|
|
|
Источник: Газеты «Новое поколение» (www.np.kz)
14.08.2006 Последний автобус?
К июлю следующего года, по задумке алматинских властей, два городских автовокзала - “Сайран” и “Саяхат” - окажутся далеко за пределами южной столицы. На их месте построят торговые павильоны
Аргументы “за” По версии акимата, эти глобальные перемещения нужны для того, чтобы улучшить экологическую ситуацию, а заодно - решить проблемы с коррупцией. Акимат приводит именно таких два аргумента. - В городе 87 рынков, - говорит Имангали Тасмагамбетов, мэр южной столицы. - Они контролируют 65 процентов товарооборота города, а платят налог 1,5 миллиарда тенге. В то же время 35 процентов товарооборота - это крупные магазины и всевозможные бутики. Но платят они налогов свыше 55 миллиардов тенге! Простая арифметика показывает, что более 120 миллиардов ежегодно уходит от городской казны. Вот и нелегальный сектор экономики. По мнению акима, строительство торговых павильонов позволит сделать торговлю цивилизованной, а доходы контролируемыми. Второй аргумент заключается в том, что c запретом въезда в Алматы иногороднего транспорта и разгрузкой дороги соответственно, улучшится экология.
Аргументы “против” Контраргумент №1. Ситуация с экологией в городе действительно плачевная. И это бесспорно, но в какой степени на загрязнение воздуха влияют автобусы, которые отходят с автовокзалов? Как выяснилось, автобусы, с которыми работает автовокзал “Сайран”, с северного направления едут только по проспекту Рыскулова, объезжая город. Это обязательное условие работы с перевозчиками, прописанное в схеме маршрута. Автобусы с южного направления по городу едут только 1,5 километра - от кольца на Саина - Райымбека до автовокзала. Ездят они в основном либо рано утром, либо поздно вечером. По инициативе руководства автовокзала “Сайран” сотрудники Республиканского научно-производственного и информационного центра “Казэкология” провели анализ экологической ситуации. Так вот, “Сайран” загрязняет город на 0,1 процента. Контраргумент №2. Борьба с коррупцией - процесс тоже необходимый, как и борьба за экологию. Но не кажется ли странным тот факт, когда земля в центре города со всеми коммуникациями, где можно не только магазин построить, но и если очень захотеть - отдельный городок в городе, как это стало модно в последнее время, уходит под предлогом нестерпимой государственной нужды опять же в частные руки? Не это ли и есть настоящая коррупция?! Контраргумент №3. На перенос только одного автовокзала понадобится около 10 миллионов долларов. Значит, чтобы кто-то получил земли в центре города, а автовокзалы вынесли на “кулички”, дополнительно из бюджета города уйдет не менее 20 миллионов долларов официально. Видимо, это не такие большие деньги для бюджета? А сколько будет разворовано под шумок... Комментирует заместитель генерального директора ТОО “Компания автовокзал “Саяхат” Евгений Логунов: “Нам определено место в районе Вирга, там огромное поле возле Кульджинской трассы, где по плану будет располагаться новый терминал автовокзала “Саяхат”. Но земля-то вся частная. Этого не учли... Кроме того, проблема в отсутствии коммуникаций. У нас в день проходит до 17 тысяч человек. На месте, которое определили под строительство, нет коммуникаций, а людям нужно ходить в туалет, умываться, питаться. Коммуникации придется тянуть с улицы Рыскулова. Это удорожает проект. Все это надо было решать, когда велась подготовка программы. Но ее приняли, не учитывая эти моменты”. Терминал же автовокзала “Сайран” власти решили строить и вовсе в Каскелене. Интересная получается картина, метафизическая. Теперь, чтобы добраться до Каскелена, нужно приехать в сам Каскелен... И последнее (но не по значению). У нас слабо развиты пассажирские перевозки по железной дороге. Метро - в грезах. И огромную долю пассажироперевозок - до 80 процентов, по некоторым данным, выполняет автотранспорт. Во всем мире, взять, к примеру, Лондон, Москву, Берлин, Варшаву пассажирские терминалы стремятся разместить в центре города - поближе к основным пассажиропотокам. Однако, нам опыт других не указ. Теперь на месте автовокзалов будут торговые павильоны. Понятно, что собирать налоги с таких торговых точек властям значительно удобнее. Соответственно улучшается статистика в их пользу, а следовательно, сборщикам налогов тоже становится комфортно. Увы, делается это все за счет интересов большинства алматинцев. Которым, по воле чиновников, и уехать из города, и приехать обратно будет гораздо труднее и дороже.
Анна Шелепова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |