|
|
|
Источник: Газеты «Новое поколение» (www.np.kz)
17.10.2006 Республика лавочников
В Казахстане существуют сети как крупных торговых центров, так и средних супермаркетов. Однако до последнего времени в стране отсутствовала какая-либо сеть мини-маркетов. Хотя рано или поздно нечто подобное должно было бы появиться на рынке, тем не менее в этих торговых точках качество продукции и уровень обслуживания не всегда находятся на должном уровне. Как результат, с осени многие небольшие магазины стали объединяться в единую торговую сеть. И похоже, что у мини-маркетов начинается новый этап развития
До сегодняшнего дня в стране активно развивались крупные и средние торговые сети. Это обусловлено в первую очередь ростом экономики и увеличением покупательской способности населения. Если крупные сети преимущественно с нуля отстраивали собственные здания, то средние супермаркеты, помимо этого, использовали и уже готовые коммерческие помещения путем приобретения или аренды. В результате, за последние пять лет их количество увеличилось кратно и эта тенденция не снижается. В подобных магазинах в основном присутствует большой ассортимент товаров широкого спроса, реализуется эффективная мерчендайзинговая политика (искусство правильно разложить товар), высокий уровень обслуживания и т.д. В этой связи их младшим собратьям - мини-маркетам - пришлось несколько потесниться, хотя жесткой конкуренции между форматами не наблюдается, так как население в крупные супермаркеты ходит в основном в выходные дни для закупки товаров и продуктов на неделю и более. По словам исполнительного директора консалтинговой компании по недвижимости Colliers International Изабеллы Пластовец, “мини-маркеты люди посещают практически ежедневно для приобретения небольшого количества продуктов повседневного потребления (хлеб, молоко, сигареты и т.д.). Тем самым они экономят свое время и дополнительно - семейный бюджет, так как в мини-маркетах более низкие цены. В настоящее время отечественный рынок еще не насыщен до такой степени, чтобы на нем происходила конкуренция между рассматриваемыми форматами магазинов”. Вместе с тем владельцы мини-маркетов уже сегодня задумываются о дальнейших перспективах развития. В этой связи хорошим способом для дальнейшего роста могло бы стать объединение небольших магазинов в одну торговую сеть. Именно это сегодня уже на рынке и происходит. Так, например, в начале сентября в Казахстане мини-маркеты стали объединяться в единую торговую сеть магазинов под брендом S.mile. На сегодняшний день эта сеть уже объединила по стране около 1800, по Алматы - порядка 350 магазинов. При этом собственники у этих магазинов остались прежними, просто они стали работать на условиях франшизы. Мини-маркеты осуществляют хозяйственную деятельность самостоятельно, в юридическом и экономическом планах они остаются независимыми. По словам советника генерального директора по развитию бизнеса компании, которая является правообладателем торговой марки S.mile, Армана Сураганова, “главной целью этого проекта является объединение торговых точек, и в частности мини-маркетов, в единую сеть под брендом, так как сегодня большинство маленьких магазинов страны находится в беспорядочном состоянии, отсутствует хороший сервис, эффективная мерчендайзинговая политика и т.д. Мы же намерены все мини-маркеты, которые вошли в нашу сеть, подвести под единые стандарты цивилизованной торговли”. Отличительной особенностью подобных сетевых магазинов, помимо вывески, является стандартный бренд-пакет сети, униформа продавцов, единый стандарт торгового оборудования, без преобладания на них логотипов каких-либо брендов, и т.д. Также в последующем возможен выпуск и продажа в сети продуктов питания под той же торговой маркой, что носит и сеть. С точки зрения сетевого развития, торговля в формате “магазин во дворе” до настоящего момента являлась пустой нишей на рынке. Однако, как известно, природа не терпит пустоты. То же самое и в бизнесе. Тем более, что на отечественном рынке уже есть примеры объединения розничных игроков в таких областях, как аптеки, игровые автоматы и т.д.
Акжол Садешов
Источник: Газеты «Новое поколение» (https://www.np.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |