвестициями, принято делить на две группы: 1) инвестиционные споры, то есть споры между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим иностранные инвестиции (в предмет споров данной группы включаются условия и порядок выплаты компенсации в случае национализации и осуществления иных принудительных мер, возмещения убытков в случае причиненного инвестору действиями органов и должностных лиц ущерба, а также в иных аналогичных случаях); 2) споры между участниками (партнерами) совместного предприятия, споры одного из участников с совместным предприятием; споры, сторонами в которых выступают предприятия с иностранным инвестором и предприятия и фирмы страны местонахождения такого предприятия с иностранными инвестициями (так называемые хозяйственные споры); споры между предприятиями с иностранными инвестициями и юридическими и физическими лицами других государств; споры между иностранным инвестором или предприятием с иностранными инвестициями с органами государства страны, принимающей иностранные инвестиции7. Как видим, ко второй категории споров относят не только гражданско-правовые, но и административно-правовые споры (с участием государственных органов и должностных лиц принимающего государства). Поэтому в юридической литературе предлагается подразделять инвестиционные споры на три группы: 1) инвестиционные споры между иностранным частным инвестором и государством, принимающим частные инвестиции; 2) имущественные и хозяйственные споры между равноправными субъектами (гражданско-правовые споры); 3) споры между иностранным инвестором или предприятием с иностранными инвестициями с органами государства страны, принимающей инвестиции (административно-правовые споры)8. По новому инвестиционному закону первая и третья категории споров объединены в одну - инвестиционные споры, и для них предусматривается возможность разрешения не только в судах Республики Казахстан, но и в международных арбитражах, определяемых соглашением сторон. Однако здесь возможно возникновение такой ситуации, при которой стороны не определят, в каком именно арбитраже может быть разрешен спор - тогда где он будет рассматриваться; да и почему спор может быть рассмотрен только в международном арбитраже, а, например, не в арбитражных судах Республики Казахстан? Разумеется, что без надлежащего урегулирования этого вопроса не может быть и речи о создании всех необходимых условий для привлечения в экономику нашей страны новых иностранных инвестиций. Одним из путей решения в сложившейся ситуации может быть принятие Закона Республики Казахстан о международном коммерческом арбитраже, воспроизводящего типовой закон ИНСИТРАЛ «О международном торговом арбитраже» от 11 декабря 1985 г.9 по примеру Российской Федерации, где аналогичный закон был принят. Так, Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»10 исходит из признания полезности арбитража (третейского суда) как широко применяемого метода разрешения споров, возникающих в сфере международной торговли, и необходимости комплексного урегулирования международного коммерческого арбитража в законодательном порядке; учитывает положения о таком арбитраже, содержащиеся в международных договорах Российской Федерации, а также в типовом законе, принятом в 1985 г. Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН для возможного использования государствами в своем законодательстве. Таким образом, в современных условиях на первый план выходит проблема создания благоприятного инвестиционного климата в Республике Казахстан, которую невозможно разрешить без надлежащего законодательного закрепления процедуры разрешения споров с участием иностранных инвесторов.
1 Закон Республики Казахстан от 26 июня 1992 г. № 1433-XII «О членстве Республики Казахстан в МВФ, МБРР, Международной Финансовой корпорации, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций и Международном центре по урегулированию инвестиционных споров». 2 Закон Республики Казахстан от 6 декабря 2001 г. № 264-II «О членстве Республики Казахстан в МВФ, МБРР, МФК, Международной ассоциации развития, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций, Международном центре по урегулированию инвестиционных споров, ЕБРР, Азиатском банке развития, Исламском банке развития». /Казахстанская правда. 2001.17 декабря. 3 Закон Республики Казахстан «Об иностранных инвестициях», ст. 27. (Утратил силу в связи с принятием Закона «Об инвестициях»). 4 Закон Республики Казахстан от 2 августа 1999 г. № 464-I «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге», ст. 32. /Казахстанская правда. 1999. 5 августа. 5 Право и внешнеэкономическая деятельность в Республике Казахстан / Отв. ред. М.К. Сулейменов. Алматы: КазГЮА, 2001. С. 426. 6 Закон Республики Казахстан от 8 января 2003 г. № 373-II «Об инвестициях», ст. 9. /Казахстанская правда. 2003. 11 января. 7 Баратова М.А. Инвестиционные споры: понятие, виды, способы разрешения // Законодательство, 1998. № 4. С. 67-68. 8 Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: Издательство БЕК, 1996. С. 194-195. 9 Резолюция 40/72 Генеральной ассамблеи ООН от 11 декабря 1985 г. / Образцы договоров с комментариями. Международный коммерческий арбитраж (конвенции и регламенты). М.: Финансы и статистика. МН.: Амалфея, 1997. С. 481-497. 10 Закон Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г. № 5338-1.// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993 г., № 32, ст. 1240.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |