06.10.2006
О пробках, детях и ручном регулировании
Проблема дорог и безопасности движения в Алматы в последние годы стала как нельзя актуальной. Город перегружен транспортом: при пропускной способности не более 120—150 тысяч единиц в южной столице зарегистрировано более 410 тысяч единиц транспорта плюс от 50 до 60 тысяч транзитного транспорта, который ежедневно проходит через Алматы. Есть тенденция к ежегодному увеличению до 50 тысяч единиц. Алматы сейчас срочно нуждается в совершенствовании улично-дорожной сети. Об этих проблемах мы сегодня беседуем с начальником УДП ДВД Алматы полковником полиции Бахыткельды Емеловичем АЙХИМБЕКОВЫМ.
— Господин полковник! Как такая перегруженность города транспортом сказывается на аварийности?
— Постоянный рост транспортных средств и низкая пропускная способность улично-дорожной сети города существенно влияют на безопасность дорожного движения. Сейчас количество ежедневных ДТП в Алматы по сравнению с 1995 годом возросло в четыре раза, а количество личного состава строевых подразделении дорожной полиции за эти десять лет уменьшилось с 340 до 205 человек.
За восемь месяцев 2006 года в УДП поступило 25 723 (2005 г. — 25 667) сообщения о ДТП, из них было оформлено 14 404 (2005 г. — 17 410) ДТП экипажами дорожной полиции.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост количества ДТП с пострадавшими — на 12.0 % (с 1 615 до 1 804), раненых — на 12.0 % (с 1 808 до 2 024), а количество погибших в них снизилось на 3.0 % (с 142 до 138).
Напряженность обстановки на дорогах зависит в первую очередь от концентрации ДТП в расчете на десять тысяч транспортных средств, в Алматы она составляет 59, когда средний показатель по республике — 51 ДТП.
Однако по общепринятой системе оценки состояния БДД, основным показателем является уровень тяжести последствий ДТП.
В мире этот уровень безопасности составляет около 4.0, в Казахстане — 17.2, а в Алматы — втрое меньше (6.4 погибших на 100 пострадавших), причем этот показатель один из самых низких в республике.
В то же время проведенный на основе исследований в области стратегического планирования анализ показал, что такая тенденция объясняется ростом экономики страны и, соответственно, повышением интенсивности дорожного движения, а город Алматы в этом отношении наиболее динамично развивается.
— Согласно статистике, самые тяжелые дорожно-транспортные происшествия происходят по причине превышения водителями установленной скорости движения. Какие меры в отношении таких нарушителей принимает дорожная полиция?
— С начала года в Алматы зарегистрировано 114 ДТП, произошедших по причине превышения установленной скорости движения, в которых 24 человек погибло и 140 были ранены.
В рамках реализации Программы реформирования органов дорожной полиции на 2004—2006 годы в 2005-м году в Алматы на проспектах Аль-Фараби, Достык и Суюнбая были установлены в семи местах стационарные скоростемеры для видеофиксации нарушений скоростных режимов.
Необходимо отметить, что работа с системой видеофиксации нарушений ПДД находится в стадии становления, но, тем не менее, имеющиеся результаты позволяют сделать вывод об эффективности и дальнейшем использовании данной системы, до сих пор не было прецедента отказа водителей от предъявленных им доказательств нарушений ПДД.
Накопленный опыт работы подтверждает необходимость внесения в законодательные акты поправок, позволяющих на основании данных специальных контрольно-измерительных технических средств и приборов фиксации правонарушения привлекать к административной ответственности за нарушение ПДД именно владельцев транспортных средств.
В целях развития данной системы в настоящее время в УДП ДВД Алматы выделено отдельное помещение для создания Центра по видеофиксации нарушений ПДД с персоналом из числа сотрудников дорожной полиции и операторов КГП «ЦИС г. Алматы».
— Проблема заторов, «пробок» — не нова для крупных городов. Что делается в этом направлении?
— В соответствии с Программой снижения транспортной нагрузки Алматы на 2005—2007 годы, утвержденной акимом 30.12.2004 года, дорожной полицией осуществляется комплекс мероприятий, направленных на:— освобождение проезжей части магистральных дорог, по которым осуществляется движение общественного пассажирского транспорта, от стихийной парковки автомобилей в неустановленных местах;— пресечение парковки автомобилей на остановочных пунктах общественного пассажирского транспорта и на перекрестках;— разработку схем объездов для транспортных средств, строящихся транспортных развязок;— обеспечение работы регулировщиков в целях пресечения фактов заторов и скопления транспортных средств в местах строительства транспортных развязок, пробивок улиц и на магистральных улицах, особенно в часы «пик».
За восемь месяцев 2006 года в городе Алматы осуществлена определенная работа, направленная на усовершенствование и обеспечение безопасного движения.
1. Внесены изменения в параметры программ управления 42 светофорных объектов.
2. Внесены изменения в организацию дорожного движения на следующих перекрестках города: пр. Райымбека — ул. Наурызбай-батыра; пр. Сейфуллина — ул. Гоголя;пр. Рыскулова — ул. Жансугурова — пр. Сейфуллина; пр. Абая — ул. Утеген-батыра; пр. Суюнбая — ул. Баян Аульская; по ул. Шевченко от ул. Ауэзова до ул. Манаса;
3. Все светофорные объекты переведены на круглосуточный режим работы.
4. Согласованы проекты по строительству транспортных развязок на пересечении улиц Рыскулова — Кудерина, пр. Аль-Фараби — р. Есентай, ул. Сатпаева — ул. Жандосова — ул. Манаса и ул. Сейфуллина — ул. Тимирязева.
Согласно анализу дорожной обстановки (по времени), на наиболее загруженные транспортными потоками перекрестки выставляются инспектора дорожной полиции.
