|
|
|
22.08.2006 Легальная прибавка к экономике
«Пусть ваша газета поможет оформить!..» — такие просьбы относительно дач, квартир, гаражей и прочей недвижимости мы получаем в письмах и устных заявлениях. «Казахстанская правда» ведет разъяснительную работу с самого старта государственной акции по амнистии в связи с легализацией недвижимого имущества, однако вопросов не убывает. С началом работы комиссий в регионах казахстанцы активизируются, акция набирает обороты. Мы считаем своим долгом расширение информированности населения, особенно сельских жителей, потому намерены продолжать публикации материалов о целях, задачах и механизме легализации имущества.
Шаг навстречу
В Послании Главы государства Нурсултана Назарбаева «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» сказано, что настало время по-настоящему ответственно и взвешенно рассмотреть амнистию капиталов и имущества, выведенных из легального оборота. Для того и принят соответствующий документ, в котором предусмотрен механизм, учитывающий все возможные нюансы столь сложного вопроса, — Закон «Об амнистии в связи с легализацией имущества». Им оговаривается разовая акция по включению в систему легального учета и экономических отношений имущество, как недвижимое, так и движимое. То бишь надо четко понимать, что власть идет навстречу не слишком добросовестным собственникам строений, земли, денег, ценных бумаг, находящихся как на территории республики, так и за границей. Их, легализовавших свое имущество, освобождают от ответственности за совершение отдельных видов преступлений и административных правонарушений, предусмотренных законами РК. У нас в стране уже имелся опыт по легализации имущества. Акция, касавшаяся денежных средств, находящихся на банковских счетах, в том числе и зарубежных, была предпринята в 2001 году. Несмотря на определенную долю скепсиса и массу критики, попытка удалась. Тогда в официальный экономический оборот государства было дополнительно вовлечено около пятисот миллионов долларов. Работа над теперь вступившим в действие законом, на стадии его проектирования, шла в Парламенте в течение последних трех лет. Пятое июля — день подписания специального Закона «Об амнистии в связи с легализацией имущества». Об итогах говорить будем весной-летом будущего года, когда закон прекратит свое действие и компетентные государственные органы «подобьют баланс». А вот о международном опыте, среди прочего легшем в основу нашего закона, не помешает знать многим. Международная практика показывает, что легализация теневых капиталов, имущества и денежных средств, утаенных от налогообложения или вывезенных из страны, — не новшество: ряд стран Европы, многие штаты США проводят такую акцию по несколько раз в десятилетие. Достаточно сказать, что даже в самых «законопослушных» странах Запада теневой сектор экономики достигает 20 процентов и выше.
Как у них
Например, в США около сорока штатов провели 62 налоговые амнистии с 1982 года по 1997-й. Одним из наиболее высоких показателей по сборам от амнистии может быть отмечен округ Колумбия. Здесь по ее результатам в сентябре 1987 года в бюджет поступило сто миллионов долларов! Тогда были амнистированы штрафы и пени, но налоговые задолженности следовало выплатить в полном объеме. Оттого и был высоким показатель сборов. Более того, тогда также изменили кое-что в налоговом законодательстве: был сокращен подоходный налог, ликвидировано двойное налогообложение дивидендов и увеличены нормы вычетов по подоходному налогу. Соответственно, фискалы предусмотрели последующее ужесточение мер за нарушение налоговых правил. Налоговые амнистии проводились и в Европе. Так, Ирландия в 1988 году провела десятимесячную кампанию по уплате задолженностей по подоходному налогу без штрафных санкций. В результате собрали 750 миллионов долларов. Во много раз больше ожидаемого. На успех, единогласно сочли западные аналитики, сработала беспрецедентность налоговой амнистии, верный акцент на одноразовость акции и ужесточение мер пресечения после амнистии. Безусловным лидером по результативности налоговых амнистий среди стран Европы признается Италия. В 1984 году там была объявлена налоговая амнистия капитала и имущества предпринимателей и индивидуальных предпринимателей. А в 2001—2002 годах реализовали специальную программу по легализации сокрытого имущества. В результате в течение 60 дней был амнистирован 21 миллиард евро. Налоговые сборы возросли на 6,5 процента в течение четырех месяцев после амнистии, из них сборы прямых налогов возросли на 5,6 процента и составили 4,5 миллиарда евро. Безусловно, итальянский опыт — одно из ярких подтверждений эффективности налоговой амнистии как средства вывода из тени значительных материальных и денежных ресурсов и увеличения налоговой составляющей в национальном бюджете. В Германии с целью повышения собираемости налогов периодически вводится особая программа, так называемая «явка с повинной», освобождающая от наказания. Недобросовестный налогоплательщик имеет возможность в обозначенное время «дозаявить» в налоговую инспекцию о «забытых» источниках доходов и уплатить с них налоги и пени за просрочку — задним числом. Но явка с повинной невозможна, если против налогоплательщика уже ведется расследование. Или на его предприятии работает ревизионная комиссия. Благодаря этим мерам в 2003 году удалось получить полтора миллиарда евро дополнительных налоговых поступлений. В Бельгии легализации подлежали средства, полученные гражданами от инвестиций за пределами страны, прежде всего в бывших колониях. Граждане могли либо просто задекларировать эти средства, не ввозя их в страну, либо инвестировать их в экономику Евросоюза не менее чем на три года. За это они получали от бельгийских налоговиков расписку, обещающую, что за укрытие от налогов легализованных средств на них не будет заводиться уголовное дело.
Наша практика
Как бы ни был интересен и важен для Казахстана международный опыт, успешное решение проблемы легализации капитала и имущества, ушедших в тень внутри или вне страны, возможно лишь в контексте общей экономической политики и тех стратегических задач, которые уже решаются. Как отмечалось, главная среди них — повышение темпов экономического роста, которое позволило бы нашей республике войти в клуб наиболее конкурентоспособных стран мира. По оценке экспертов, более миллиона объектов недвижимости у нас не числятся ни в каких документах. Это подтверждают и в Министерстве юстиции. По данным Правительства, количество незарегистрированных объектов недвижимости по состоянию на первое сентября 2005 года в целом по республике составило 1 439 126, из которых 1 173 974 — жилые, 265 152 — нежилые. Дачи, гаражи, жилые дома и постройки под предпринимательские цели — эти объекты могут стать легальными, если до сих пор права владения на них были оформлены не должным образом. Главное, чтобы они были получены законным путем или не имели криминального прошлого. Цифры, которыми располагает Правительство, подтверждают, что из легального оборота выведены целые состояния. Значит, государственная регистрация этого вида частной собственности просто необходима. Тем более что предлагаемый механизм действий достаточно прост и содержит все необходимые условия ее проведения. Так, закон предусматривает в первую очередь амнистию по части возникновения, приобретения прав на имущество и предлагает стимулирующие нормы для того, чтобы человек пришел и зарегистрировал свое имущество. Причем проработаны механизмы легализации по каждому виду имущества. Как отметил Глава государства в своем Послании, должна состояться не только легализация недвижимости, но и легализация капиталов, ценных бумаг и денег. Само определение действия, какое проводит власть, содержит в себе ответы на большинство вопросов: легализация имущества — процедура признания государством прав на имущество, неоформленное в соответствии с законодательством РК или оформленное на ненадлежащее лицо, либо выведенное из законного экономического оборота в целях сокрытия доходов. Таким образом, гражданам и юридическим лицам РК предоставляется возможность оформить свои права на принадлежащее им имущество, не опасаясь наступления негативных последствий. Статья 5 вступившего в действие закона запрещает проводить процессуальные действия, в том числе уголовное преследование или применение мер административного взыскания, на основании информации, полученной в процессе проведения легализации имущества. Легализовать имущество вправе только граждане и юридические лица РК.
Кому простят, кому — нет
Юристы подчеркивают, что не подлежит легализации имущество, полученное в результате совершения преступлений против личности, мира и безопасности человечества, основ конституционного строя и безопасности государства, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, коррупционных и иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления. То бишь то, что обретено неправедным путем, «обелить» не получится. Не амнистируют и то имущество, права на которое оспариваются в судебном порядке. Свое «не» имеется в отношении владений, предоставление прав на которые не допускается законами РК, в том числе денег, полученных в качестве кредитов. Срок легализации имущества определен с третьего июля по 30 декабря 2006 года. То есть акция будет проводиться в течение шести месяцев текущего года. При этом в срок до первого апреля 2007 года следует оформить свои права на это имущество. Таким образом, закон устанавливает не только право владельца обрести статус добросовестного плательщика налогов, но возлагает на него обязанность оформить все в установленном порядке. Обязанности есть и у государственных органов и организаций: те, что уполномочены на оформление документов на недвижимое имущество, должны их выдать в срок не позднее двух месяцев со дня обращения субъекта легализации. Законом предусмотрен специальный десятипроцентный сбор, который субъект легализации должен будет оплатить в госбюджет. Однако от платежа освобождены те, кто уплатил по состоянию на первое января 2006 года налог на легализуемое имущество и земельный налог в отношении участков, на которых указанное имущество расположено, и состоит на учете в налоговых органах. И, естественно, те, кто не является плательщиком налога на имущество и земельного налога в соответствии с налоговым законодательством РК. Также сбор не платят производители сельскохозяйственной продукции по специализированной сельскохозяйственной технике, используемой в производстве собственной сельхозпродукции. Добавим, что легализация имущества, за исключением недвижимого, которое должно «проходить» через специальные комиссии, создаваемые при местных исполнительных органах, будет осуществляться через налоговые органы. Решение, принятое этой комиссией, и станет актом легализации. Комиссии создаются в каждом районе, что позволит людям провести необходимые процедуры на месте, не выезжая в областные центры.
Социальный ориентир
Аналитики считают очень важным моментом социальную ориентированность закона. Так, освобождаются от выплаты сбора граждане, легализующие недвижимое имущество, права на которое не оформлены в соответствии с законодательством и которое не использовалось в предпринимательской деятельности (при уплате налогов на такое имущество на первое января 2006 года). Эти налоги взимаются налоговыми органами по фактическому владению имуществом. Также освобождены от сбора граждане, которые не платят земельного и имущественного налогов в соответствии с Налоговым кодексом — инвалиды, многодетные матери и другие. Их освобождают также от уплаты сбора за госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Предусмотрена в законе и норма по освобождению субъектов легализации от сбора за госрегистрацию механических транспортных средств и прицепов. Более того, статья 12 предусматривает принятие постановлений Правительства, определяющих особый порядок приемки в эксплуатацию легализованных объектов, в том числе прав на земельные участки. К примеру, в отношении жилища потребуется всего три документа — технический паспорт, акт приемки и акт на землю. При этом человек не будет их сам собирать, это забота органов, входящих в состав комиссии. Таким образом, цель закона — упростить хлопоты сельского жителя по получению правоустанавливающих документов на нелегализованное имущество. Именно для тех селян, кто подчас не мог, не хотел или не знал как оформить свои права на имущество, создаются все перечисленные льготы. Закон предоставляет возможность субъектам легализации выйти из тени и гарантирует защиту от уголовного или иного преследования.
Ожидаемые плюсы
Легализацию имущества международные эксперты оценивают как один из самых эффективных способов фиксации экономического потенциала активов. Если владелец имущества, легализовав его, получает всю полноту прав, то для государства важно увеличение поступлений в бюджет. По оценкам Правительства, в результате легализации имущества в республиканский бюджет поступит порядка 3,7 миллиарда тенге. Легализация денег также достаточно эффективная форма привлечения в экономику страны дополнительных финансовых средств. По расчетам, в случае легализации денег в размере 50 миллионов долларов, сумма поступлений в республиканский бюджет составит 195 миллионов тенге. Если будет легализовано денег на порядок больше — 500 миллионов долларов, — сумма поступлений в республиканский бюджет достигнет 1 950 миллионов тенге. Легализация упрощает государственный контроль за целевым применением недвижимости, рациональным использованием земельных участков, соблюдением норм об охране окружающей природной среды. Создаются более благоприятные условия для инвестиций в сферу предоставления коммунальных услуг: поставщики коммунальных услуг и энергоснабжающие организации могут идентифицировать правообладателей имущества. Соответственно, легальная система собственности открывает более широкие возможности для инвестирования. Это, в конце концов, уменьшает затраты законопослушного населения, которому приходится в определенной степени оплачивать расходы на потребление во внелегальном секторе (при незаконном присоединении к сетям, занижении показателей об уровне потребления). В частности, согласно опубликованным данным, в мировой практике убытки коммунальных компаний от воровства и неадекватной оплаты составляют от 30 до 50 процентов всего объема предоставляемых услуг. Будет правильным, если мы завершим материал подчеркиванием тех плюсов, что получат от акции по легализации предприниматели и другие граждане. Во-первых, вовлечение имущества в законный оборот усиливает его ликвидность, в частности, способность выступать в форме, удовлетворяющей потребности участников гражданских правоотношений. В результате легализации имущество приобретает свойства обеспечения кредитов, необходимых как для предпринимательской деятельности, так и для личных целей. Соответственно, увеличивается предпринимательская активность правообладателя. Имущество может безопасно участвовать в гражданском обороте, в том числе путем его отчуждения, передачи во временное пользование, в доверительное управление и прочее. Куда прочнее становятся гарантии участников гражданского оборота, которые при нарушении их прав в вещных или обязательственных правоотношениях вправе обратить взыскание на легализованное имущество. Равно укрепляются права субъектов при универсальном правопреемстве (наследовании, а также реорганизации юридических лиц). Правообладателю предоставляются все правовые средства защиты вещных прав. Во-вторых, для правообладателя легализация усиливает гарантии защиты права собственности от необоснованных посягательств на имущество. Поскольку источником информации о правах на объекты являются не только правоустанавливающие документы, находящиеся на руках правообладателя, но и записи и документы, хранящиеся в информационной системе. Последние имеют более надежные гарантии от утраты и повреждений документов. В-третьих, в результате пополнения информационных систем сведениями о легализованном имуществе, для участников гражданского оборота значительно снижаются риски, связанные с ограничениями прав правообладателя, поскольку правовой кадастр и другие информационные системы — источники информации не только о правах, но и об обременениях и юридических притязаниях на объект. Таким образом, легализация капитала и имущества может стать эффективным средством пополнения государственного бюджета и позволит далее крепить правовую базу для ускоренного развития экономики.
Кира ИВАНОВА
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (https://www.kazpravda.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |