|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
24.10.2006 Основой государства, его суверенитета, независимости и конституционного строя является народ Казахстана - И. Рогов
АСТАНА. 24 октября. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - 25 октября страна будет праздновать День Республики, который отмечается в честь принятия Декларации о государственном суверенитете. В канун государственного праздника корреспондент Казинформа встретился с председателем Конституционного Совета РК, доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем РК Игорем Роговым. - Игорь Иванович, как известно, Казахстан, находясь в составе СССР, фактически не обладал государственным суверенитетом и, соответственно, не мог выступать реальным субъектом международного права. Обретение республикой государственного суверенитета берет свое начало с Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР, принятой Верховным Советом 25 октября 1990 года. Какое историческое значение, по Вашему мнению, имеет принятие этого документа? - Действительно, Казахстан, как и другие союзные республики, не обладал в составе СССР реальным суверенитетом. Только Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР», принятая в 1990 году 25 октября, наряду с подтверждением намерений республики войти на равноправной договорной основе в союз суверенных республик, впервые установила основные, принципиальные государственно-правовые нормы для укрепления суверенных прав Казахской ССР. Декларация объявила о верховенстве Конституции и законов республики на территории Казахской ССР, «за исключением вопросов, добровольно делегированных ею Союзу», о праве республики «приостанавливать на своей территории действие законов и других актов высших органов Союза, нарушающих суверенные права и Конституцию Республики». Что касается выступления Казахстана в качестве реального субъекта международного права, то следует указать, что, будучи союзной республикой, Казахстан формально имел статус субъекта международного права. Однако он не был субъектом международных правоотношений, то есть фактически не имел дипломатические и иные связи, характеризующие его как полноценного субъекта международных отношений. Историческое же значение Декларации о государственном суверенитете состоит, прежде всего, в том, что она обозначила собственную государственность Казахстана, провозгласив его суверенным государством с правом определять внутреннюю и внешнюю политику в своих интересах, а, следовательно, быть реальным участником международных процессов в силу признания государствами и международными организациями суверенитета Республики Казахстан. С Декларации, вобравшей основные идеи казахстанского общества о демократических, правовых, социально-экономических и культурных преобразованиях в Казахстане, начался подготовительный этап дальнейшего развития государственно-правовой системы Казахстана по пути оформления полной государственной независимости. 10 декабря 1991 года Верховным Советом принимается весьма симптоматичный в этом плане Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», которым она была переименована в Республику Казахстан. Многие принципиальные шаги и решения для обретения независимости Казахстаном уже были предприняты и предусмотрены, осталось только придать всему этому юридическое оформление, закрепив при этом независимость страны не в декларативной, а в реальной форме. Эта задача была реализована принятием Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года. Конституционный закон объявил Республику Казахстан независимым, демократическим и правовым государством, обладающим всей полнотой власти на своей территории. О важности этих установлений свидетельствует то, что они в последующем получили закрепление и дальнейшее развитие в положениях ныне действующей Конституции Республики Казахстан. Развивая ключевые идеи Декларации о государственном суверенитете, Конституционный закон однозначно утвердил, что Республика Казахстан строит свои взаимоотношения со всеми государствами на принципах международного права, как и подобает независимому государству. Кроме того, Конституционным законом были четко определены дальнейшие направления экономического, правового, социально-культурного, политического развития Казахстана. Все это является доказательством того, что Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР была поистине исторически судьбоносным документом, закрепившим первичную основу самостоятельности Казахстана. - Одним из основополагающих принципов нашей Конституции является принцип народного суверенитета, заключающийся в том, что единственным источником государственной власти в Казахстане является его народ. Какое значение, на Ваш взгляд, имеет этот принцип для повседневной жизни наших граждан? - Народовластие является основой государственной стратегии, которая реализуется посредством таких политико-правовых механизмов, как республиканская форма правления, институт президентства (народное избрание) и парламентаризм (народное представительство), система гарантий конституционных прав и свобод человека, а также система сдержек и противовесов между ветвями власти, что, вкупе (собственно) и составляет народный суверенитет. Говоря о суверенитете народа, следует обратить внимание на преамбулу Конституции Республики, где говорится: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность..., исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию». Отсюда следует, что основой государства Республики Казахстан, его суверенитета, независимости и конституционного строя является народ Казахстана. Именно народ, основываясь на своем суверенном праве, определил конституционно-правовое наполнение института гражданства. Конституция (пункт 1 статьи 3) устанавливает, что единственным источником государственной власти является народ, который осуществляет свою власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы. Именно путем референдума и выборов народ Казахстана реализует свою волю и проявляет свой суверенитет, определяющий демократический