В целях оперативного реагирования на образующиеся заторы в дорожном движении, их предотвращения и своевременной локализации в каждом районе города созданы специальные мобильные группы из числа инспекторов строевых подразделений дорожной полиции. Командирами взводов строевых подразделений УДП осуществляется обследование территории закрепленного района по участкам улиц (состояние улично-дорожной сети, пропускная способность перекрестков, образование заторов), сведения по обследованию сообщаются в дежурную часть УДП. Дежурный-инспектор УДП обобщает ее и доводит до указанных мобильных групп, которыми принимаются необходимые меры по ликвидации заторов транспортных средств на указанных перекрестках путем ручного регулирования.
Кроме этого, экипажи дорожной полиции, оформляющие дорожно-транспортные происшествия, при прибытии на места ДТП также информируют дежурную часть УДП, что причиной затора является дорожно-транспортное происшествие, и принимают необходимые меры по ликвидации их последствий. Все экипажи дорожной полиции оснащены баллончиками с краской для оперативной фиксации мест ДТП, путем отметки колес и места столкновения АМТС, после чего они убираются с проезжей части для предотвращения заторов в дорожном движении.
Ежедневно личный состав строевых подразделений выставляется для осуществления ручного регулирования движения транспортных средств более чем на 50 перекрестках города. В период времени с 7.30 часов до 10.30 часов и с 17.30 часов до 21.00 часов ручное регулирование осуществляется на основных магистралях, обеспечивающих въезд и выезд из города (пр. Рыскулова, пр. Райымбека, ул. Алматинская, ул. Жансугурова и др.), а также в центральной части города при загруженности транспортом и слабой пропускной способности улиц.
В связи с этим, специалистами УДП ДВД Алматы разработана программа «ЧАС-ПИК», в которой определены цели и задачи подразделений УДП по предупреждению и ликвидации заторов, возникающих в дорожном движении. Согласно данной программе, инспектора дорожной полиции строевых подразделений УДП на основе анализа и складывающейся дорожной обстановке выставляются на конкретном участке улиц города. В дальнейшем программа будет усовершенствована в программу «Первоочередных действий дорожной полиции по снижению факторов, способствующих возникновению заторов и «пробок» в движении автотранспорта в периоды «час-пик» на улицах г. Алматы».
Кроме этого, в октябре 2005 года осуществлен облет над улицами города, которые подвержены «заторам», на вертолете. Он показал, что этот метод изучения «заторов» транспортных средств в дорожном движении очень эффективен для оперативного прослеживания складывающейся дорожной обстановки на каком-либо участке улиц города и своевременного направления наряда дорожной полиции для ликвидации последствий сложившейся ситуации.
— Бахыткельды Емелович, давайте вернемся к вопросу видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. В прессе было озвучено, что в дорожной полиции Алматы появился новый прибор «Сокол-Виза» («Сокол-ВИдео-ЗАпись»). Расскажите об этом поподробнее.
— Действительно, на вооружение дорожной полиции поступило 32 мобильных комплекса видеофиксации нарушений Правил дорожного движения с использованием видеофиксатора «Сокол-Виза». Если раньше претензию автоинспектора можно было оспорить любому водителю, превысившему скорость, ссылаясь на бездоказательность (радары старого образца не были оснащены видеокамерой, поэтому и были запрещены министром МВД к эксплуатации), то теперь нарушителю предъявят веские аргументы — цифровое фото и видеоролик, где будут зафиксированы место и время совершения нарушения, госномер автомобиля, лицо водителя, при этом контакт инспектора дорожной полиции с нарушителем ПДД полностью исключается. Наша задача прежде всего состоит в профилактике нарушений и их предупреждении, нежели в выявлении таких фактов и непременном наказании, если водители будут знать, что за их действиями ведется круглосуточное наблюдение, многие подумают, прежде чем нарушать Правила дорожного движения, потому что помимо нарушений скоростного режима, комплекс фиксирует такие нарушения, как проезд на красный сигнал светофора, пересечение двойной сплошной линии дорожной разметки и так далее.
— И последний вопрос. Недавно начался учебный год. Учитывая все возрастающий поток транспорта, многие родители обеспокоены проблемами безопасного передвижения своих детей по улицам города. Какие меры в этом направлении принимает дорожная полиция и другие заинтересованные государственные органы?
— Основной задачей всех государственных органов причастных к обеспечению безопасности дорожного движения, в этих условиях становится всемерное сдерживание негативных процессов и принятие мер по снижению тяжести последствий ДТП.
По инициативе УДП ДВД Алматы совместно с ЗАО «СМЭУ» в рамках координационного плана по разработке и реализации региональной программы «Обеспечение безопасности дорожного движения в г. Алматы на 2002—2005 годы» на основе зарубежного опыта была разработана программа «Детская безопасность» в районах школ Алматы. В 2005 году на реализацию программы «Детская безопасность» акиматом города было выделено 14 458,8 миллиона тенге, построено восемь объектов в районе, 33 школы. В 2006 году выделено 29 230 миллионов тенге и произведено строительство 14 объектов в районах 16 школ.
Кроме того, на сегодняшний день в 30 местах установлены ограничители скорости ударного воздействия «лежащий полицейский», из них 26 в районах школ и четыре согласно программы «Реабилитация инвалидов».
Проводимыми мероприятиями нам удалось добиться сокращения количества ДТП с участием детей на 11,0 процента, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в которых количество погибших снизилось на 10,0 процента и раненых на — 11,0 процента. Но мы не гонимся за цифрами. Для нас главное — это здоровье ребят.
Подготовила Ирина ЛукьЯнина
пресс-служба ДДП МВД РК