|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
10.07.2006 Монополиям урежут аппетиты?
АСТАНА. 10 июля. КАЗИНФОРМ /Зауреш Балкенова/ - «Недостаточно эффективная работа» антимонопольных служб страны была предметом критики на заседании правительства весной этого года. При этом особое недовольство главы Кабмина было направлено на «институт посредников», который существует сегодня при каждой уважающей себя крупной монополии, как часть единого целого. Тогда же Премьер-Министр страны призвал «антимонопольное агентство и отраслевые министерства внимательно вглядеться в те услуги, которые оказывают наши монополисты, в частности, национальные компании». Что из этого получилось? Агентство РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ) попыталось это сделать, в силу своих функциональных возможностей и полномочий через новую редакцию закона «О естественных монополиях», который скоро должен вступить в силу. Станет ли новый закон сдерживающим барьером для перманентно растущих аппетитов монополий, а главное - добавит ли он ясности и прозрачности в извечно смутные отношения услугодателя с потребителем? Наш сектор ЖКХ всегда сравним с «горячей точкой». Температура кипения страстей то и дело подогревается очередными повышенными тарифами, в обоснованность которых свято верит только сам субъект монополии. Большинство населения остается при твердом убеждении, что поставщики услуг всегда стараются их обмануть, подсунув старую начинку в новой обертке. Но, заметим, что субъектов монополий доверие клиентов волнует в гораздо меньшей степени, чем реализация собственных тарифных планов. Несмотря на все видимые попытки антимонопольного ведомства установить жесткие правила игры для субъектов монополий и внести ясность в тарифную политику, остается нетронутым целый клубок застарелых вопросов, которые упорно кочуют из одного отопительного сезона в другой, не находя не только законодательной развязки, но и каких-либо вразумительных ответов. К примеру, почему многие годы монополисты упорно уклоняются от заключения индивидуальных договоров с потребителями? В результате население вынуждено мириться с навязанным публичным договором, односторонним, по сути, со всеми кабальными условиями, выгодными исключительно для услугодателя. Ясно также, что подавляющее большинство физических лиц - потребителей коммунальных услуг - никак не принимают участие в обсуждении проекта этого публичного договора, хотя это предусмотрено правилами его заключения. А многие граждане, исправно получающие счета-квитанции от монополиста, ничего не знают о содержании договора и с кем, собственно, имеют дело. Поэтому все жалобы, вопросы и предложения в адрес поставщиков услуг, возникающие у потребителей после опубликования документа в СМИ, остаются никем не услышанными. В практике заключения коммунальных договоров еще ни одна правка не вносилась по инициативе потребительской стороны. И, наконец, экспертами на всех уровнях доказано, что договор, связанный с продажей и оплатой услуг двух сторон, носит сугубо коммерческий характер и, соответственно, бумага должна скреплять обычную коммерческую сделку. Почему субъекты монополии из сферы ЖКХ так «боятся» индивидуальных договоров, понять несложно. Какой коммунальной компании захочется добровольно взваливать на себя ответственность перед каждым клиентом персонально по конкретному договору? Только нынешняя форма публичных договоров позволяет отвечать за все и ни за что, ловко делить собственные издержки и просчеты поровну на всех потребителей. С установкой приборов учета ситуация и вовсе зашла в тупик. Законодательно монополистов обязали установить приборы учета в домах потребителей за свой счет. Но эта буква закона так и осталась в бездействии, поскольку поставщики услуг прекрасно понимали, какой огромной экономией оборачивается использование счетчиков. Логика проста: если бы каждый потребитель платил за фактически использованный объем услуги, то чем бы прикрывали свои сверхнормативные потери и прочие растущие издержки коммунальные компании? Как считает председатель Агентства РК по регулированию естественных монополий Бахытжан Сагинтаев, «им выгодно сохранять высокие нормы и делать большие сборы». Теперь же в новом законе «О естественных монополиях» содержится норма, которая обязывает субъектов монополий до 1 января 2009 года обеспечить всех своих потребителей приборами учета. При этом размер взимаемой платы за установку счетчиков обязательно должен быть согласован с регулирующим органом и указан отдельной строкой в счетах. По данным экспертов, в среднем экономия от установки приборов учета по холодной воде достигает 30-40%, по тепловой энергии - до 40 %. Исходя из средней нормы потребления воды, а она составляет, к примеру, в Астане, 250 литров в сутки на человека, мы вынуждены платить сумму, в разы превышающие