Выборы прошли, что дальше?
Э. Мухамеджанов, доктор юридических наук Сегодня много говорят и пишут о прошедших 19 сентября 2004 года выборах в Мажилис Парламента Республики Казахстан. Такой обстоятельный обмен мнениями ученых-правоведов и практиков диктуется как глобальными целями демократизации избирательного процесса, так и новизной проблем, которые встали перед обществом после выборов в Мажилис Парламента.
Значимость этих выборов для казахстанского общества состояла в том, что они проходили, во-первых, по обновленному Конституционному закону о выборах. Во-вторых, общественностью страны эти выборы воспринимались, как репетиция к президентским выборам 2006 года. Думаю, именно этим сегодня можно объяснить повышенный интерес казахстанцев к ним. Известно, что любые избирательные процедуры включают в себя две составляющие - политическую и правовую. Рассмотрим правовую сторону прошедших выборов, а именно почему отдельные нормы конституционного закона в ходе избирательного процесса зачастую нарушались. К сожалению, анализ этого процесса показал, что нарушения конституционного закона исходили не только от кандидатов в депутаты, избирателей, членов участковых избирательных комиссий, маслихатов их формировавших, но и от Центральной избирательной комиссии, от органов прокуратуры и судов. Все это требует осмысления. Вот лишь некоторые недостатки, которые привлекали внимание наблюдателей и обозревателей: 1. Прежде всего это новый порядок формирования избирательных комиссий. Именно на этапе формирования избирательных комиссий начались нарушения Конституционного закона о выборах. В частности, п. 3 ст. 10 Конституционного закона о выборах предписывал, что «территориальные, окружные и участковые избирательные комиссии избираются соответствующими маслихатами на основании предложений политических партий. Каждая политическая партия вправе представлять одну кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии. Политическая партия вправе представлять в состав избирательной комиссии кандидатуры, не являющиеся членами данной политической партии». Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|