характер власти, придающий ей высшую легитимность. - Реальный суверенитет немыслим без участия в процессе государственного строительства политических партий, общественных объединений. Какую роль, на Ваш взгляд, играют институты гражданского общества в укреплении государственности? - Как уже было отмечено, за пятнадцать лет Казахстан состоялся как государство, жизнеспособность которого не подвергается сомнению. Развитию демократического государства и его институтов в определенной степени способствует деятельность общественно-политических организаций. Государство же со своей стороны создает соответствующие условия для обеспечения организационно-правовой основы деятельности этих организаций. За короткий период независимости пройден огромный путь утверждения гражданского общества. Нашей Республике удалось сформировать все основные институты гражданского общества. Их развитие способствовало принятию действующей Конституции, а также законов «Об общественных объединениях» и «О политических партиях», утверждение Главой государства Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан. Сегодня в соответствии с Конституцией и действующим законодательством в стране создано правовое поле для образования и функционирования партий и других общественных объединений. Общеизвестно, что в укреплении государственности роль общественных объединений, в том числе политических партий весьма значительна. В настоящее время политические партии участвуют в выборах Президента, в Парламент Республики, местные представительные, а с недавних времен, - и исполнительные органы. Так, в соответствии с Конституцией десять депутатов Мажилиса Парламента избираются на основе партийных списков по системе пропорционального представительства. Кроме того, депутаты Парламента вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений. Политические партии через своих депутатов, в том числе через фракции участвуют в принятии законов. Кроме того, согласно избирательному законодательству, общественные объединения вправе выдвигать кандидатов в Президенты. Таким образом, политические партии занимают немаловажное место в государственном строительстве. Хочу заметить, что предназначение политических партий нельзя ограничивать участием только в выборах. Политические партии, как инструменты политической системы, являются исходными в определении многих задач и функций государства. Они участвуют и в организации органов государственной власти, и в формировании общенациональной политики. Политические партии и другие общественные объединения выполняют не только политические, но и идеологические и воспитательные функции, способствуют соблюдению прав и свобод человека и гражданина, осуществляют общественный контроль за деятельностью государственных органов, должностных лиц, являются посредниками в согласовании интересов общества и власти. В нашей стране быстро развиваются и участвуют в процессе демократизации общества не только политические партии, но и другие институты гражданского общества - некоммерческие (неправительственные) организации, профсоюзы, различные национально-культурные объединения, негосударственные СМИ и другие институты, которые в целом представляют негосударственный сектор. Являясь участниками общественно-политических процессов, все они несут моральную, а подчас и политическую ответственность за сохранение и дальнейшее укрепление суверенитета государства. - Были ли в практике Конституционного Совета обращения, по которым приняты решения, касающиеся суверенитета государства, укрепления независимости Республики? - В процессе обеспечения верховенства Конституции на всей территории Республики Конституционным Советом принято немало решений, касающихся суверенитета государства и укрепления независимости Республики. Так, в своем постановлении от 27 марта 1998 года Конституционный Совет, рассмотрев обращение Президента Республики о проверке конституционности Особенной части Гражданского кодекса, установил, что отдельные ее нормы допускают вторжение норм иностранного права в публично-правовые отношения Республики Казахстан и их применение на территории Казахстана приведет к ущемлению государственного суверенитета. Давая официальное толкование нормам статей 10, 12 и других положений Основного закона, в постановлении от 1 декабря 2003 г. Конституционный Совет указал, что институт гражданства является определяющим признаком суверенитета, независимости и конституционного строя республики. Одной из главных позиций Конституционного Совета при признании неконституционными отдельных положений Договоров аренды комплекса «Байконур» являлся принцип распространения суверенитета Республики на всю ее территорию, закрепленный в пункте 2 статьи 2 Конституции. В своем постановлении от 7 мая 2001 года, рассмотрев представление Кызылординского областного суда, Конституционный Совет установил, что принцип суверенитета Республики означает независимость и самостоятельность Казахстана в вопросах внутренней и внешней политики, верховенство государства и ее власти в пределах принадлежащей ей территории. Далее Совет указал, что распространение юрисдикции Российской Федерации на территорию Казахстана и ее граждан нарушает положения Конституции Республики, поскольку ущемляет суверенитет Казахстана. Давая официальное толкование пункту 2 статьи 2 Конституции «суверенитет республики распространяется на всю ее территорию», Конституционный Совет исходил из того, что территория государства представляет собой пространственный предел, в котором государство существует и действует как суверенная организация власти. Далее Совет указал отдельные формы обеспечения государственного суверенитета, целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории Республики. - Игорь Иванович, чтобы Вы хотели пожелать гражданам Казахстана в канун праздника - Дня Республики? - Мне доставляет огромное удовольствие поздравить всех соотечественников с Днем Республики и пожелать счастья каждой семье казахстанцев!
- Спасибо за интервью.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |