02.10.2006
Как договориться с "Караганды Су"
Монополист заставит каждого карагандинца подписаться под новым договором
"Новый Вестник" продолжает серию публикаций, посвященных крайне актуальной в последнее время проблеме - заключению индивидуальных договоров с ТОО "Караганды Су". На какие уступки от монополиста могут рассчитывать карагандинцы, при их подписании? И что будет с потребителями, которые откажутся поставить автограф под этим спорным документом?
О том, как будет проходить заключение индивидуальных договоров, и что за этим последует, нашему корреспонденту рассказала начальник департамента юридической службы ТОО "Расчетный Сервисный Центр" Нина Сарсекеева.
- Итак, Нина Григорьева я - ваш потребитель. На днях ваши контролеры принесли мне уведомление о том, что "Караганды Су", интересы которого вы представляете, начинает широкомасштабную компанию по заключению индивидуальных договоров. А где я могу ознакомиться с текстом этого договора?
-Прежде всего, хочу заметить: в последнее время в средствах массовой информации много говорится о том, что эксперты и общественные организации не согласны с редакцией договора, опубликованного нами в официальной печати, и требуют внести в этот документ свои замечания и предложения. Так вот, текст индивидуального договора мы нигде не публиковали. А документ, вокруг которого сейчас столько спорят, - публичный договор. Это совершенно разные вещи. Ознакомиться с текстом индивидуального договора вы сможете только тогда, когда наши контролеры принесут его к вам домой.
- Допустим, принесли. Но я же не готов его подписывать! Мне нужно время чтобы внимательно прочитать этот документ, все обдумать, взвесить. Может быть, посоветоваться с компетентными людьми, спросить у них, нет ли тут какого подвоха, и если есть, то как от него защититься. А ваш контролер стоит над душой и требует, чтобы я прямо сейчас подмахнул бумагу. Как быть?
- Это решается в рабочем порядке. Если вы не готовы подписать договор сразу, то можете оставить бланк и попросить нашего контролера прийти попозже.
- А теперь самое главное. Какие свои условия я могу выдвинуть при заключении индивидуального договора? Что вы готовы для меня сделать?
- Все что только можем. В силу наших материальных и физических возможностей, разумеется.
- Это не ответ. Поконкретней, пожалуйста. Например, можем ли мы с вами договориться о дне, когда контролеры смогут приходить и снимать показания счетчика? Предположим, у меня выходной в четверг и я хочу, чтобы ваши работники приходили ко мне именно в четверг, а они появляются в среду и в субботу, когда дома никого нет.
- А через три недели у вас выходной будет в пятницу. И что тогда? Перезаключать договор?
- Почему бы и нет? На то он и индивидуальный договор!
- Нет, так не пойдет. У нас огромное количество потребителей и подстроиться под каждого невозможно.
- Хорошо, что же тогда я могу потребовать?
- Все, что не противоречит законодательству.
- Например? Могу ли я настоять на пункте, согласно которому ваши контролеры не будут ломиться в мою квартиру, если дома, скажем, только несовершеннолетний ребенок? А то очень много жалоб на то, что пока родители на работе ваши работники приходят, стучатся. Им объясняют - взрослых нет, открывать дверь не велено. А они тут же составляют акт о недопуске и выставляют штраф в 36 тысяч тенге.
- Тут следует учитывать, что "несовершеннолетний ребенок" понятие растяжимое. С 14 лет человек считается ограниченно дееспособным и может совершать действия, не влекущие юридических последствий. В том числе и обеспечить допуск контролеров в квартиру для снятия показаний со счетчика.
- Ну да, а потом со счетчика вдруг исчезнет пломба, или в ванной комнате окажется магнит и, несмотря на то, что сам счетчик весь импортный и сделан исключительно из пластмассы, контролер все равно составит акт о нарушении и выпишет штраф. И это называется "без юридических последствий"?
- В присутствии одного только несовершеннолетнего наши контролеры не составляют акты.
- Может, поспорим? У меня вот с собой даже решение суда есть, в котором подробно расписана одна такая история. Дело, между прочим, закончилось в пользу потребителя. Факт, что называется, на лицо.
- Ничего не могу сказать об этом.
К сожалению, помимо общих обтекаемых фраз мне так и не удалось узнать, какие же свои условия потребитель может отразить в индивидуальном договоре. Зато на вопрос о возможных последствиях, в случае отказа от заключения договора, Нина Сарсекеева ответила коротко и четко.
- Если человек отказывается заключать с нами индивидуальный договор, мы, прежде всего, составим специальный акт. В нем укажем доводы потребителя - что его не устраивает, почему он отказывается. Затем сделаем юридический анализ возникшей ситуации. Ну а дальнейшие наши меры будут напрямую зависеть от того, что это за потребитель. Если он исправно платит, и к нему нет никаких нареканий, значит, можно считать, что этого человека устраивает редакция публичного договора на водоснабжение. Исполняя свои обязанности потребителя, он косвенно подтверждает, что принимает условия этого договора. Ну а если у вас 15 человек квартирантов, долги и вы не допускаете наших контролеров для снятия показаний со счетчика, то тут разговор совсем другой. В таком случае мы обязательно будем настаивать на заключении индивидуального договора, может даже через суд. В противном случае нам придется разорвать с вами отношения, или, говоря просто, отключить вашу квартиру от водоснабжения.
Сергей Терещенко