реальные объемы потребления. При установке счетчиков оплата за реально употребленные кубометры снижается, как минимум, вдвое. Вывод напрашивается сам собой - повсеместное использование счетчиков крайне невыгодно для поставщиков услуг. Поэтому остаются глубокие сомнения в том, насколько они готовы к оснащению населения приборами учета, как того требует в очередной раз писаная норма закона? Львиную долю тарифной нагрузки в коммунальных предприятиях, как известно, перетягивает на себя топливная составляющая. Поэтому любое удорожание энергоносителей субъекты монополий воспринимают как прямой сигнал к повышению тарифа. Однако, как выясняется, по данным АРЕМ, отдельные компании позволяют себе такую роскошь, как приобретение огромных партий топливной продукции у многочисленных посредников, что, безусловно, повышает исходную цену того же угля почти в два раза. Более того, в тендерах, которые объявляют монополии для закупки топлива, почему-то не участвуют прямые производители, а являются исключительно их дилеры и другие посреднические фирмы. Похоже, что в этой ситуации складывается некий ценовой сговор не без интереса самих субъектов монополий, что позволяет кормиться целой куче посреднических компаний. Но при чем тут тарифы, которые оплачивает потребитель? Этот вопрос обратил на себя внимание правительства и заставил пересмотреть некоторые законодательные нормы. Теперь, согласно новой редакции закона «О естественных монополиях», создается перечень стратегических товаров, куда входят уголь, мазут, газ, дизельное топливо, электрическая энергия, которые должны приобретаться в обязательном порядке непосредственно у производителей. По мнению главы АРЕМ, эта законодательная мера позволит снизить тариф, или, по крайней мере, стабилизировать его рост. Другая сторона медали - нормативные, коммерческие или сверхнормативные потери монополистов. Собственно, какова бы ни была природа их происхождения, все эти издержки в хозяйственной деятельности услугодателя ложатся тяжелым бременем, в конечном счете, на карман потребителя. Банальное повреждение трубы или аварию на станционном котле придется оплачивать не кому иному, как конечному потребителю. С каждым годом в бюджете монополий предусмотренные расходы на потери, также как затраты на ремонт, услуги сторонних организаций, на выплату процентов и погашение долгов, растут прямо пропорционально. Констатируя увеличение затрат на потери, в антимонопольном ведомстве приходят к выводу, что у субъекта монополии не наблюдается стимулов для сокращения производственных издержек. Ведь все монополисты ведут себя одинаково: им важно поддержать тариф любой ценой и любым содержанием. Существующая примитивная методика расчета тарифов, считают эксперты, не подвигает субъектов монополий к сокращению потерь, к бережливому и рациональному хозяйствованию. Традиционно почти ежегодно в период тарифных слушаний коммунальные монополисты выступают с длиной речью об очередных инвестиционных программах и финансовых займах, направленных на модернизацию оборудования и сокращение тех самых потерь. Однако фактически доля затрат, связанных с потерями, и сидящая внутри тарифов, не уменьшаясь при этом, наоборот, прогрессирует. Тогда куда же расходуются те немалые заемные средства, которые привлекают субъекты монополий, выплату процентов по которым тоже берет на себя потребитель, сам того не ведая? В структуре инвестиций за последние годы значительно выросла доля иностранных кредитов, зачастую они привлекаются под неоправданно высокие проценты. Более того, как свидетельствуют эксперты, при повсеместном снижении объемов полезного отпуска электроэнергии и тепла энергопредприятия в своих расчетах закладывают рост затрат, что тоже ведет к необоснованному повышению стоимости тарифов. В развитых странах, по словам Б.Сагинтаева, антимонопольные органы сосредоточили в своих руках те функции, которые касаются утверждения потерь, согласования технологических расходов, численности персонала и прочих затрат. «Мы планируем приступить к ревизии ранее утвержденных нормативно- технических потерь по всем субъектам монополий», - сообщил руководитель антимонопольного ведомства. В результате, как уверенно полагает глава агентства, большинство этих потерь будут снижены. Однако, по мнению главы АРЕМ, не в одном только тарифе кроются наши беды. «При существующей изношенности сетей и оборудования нас не спасет никакой самый высокий тариф», - приходит он к выводу. В коммунальную сферу нужны большие государственные инвестиции, нужна целая государственная программа, которая позволит системно подойти к решению огромной, давно назревшей проблемы. Причем это проблема не одного города, а целых регионов, где значительная часть коммуникационных сетей и основных фондов нуждается в замене.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |