Покупая сотовый телефон или стиральную машину, мы обязательно обращаем внимание на наличие гарантии. И чем дольше срок ее действия, тем обычно выше цена товара. Однако есть немало случаев, когда гарантия просто-напросто не работает. И продавцы, и сервис-центры имеют несколько хитрых уловок, помогающих им облапошить незадачливого покупателя. Больше всего жалоб, связанных с гарантией на товар, в общество защиты прав потребителей «Адал» поступает на сотовые телефоны и бытовую технику. Вот несколько свежих случаев. В мае в «Адал» обратилась за помощью алматинка, которая приобрела в одном из самых крупных торговых центров Алматы «Зангар» сотовый телефон Sony Ericsson K-700i за 26 тысяч тенге, однако позже оказалось, что он «ненадлежащего качества». В сервис-центре, куда она обратилась, ей выдали акт, согласно которому потребительница не нарушала правил экс-плуатации телефона, а потому он подлежит замене. Женщина не-однократно обращалась к хозяевам товара с просьбой обменять телефон или возвратить его стоимость, однако ответа так и не получила. В любом случае продавцов ждет судебное разбирательство. В ноябре прошлого года в это же общество защиты прав потребителей поступила жалоба от жителя Алматы, который в том же торговом центре приобрел сотовый телефон Siemens SL65 стоимостью 49 тысяч тенге c гарантией на один год. Через 10 месяцев он обратился в сервис-центр по поводу ремонта телефона, его приняли, но так и не установили причину неисправности. Хотя согласно гарантийному талону, срок ремонта сотового телефона не должен превышать 10 дней с момента приема. В июне этого года в «Адал» вновь поступила жалоба на сотовый телефон марки Sony Ericsson K-750i стоимостью 52 тысячи тенге с гарантийным сроком 3 года. Он был приобретен в том же торговом центре Алматы, но через месяц пришел в неисправность. В сервис-центре хозяйке телефона выдали квитанцию с указанием неисправности: «не вкл., не работает камера, не работает микрофон». Обратите внимание на немаловажную деталь: при приеме телефона у потребителя забрали гарантийный талон, хотя не имели права этого делать. Забегая вперед, скажем, что женщине пришлось еще три раза обращаться в этот сервис-центр по поводу ремонта телефона. В конце концов она усомнилась в его качестве и обратилась в общество защиты прав потребителей «Адал», чтобы ей помогли вернуть выплаченные за товар деньги. Еще хуже ситуация у другой покупательницы, чей телефон марки Nokia 6630 работники сервис-центра взяли, но так и не вернули по сей день, при каждом обращении к ним они отвечают, чтобы приходили попозже. Хотя ранее обещали, что отремонтируют за три дня. В обществе «Адал» замечают, что согласно казахстанскому законодательству в случае задержки устранения недостатков потребителю должна быть выплачена неустойка в размере 1% цены товара за каждый день просрочки. На момент обращения хозяйки телефона в «Адал» неустойка уже составляла более 18 тысяч тенге. В ноябре 2005 года еще один заявитель «Адала» сообщил, что у него возникли проблемы с сервис-центром, который должен обслуживать его согласно гарантии. В июле этот потребитель приобрел в алматинском магазине «Техника» стиральную машину «ARDO», через некоторое время оказалось, что она в процессе стрики делает затяжки на вещах. Но после неоднократных звонков в сервис-центр никаких действий не последовало, в магазине на просьбы покупателя также не реагировали. Наконец, в октябре ему прислали мастера, который, покопавшись в технике, так и не устранил дефект. На повторный ремонт никто так и не пришел. В общество защиты прав потребителей хозяева стиральной машины пришли подготовленными: с гарантийным талоном, картой ремонта и другими необходимыми бумагами. Они потребовали возместить стоимость товара - это 60 тысяч тенге. Надо сказать, что этим потребителям повезло, потому что руководство магазина после получения официальной претензии от «Адала» решило все-таки выполнить свои обязательства в досудебном порядке и провести полный ремонт машины, а также продлить срок гарантийного сервисного обслуживания. Руководство обманутому потребителю Если в течение гарантийного срока или срока годности покупатель обнаружил, что товар ненадлежащего качества, он имеет право по своему выбору требовать или возврата стоимости, или обмена на аналогичный товар, но уже надлежащего качества, или соразмерного уменьшения покупной цены, или же безвозмездного устранения дефектов (ремонта), говорят в обществе защиты прав потребителей «Адал». Вы также вправе требовать возврата вещи, которую сдали в ремонт в сервис-центр, а если там задерживают с возвратом - требуйте выплаты неустойки. Все эти права, а также право на возмещение морального вреда вам гарантирует и Гражданский кодекс, и Закон КазССР «О защите прав потребителей», и Нормативное постановление Верховного суда РК. Также в «Адале» предупреждают, что при покупке товара не стесняйтесь и попросите предоставить сертификат соответствия. А после приобретения вещи сохраните копии фискального чека и гарантийного талона. И если соберетесь подавать в суд, лучше также иметь на руках квитанцию сервис-центра, который проводил вам ремонт, а также инструкцию по эксплуатации товара. Не удивляйтесь насчет последнего документа, ведь по закону инструкция должна быть на русском и на государственном языке. Если же она - на иностранном, то есть на недоступном для потребителя языке, значит, хозяева товара не выполнили требование нашего законодательства, не прошли проверку и не получили сертификат соответствия. Так что товар может оказаться нелегальным, а потому качество здесь не гарантируется. И еще учтите, все ваши жалобы на товар должны подаваться руководству магазина в письменной форме. Если в течение 10 дней вы не получаете ответ и ваши обидчики не собираются договариваться с вами в досудебном порядке, то подаете в суд. Другого выхода из этой ситуации нет. Телефон общества защиты прав потребителей «Адал»: (3272) 33-18-92 |