|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
12.10.2006 Грядет глобальный символ качества
В Казахстане появится совместное с Малайзией предприятие по производству халал-продуктов. Бизнесмены этой страны уверены в потенциале нашей республики в новой отрасли. Возможно, совсем скоро в Малайзию для халал-индустрии уже будет поставляться казахстанское сырье. В успехе Казахстана в производстве халал-продуктов малайзийцы убедились еще в мае этого года на прошедшем в Малайзии международном халал-форуме: наша делегация произвела фурор, заняв первое общекомандное место среди иностранных производителей халал-продуктов. Тогда же казахстанские и малайзийские бизнесмены договорились о создании ряда совместных предприятий, а Ассоциация хаджи РК выступила с прогнозом бурного роста этой отрасли в нашей стране. Но наверняка многие не знают, что такое халал. Следует сделать некоторые пояснения. Слово «халал» в исламе означает «разрешенное», «правильное» в противоположность запретному — «харам». Поэтому на всех этапах приготовления халалных продуктов — от выбора сырья и до момента продажи готовой продукции — производитель должен скрупулезно придерживаться установленных шариатом правил. Объемы мирового халал-рынка, по данным международных финансовых агентств, оцениваются в 500 миллиардов долларов, а ведущими производителями среди немусульманских стран являются Австралия, Бразилия, Новая Зеландия и Индия. Эта пищевая продукция уже завоевывает популярность в странах Евросоюза и Америке, в том числе и среди потребителей-немусульман. Малайзийцы же не скрывают своих намерений стать лидерами мировой халал-индустрии. Нам, участникам пресс-тура, довелось посетить одну из крупнейших в этой стране компаний-производителей халал-продуктов — «Prima agri-products». Показательная фабрика образовалась в 1987 году и сегодня экспортирует продукцию в Сингапур, Бруней, Индонезию, Гонконг, Пакистан, Саудовскую Аравию и Европу. Интересно, что в связи с отсутствием проблемы сбыта и ориентированностью на экспорт продукция фирмы почти не представлена в местных продовольственных магазинах. Как сообщил глава фабрики Джамалуддин Кадир, в день изготавливается 20 тонн продуктов 200 разновидностей на 60 тысяч долларов. В основном это сосисочно-колбасные изделия, соусы и шашлык. В ближайшее время с учетом завершения строительства «Халал фуд парка» планируется поднять производство до 200 тонн в сутки. А значит, потребуется много сырья, поставки которого, по словам Д. Кадира, возможно осуществлять из Казахстана. В Малайзии халал теряет чисто религиозный оттенок, распространяясь на сферу бизнеса и торговли. — Он становится глобальным символом гарантии качества и выбора образа жизни, — считает Касех Диа Сидн, директор издательства, выпускающего международный «Халал журнал». — И эта отрасль получает хорошую поддержку от правительственных структур страны. В Казахстане же, по словам организатора нашего пресс-тура, заместителя председателя республиканской Ассоциации хаджи Мурата Мынбаева, халал-индустрия также набирает обороты. С момента создания в республике технического комитета «Халал» сертификаты на выпуск соответствующей продукции выданы пятнадцати предприятиям страны. — В перспективе мы ожидаем, что, помимо компаний, специализирующихся на производстве пищевой халал-продукции, свое развитие получат также халал-косметика, халал-фармацевтика и так далее, — отметил М. Мынбаев. Уже имеется договоренность об открытии в Малайзии завода стоимостью 55 миллионов долларов по выпуску халал-колбасных изделий по казахстанской технологии. В свою очередь в нашей стране планируется создать СП по производству халал-напитков стоимостью 150 миллионов долларов. Так что не стоит удивляться, если вскоре на прилавках магазинов появятся напитки с необычными названиями «Мекка-кола» и «Зам-зам-кола».
Асет Калымов
Алматы—Куала-Лумпур—Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |