|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
14.07.2006 Креативный регламент
Закон РК «О техническом регулировании» вступил в действие в мае прошлого года. Его реализация устранит конфликт интересов при обязательной регламентации требований, стандартизации, подтверждении соответствия, аккредитации, контроле и надзоре. За сравнительно короткий срок предстоит сделать то, что в европейских странах формировалось десятилетиями.
Сравнение в нашу пользу
По этой причине в умах чиновников присутствует определенный пессимизм. И главным аргументом стал тот факт, что Россия, принявшая закон о техрегулировании раньше нашей страны, пока не имеет явных успехов в соответствующей сфере (пока там появился единственный специальный техрегламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ»). Надо сказать, что Закон РК «О техническом регулировании» лишь на первый взгляд похож на аналогичные законы России или Кыргызстана. В реальности подходы к реформированию систем технического регулирования у государств разные. В нашей республике действует Закон «О нормативных правовых актах», который устанавливает основные положения и категории документов казахстанской правовой системы. Поэтому, реформируя систему технического регулирования, необходимо было сохранить все рациональное, что уже было в ней создано. Более того, стоит задача использовать интеллектуальный багаж действующей нормативной базы, которая также появилась не на пустом месте, поскольку в соответствии с казахстанской правовой системой законотворческой инициативой обладают госорганы или депутаты, то Законом «О техническом регулировании» предусмотрено создание при государственных органах экспертных советов для разработки нормативных правовых актов техрегулирования и подготовки предложений в этой сфере. Закон о техрегулировании разграничивает компетенцию госорганов и Правительства в вопросах разработки и утверждения нормативных правовых актов в области технического регулирования. Госорганы организуют их разработку, а Правительство принимает, вносит изменения и дополнения или отменяет.
Просто, как азбука
Первая особенность формирования системы упомянутых актов заключается в том, что положение, касающееся разделения функций Правительства и госорганов в вопросах разработки и утверждения норм техрегулирования, переносится во все законы республики, действие которых распространяется на потенциально опасные объекты. Вторая важная черта в том, что минимально необходимые требования по безопасности объектов, имеющих риск причинения вреда здоровью, жизни человека или окружающей среде, будут включаться в действующие законы республики. И, по сути, они становятся общим техническим регламентом. При необходимости Правительство может принимать специальные технические регламенты в развитие отдельных положений законов или в случае, если они в полной мере не устанавливают требований по безопасности объектов в силу специфики таковых. Таким образом, формируется техническое законодательство, состоящее из общих (законы) и специальных технических регламентов, утверждаемых постановлением Правительства. Взаимосвязь и соподчиненность их очевидна. Таким образом, не создавая параллельно действующей правовой системе еще одну, формируются нормативные правовые акты техрегулирования, устанавливающие минимально необходимые требования к макроэкономическим группам продукции или факторам воздействия. Они именуются общими техническими регламентами. Минимально необходимые требования здесь должны быть представлены в общем виде как правовая норма. Это соответствует действующей юридической технике подготовки законов. В развитие положений законов подготавливается проект программы разработки и нормативных правовых актов в области техрегулирования на уровне постановлений Правительства. Таких регламентов более сотни.
Принцип соподчиненности
Чтобы создать методическую базу для разработки техрегламентов, подготовлен проект рекомендаций по их выбору и разработке. В рекомендациях учтен опыт стран, входящих в следующие сообщества: Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, Евросоюз и ЕЭК ООН. Принят СТ РК 1.46-2004 «Государственная система технического регулирования РК. Порядок гармонизации нормативных правовых актов в области техрегулирования и стандартов с международными стандартами и европейскими директивами нового подхода». Важным при разработке и принятии техрегламентов является соблюдение принципа соподчиненности. Принятие общего регламента должно предшествовать принятию специального. В противном случае может возникнуть дублирование или противоречивость требований, а в результате техрегламенты могут стать орудием конкурентной борьбы на рынке. Например, в специальном техническом регламенте могут быть установлены завышенные требования в части отдельных показателей продукции для закрепления доминирующего положения конкретных предприятий на рынке. Другой важный момент в разработке технических регламентов — взаимосвязь со стандартами и другими документами, содержащими требования и нормы по безопасности. В этом отношении бытуют диаметрально противоположные мнения. Одни специалисты, занимающиеся техническим регулированием в отраслях экономики, предлагают переносить все количественные нормы из стандартов в специальные техрегламенты, а стандарты вообще не принимать во внимание. И в этом случае технический регламент будет иметь прямое действие. Другие же намереваются включать в специальный технический регламент требования в общем виде, а еще лучше брать готовые зарубежные законы или европейские директивы и принимать в качестве технических регламентов в республике. При этом не использовать никаких ссылок на стандарты, мол, предприниматель сам выберет, какой нормой руководствоваться.
Требует ответственности
Но и в том, и в другом случае появятся проблемы. Так, если все требования стандартов автоматически перенести в технический регламент, возникнут условия для технических барьеров. Наука и техника не стоят на месте, появляются новые материалы, технологические приемы и оборудование, а процесс внесения необходимых изменений будет тормозить внедрение. Или, чего нельзя допустить, Правительство превратится в сугубо нормотворческий орган, и ему некогда будет заниматься иными государственными делами. Кроме того, осложнится работа по гармонизации норм с международными требованиями, возникнут серьезные проблемы по части госконтроля (надзора) за продукцией, разработанной по международным нормам. Непросто будет признать зарубежные сертификаты на продукцию, выданные на соответствие стандартов. Более того, вырывание отдельных норм из текста стандарта расстроит их целостность и взаимосвязанность. А то и приведет к разрушению системы стандартизации. На определенном этапе производители столкнутся с проблемой несоответствия установленных норм и предлагаемых в стандартах технических решений. При таком подходе мы создадим крайне неэффективную модель техрегулирования. И она однозначно будет сдерживать развитие промышленности. Если в специальном техническом регламенте устанавливаются нормы только в общем виде, без ссылок на стандарты, а сами стандарты — в «свободном полете», подвергается дискредитации сама идея государственного регулирования норм по безопасности объектов. Как следствие — проблемы при сертификации, государственном контроле (надзоре). Автоматически перенести законы и директивы зарубежных стран в государственную систему техрегулирования тоже не получится. Хотя бы потому, что, формируя технические регламенты, необходимо встроить их в действующую правовую систему. Максимально гармонизировать требования разрабатываемых техрегламентов с международными, законодательством экономически развитых стран в этой области — единственно правильный путь. Только так мы создадим условия свободного продвижения продукции и обеспечения ее безопасности. При разработке техрегламентов следует учитывать международные документы, устанавливающие принципы взаимосвязи технических регламентов со стандартами. Надо сказать, что такой подход не противоречит положениям Соглашения по техническим барьерам в торговле ВТО. Руководство ИСО/МЭК 2:2004 дает следующее определение: «Технический регламент — регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт, документ технических условий или свод правил, либо путем включения в себя содержания этих документов». Ссылки на стандарты в техрегламентах широко используются зарубежными странами. Например, в четырех европейских директивах по вредным выбросам автомобилей содержатся ссылки на 67 стандартов, а Директива 2000/40/ЕС по передним защитным устройствам для грузовых автомобилей содержит лишь ссылку на Правила ЕЭК ООН є 93. Национальный институт стандартов США (NIST) идентифицировал более десяти тысяч ссылок на стандарты, включенные в Свод федеральных регламентов. Таким образом, метод ссылки на стандарты дает возможность создать гибкие и мобильные специальные технические регламенты. При включении в таковые ссылок на стандарты оптимальной будет ссылка на номер стандарта без указания года его принятия. Но с обязательным введением слова «действующего» по отношению к стандарту.
У продукта будет «ID-card»
Стандарты также могут применяться при формировании разделов технических регламентов, связанных с терминами, определениями и классификацией продукции. Стандарты играют важную роль при проведении идентификации продукции перед подтверждением соответствия. При установлении в технических регламентах требований по идентификации продукции без ссылок на стандарты просто не обойтись. Полностью норма по показателям безопасности может быть приведена в техническом регламенте, когда имеет не «плавающее» числовое значение. Однако и в этом случае не должно быть перегибов, иначе технический регламент превратится просто в справочник по стандартам. Наиболее приемлемым будет вариант, когда в техническом регламенте при установлении минимально необходимых требований делается запись о презумпции соответствия требованиям технического регламента в случае выполнения требований гармонизированных стандартов и перечень гармонизированных стандартов опубликовывается одновременно с принятием технического регламента. Возникают вопросы о месте СанПинов, СНиПов и других правил, содержащих нормы по безопасности в системе технического регулирования. Эти документы — нормативные правовые акты, и, несмотря на то что утверждены приказами госорганов, положения их сохраняют обязательный статус до принятия технических регламентов на продукцию, на которую распространяются их требования. С принятием упомянутых техрегламентов СанПины, СНиПы или иные правила будут использоваться как доказательная база выполнения норм и требований. При этом в техрегламенте может применяться ссылка на СанПин, СНиП, иные правила. Либо значение показателя безопасности должно быть непосредственно включено в технический регламент, если этот показатель не является «плавающим». Однако, СанПины, СНиПы или иные правила могут стать техническим регламентом — при утверждении их Правительством. Международная практика показывает, что стандарты в качестве одного из элементов техрегулирования в условиях рыночной экономики могут обеспечить вклад в экономический рост, превышающий соответствующие показатели от внедрения патентов и лицензий. Например, по исследованиям немецких экспертов, подтвержденным аналитиками Евросоюза, треть ежегодного экономического роста Германии за период с 1960 по 1990 год относится к эффекту от применения стандартов. Поэтому параллельно с формированием технических регламентов следует развивать госсистему стандартизации, потому что через стандарты государство имеет возможность обеспечить баланс интересов органов госуправления, субъектов хозяйствования, общественных организаций и потребителей в вопросах обеспечения конкурентоспособности продукции. С этой целью Комитет по техническому регулированию и метрологии разработал концепцию развития государственной системы стандартизации, одной из целей которой является снижение нагрузки на законодательство.
Габит Мухамбетов,
председатель Комитета по техрегулированию и метрологии МИиТ РК
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |