|
|
|
03.07.2006 С саблей на танк, или О кадровой политике в армии “с казахской спецификой”
Канат СЕГИЗБАЕВ
Люблю на досуге почитать выступления нашего министра обороны и других армейских начальников. При полном отсутствии продуманной военной политики они вдохновляют своим оптимизмом и преданностью руководству страны. О таких говорят: нельзя пулей достать, а он саблю вынимает. По их словам однозначно следует, что благодаря всесторонней поддержке Главы государства Вооруженные силы нашей страны состоялись. Они в состоянии адекватно отвечать на новые вызовы и угрозы, в том числе исходящие от международного терроризма. Радует, что введенные указом Главы государства Комитет начальников штабов, виды Вооруженных Сил Республики Казахстан и региональные командования “Запад”, “Восток”, “Юг”, “Астана”, а также Аэромобильные войска, являющиеся резервом Верховного Главнокомандующего, показали на практике (?!) свою эффективность. И еще приятная новость - мы успешно строим профессиональную армию. Решаем эту проблему путем увеличения числа контрактников, введения института сержантов (даже предусмотрена должность - главный сержант вооруженных сил), совершенствования подготовки граждан к военной службе, создания военно-обученного резерва, а также сокращения сроков срочной службы. А “Казбат”, чей саперный отряд выполняет миссию в Ираке, стал серьезным фактором укрепления международного имиджа и авторитета Казахстана и его Вооруженных сил…
Читаешь все это и непонятно: если все так хорошо, то зачем нам вдруг потребовалась новая военная доктрина? И почему, недавно в Алматы на первой учредительной конференции республиканского общественного объединения “Совет генералов” 143 казахских генерала подвергли наши вооруженные силы серьезной критике?
В отличие от министра, наши ветераны откровенно говорят, что армию разъедает протекционизм, попустительство и круговая порука начальников, в том числе и в среде руководства министерства обороны. Что служебный рост офицеров зависит не от конкретного вклада в повышение боевой выучки, а от личных, родственных, жузовых или земляческих связей, аппаратных интриг.
Они с горечью рассказывают, как военнослужащие, уволенные до 1998 года, оказались буквально на грани нищеты из-за низких пенсий. Под разговоры с высоких трибун о необходимости реализации новой военной доктрины и профессионализации армии, сотни добросовестных и грамотных генералов, старших офицеров пытавшихся противодействовать коррупции и протекционизму были уволены из армии. Для этого, к примеру, только Сухопутные войска Вооруженных Сил три раза создавались и полностью ликвидировались, с увольнением “лишних” офицеров. Так был отправлен на полковничью должность бывший первый заместитель министра обороны - начальник Генерального штаба ВС РК генерал-лейтенант Б.Ертаев, имеющий боевой афганский опыт. Генерал-майор Н.Джуламанов, прошедший все основные командно-штабные должности (главнокомандующий Сухопутными войсками ВС, командующий войсками округа, заместитель начальника Генерального штаба, начальник рода войск), окончивший Академию Генерального штаба ВС России с золотой медалью, более полутора лет находился в распоряжении министра обороны. Первого заместителя главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-майора Д.Халикова за ненадобностью отправили в МЧС. В 2002 году было уволено из армии 650 офицеров, в 2003-м - 728, в 2004-м - 1134. Выжили из армии командующего войсками регионального командования “Юг” генерал-майора У.Еламанова. Генералы А.Шоинбаев, М.Нагуманов, полковники Г.Дубовцев, М.Дюсекеев более года находились “в распоряжении министра обороны”. Полковники В.Федосеенко и Е.Ищанов, даже выиграв судебные процессы у министерства обороны, в армии не служат. Против заместителя командующего Аэромобильными войсками генерал-майора М.Телегусова за борьбу с коррупцией пытались возбудить уголовное дело, а затем просто уволили.
Кто приходит им на смену? В 2005 году в армию прибыли 675 выпускников военных учебных заведений, и в то же время 906 кадровых офицеров и контрактников были уволены из армии. И Минобороны призывает на службу 302 офицера запаса из выпускников военных кафедр гражданских вузов, весьма далеких от военной службы. В то же время, как из 13 генералов и полковников окончивших Академию Генерального штаба ВС РФ, только 8 используются по прямому назначению, недавние выпускники, не имеющие опыта службы в войсках, за несколько лет делают небывалую карьеру.
Большинство руководящих должностей в центральном аппарате Министерства обороны и комитете начальников штабов занимают офицеры, подобно Чапаеву, академий не заканчивавших, и войсками не руководивших. Никто из нынешних заместителей министра обороны в звании генерал-лейтенанта не командовал дивизией, корпусом, военным округом (региональным командованием) и видом войск.
При этом аппарат министерства обороны, и Комитета начальников штабов необычайно раздут, в нем много дублирующих друг друга и неоправданно больших по численности структур. К примеру, престижной международной деятельностью занимается 5 самостоятельных подразделений. Республика Казахстан занимает третье место в мире после США и России по количеству военных атташе в иностранных государствах. Нет самостоятельного структурного подразделения по организации боевой подготовки Вооруженных сил, зато есть административный департамент (т.е. канцелярия), юридический департамент, и так далее и прочее. Только ежегодным призывом по стране (делом, как известно, весьма прибыльным) занимаются более 5000 (!) сотрудников военных комиссариатов и привлекаемых работников - призывая от 1500 до 6000 человек.
У нас нет управления Сухопутными войсками, зато, не имея кораблей, процветают адмиралы и многотысячные Военно-морские силы. Разогнаны военно-строительные части, но успешно взаимодействует с подрядчиками Главное управление строительства и т.д.
При общей численности армии около 70 тысяч человек, все эти многочисленные структуры, не имеющие никакого отношения к боевой подготовке, буквально набиты полковниками и генералами. Что влечет людей весьма далеких от романтики воинского строя к канцелярским столам в штабах и департаментах? Прежде всего, возможность погреть руки на техническом перевооружении и материальном обеспечении Вооруженных сил Республики Казахстан. Если раньше коррупция проявлялась в получении взяток за освобождение от военной службы и использовании труда подчиненных в личных целях, то в настоящее время наши “генералы новой формации” все чаще совершаются финансовые махинации и различного рода хищения с использованием служебного положения.
Даже в элитных аэромобильных войсках новое командование начало с того, что за гроши продало на металлолом все боевые машины (хотя, мировой опыт показывает, что их модернизация на порядок дешевле, чем закупка новой техники), лишив войска какой-либо мобильности. Мы уже не говорим о закупках запчастей по ценам, втрое превышающим рыночные, фальшивых накладных, десятках тон топлива, списанных в обездвиженных частях на “боевую подготовку”.
Что же предлагается закупить взамен, после грандиозной дешевой распродажи советского наследства? Американские вертолеты “Чинук” времен вьетнамской войны, патрульные катера и “Хаммеры”, давно списанные с вооружения в иностранных армиях? Нам говорят о сотнях молодых людей прошедших обучение в лучших военных учебных заведениях западных стран. И забывают добавить, что эти сынки высокопоставленных родителей, получив за государственный счет престижное образование, не задерживаются в войсках, предпочитая эмиграцию или работу в инофирмах. В то время как офицеры, имеющие успехи в службе, несущие реальные тяготы и лишения в отдаленных гарнизонах, не имеют перспективы.
Мало нам перевернутой офицерской пирамиды, в которой полковников больше чем лейтенантов, так мы создаем еще одну - сержантскую. И если раньше прапорщик выше командира хозяйственного взвода не поднимался, то теперь, в роли сержанта-профессионала он будет командовать на уровне рода и вида войск. Еще одна кормушка для особо тупых сынков и племянников…
Наше счастье, что страна со всех сторон прикрыта союзниками и армия, по большому счету, на прочность еще не проверялась. Впрочем, после общения с “паркетными генералами” служащими по принципу “Чего изволите?”, и театрализованных шоу на военных учениях, похоже, у руководства просто руки чешутся продемонстрировать миру наш военный флаг. Хотя даже один инженерно-саперный взвод для выполнения миротворческой миссии в Ираке мы собирали долго и с огромным трудом. Нашим парламентариям плевать на жизнь казахских парней, воюющих под позорным оккупационным клеймом. Завтра им захочется “навести порядок” где-нибудь поближе и тогда одним убитым и шестью ранеными мы уже не отделаемся.
Генеральской зарплаты на жизнь хватает, а вот почему никто не интересуется, сколько получают молодые офицеры? Ведь они тоже, в духе времени, подрабатывают, как могут. Пятеро военнослужащих спецподразделения “Арыстан” КНБ вместе с парой милиционеров подрядились убить известного политика. Правда, сделали это столь непрофессионально, что за наш спецназ обидно становится. Другой старший лейтенант из Алматы занялся поставкой девушек в секс-индустрию. Тоже попался. И чему это наших господ офицеров в военных училищах учат?
Господин Мухтар Алтынбаев, наш уважаемый Министр обороны, не раз высказывал мысль, что надо продлить на год обучение курсантов в военных училищах, дабы они провели его, стажируясь на сержантских должностях. Жаль, что нашей армией командует никогда не знавший запаха солдатского пота летчик, а не пехотный генерал. Тот, на собственном опыте знает, что в настоящем военном училище курсант ходит в выгоревшем от пота и солнца обмундировании, не вылезает из нарядов и караулов и при этом - образец дисциплины, исполнительности и рвения к службе. И первое, что ему внушают - действуй по уставу и навязывай свою, командирскую волю подчиненным. И не воруй. А вот по части воровства всегда отличались господа сверхсрочники и прапорщики. Что ж, давайте отправим к ним на выучку будущих генералов, может хоть попадаться будут меньше.
Надо ли говорить, к каким последствиям в конечном итоге приводит некомпетентность и непрофессионализм высшего руководящего звена в армии? Как катастрофически сказывается на обороноспособности Вооруженных сил кадровая политика “с казахской спецификой”?
Каково общество, такова и армия. Просто, общегражданские проблемы в ней выглядят объемнее и четче. И видя это, начинаешь понимать, что все заявления нашего высшего руководства по совершенствованию системы военного строительства и управления им, а также повышению боеготовности - пустые слова, а проходящие в обществе процессы разложения, имеются и в Вооруженных Силах, причем даже в более негативной форме.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |