|
|
|
Ведение бухгалтерского учета в казенных предприятиях
И. Сокова, директор аудиторской компании «Ирина»
После преобразования государственных учебных учреждений в государственные казенные предприятия эти организации, согласно пункту 2 статьи 34 Гражданского кодекса РК (далее - ГК РК), признаются коммерческими организациями. На основании этого, а также учитывая, что за предоставляемые услуги государственные казенные предприятия взимают плату, в том числе и по государственным заказам, их деятельность, как предпринимательская, с 1 января 1999 года подлежит обложению налогами в общеустановленном порядке. Согласно статье 104 ГК РК казенным является предприятие, обладающее государственным имуществом на праве оперативного управления. Право оперативного управления является вещным правом учреждения, государственного учреждения, финансируемого за счет средств собственника, и казенного предприятия, получивших имущество от собственника и осуществляющих в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения этим имуществом (ст. 202 ГК РК). Казенное предприятие создается по решению Правительства Республики Казахстан или местного исполнительного органа. Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый учредителем. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Хозяйственная деятельность казенного предприятия определяется его целями и задачами, зафиксированными в уставе. Правительство Республики Казахстан или соответствующий местный исполнительный орган несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия. По договорным обязательствам ответственность наступает в порядке, установленном законодательными актами о государственном предприятии. Казенное предприятие, согласно пунктам 2-3 статьи 206 ГК РК, вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а также передавать и списывать дебиторскую задолженность лишь с письменного согласия собственника этого имущества. Однако оно не вправе продавать и заключать сделки дарения в отношении имущества, относящегося к его основным средствам. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законодательством. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется собственником его имущества. Эти организации должны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность согласно Законам «О государственном предприятии» от 19 июня 1995 года № 2335 и «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 26 декабря 1995 года № 2732, а также применять Типовой план счетов бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов (далее - Типовой план счетов). Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 1 июня 2000 года № 266 утверждены «Правила отражения в бухгалтерском учете и отчетности казенного предприятия операций, выполняемых в рамках государственного заказа» (далее - Правила).Формирование учетной политики должно производиться предприятием по согласованию с органами государственного управления, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности (далее - уполномоченный орган). При формировании учетной политики также должно быть обеспечено открытие на основе Типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности субъектов, аналитических счетов, учитывающих требования указанных Правил. Предприятие обособленно ведет учет операций, выполняемых в рамках осуществления государственного заказа. База распределения расходов, с целью определения принадлежности к государственному заказу, определяется предприятием по согласованию с уполномоченным органом. Имущество, получаемое на праве оперативного управления от уполномоченного органа, отражается на счете 503 «Вклады и паи», с открытием аналитического счета «Имущество, полученное в оперативное управление». Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Документация операций и документооборот производятся предприятием в соответствии с требованиями Положения (стандарта) бухгалтерского учета 24 «Организация бухгалтерской службы». Предприятие для учета средств, поступивших, а также расходуемых в рамках выполнения государственного заказа, открывает аналитические счета к задействованным счетам Типового плана счетов. В случае если предприятием выполняется несколько государственных заказов, то обособленные аналитические счета открываются по каждому из них. Поступление денег из бюджета на выполнение государственного заказа отражается по дебету счета 441 «Расчетный счет» и кредиту счета 687 «Прочие» подраздела 68 «Прочая кредиторская задолженность и начисления» с открытием субсчета «Финансирование выполнения госзаказа». Затраты предприятия по производству продукции (выполнению работ, оказанию услуг), в рамках выполнения государственного заказа, предварительно группируются на соответствующих счетах раздела IX «Счета производственного учета» в корреспонденции по кредиту с соответствующими счетами подраздела 20 «Материалы», счетами 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 681 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 687 «Прочие» и т. д. По мере выпуска готовой продукции (выполнения работ, оказания услуг) накопленная сумма затрат списывается с кредита счета 900 «Основное производство» в дебет счетов:
Готовая продукция, учтенная на счете 221, в момент ее отгрузки заказчику, списывается в дебет счета 801 «Себестоимость реализованной готовой продукции (работ и услуг)». Расходы по общему руководству, общехозяйственного и административного назначения, а также по соответствующим налогам, понесенные в рамках выполнения государственного заказа, отражаются по дебету счета 821 «Общие и административные расходы» и кредиту соответствующих счетов подраздела 20 «Материалы», 63 «Расчеты с бюджетом», счетов 681 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 687 «Прочие» и т. д. В размере понесенных расходов на выполнение государственного заказа, суммы поступлений из бюджета на эти цели, учтенные на счете 687, субсчет «Финансирование выполнения госзаказа», списываются в кредит счета 701 «Доход от реализации готовой продукции (работ, услуг)», а в части налога на добавленную стоимость - в кредит счета 633 «Налог на добавленную стоимость». При приобретении предприятием на основании сметы расходов, в рамках выполнения государственного заказа, внеоборотных активов (основных средств и нематериальных активов), в бухгалтерском учете производится запись по дебету соответствующих счетов подразделов 11 «Нематериальные активы», 12 «Основные средства» и кредиту счетов 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 441 «Расчетный счет» и т. д. На сумму налога на добавленную стоимость производится запись по дебету счета 331 «НДС к возмещению» и кредиту счетов 671 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 441 «Расчетный счет» и т. д. Одновременно на сумму приобретенных активов кредитуется счет 503 и дебетуется счет 687, субсчет «Финансирование выполнения госзаказа». На сумму налога на добавленную стоимость (за исключением невозмещаемого НДС и НДС, уплаченного при приобретении легковых автомобилей) производится запись по дебету счета 687 субсчет «Финансирование выполнения госзаказа» и кредиту счета 633 «Налог на добавленную стоимость». При выполнении государственного заказа начисление амортизации по основным средствам и нематериальным активам отражается по дебету счета 503 и кредиту соответствующих счетов подразделов 11 «Амортизация нематериальных активов», 13 «Износ основных средств». При безвозмездном изъятии или перераспределении собственником имущества, закрепленного за предприятием, производится списание основных средств по балансовой стоимости. При этом предварительно на сумму накопленного износа производится запись по дебету соответствующих счетов подраздела 13 «Износ основных средств» и кредиту соответствующих счетов подраздела 12 «Основные средства», а затем на балансовую стоимость (остаточную) дебетуется счет 503 и кредитуются соответствующие счета подраздела 12 «Основные средства». Сумма НДС, подлежащая зачету, отражается по дебету счета 633 «Налог на добавленную стоимость» и кредиту счета 331 «Налог на добавленную стоимость к возмещению». В конце отчетного периода расходы, отраженные на счетах 801 «Себестоимость реализованной готовой продукции (работ, услуг)», 821 «Общие и административные расходы», относятся в дебет счета 571 «Итоговый доход (убыток)», в кредит счета 571 относятся доходы, отраженные на счете 701 «Доход от реализации готовой продукции (работ, услуг)». Доходы, полученные предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет. Суммы, полученные сверх сметы, при перечислении их в бюджет отражаются по дебету счета 687 субсчет «Финансирование выполнения госзаказа» «Прочие» и кредиту счета 441 «Расчетный счет». Смета предприятия представляет собой финансовый план хозяйственной деятельности предприятия на соответствующий финансовый год, осуществляемой за счет собственных доходов, в том числе по государственному заказу, которая определяется в порядке, указанном в Инструкции по составлению сметы расходов государственных казенных предприятий, утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 мая 2000 года № 248. Смета предприятия утверждается органом государственного управления. В целях обеспечения регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых предприятием в рамках государственного заказа, в смете выделяется финансовый план выполнения государственного заказа в разрезе бюджетных программ.
В смете отражается: · доля доходов и расходов на выполнение государственного заказа в общих расходах предприятия; · общая сумма доходов, которая включает в себя поступление денег от осуществления хозяйственной деятельности на планируемый год и остатки денег на начало года, с выделением остатка денег, полученных из республиканского или местных бюджетов на выполнение государственного заказа, то есть остатки денег, которые остались неиспользованными в конце прошлого финансового года в пределах запланированного дохода; · поступление денег от осуществления хозяйственной деятельности с выделением денег, получаемых из республиканского или местных бюджетов на выполнение государственного заказа с учетом налога на добавленную стоимость; · общая сумма расходов с выделением двух групп расходов: - расходы, на осуществление которых гражданско-правовые сделки не заключаются: заработная плата работников - денежные выплаты за выполнение работником трудовых обязанностей (индивидуальный подоходный налог, обязательные взносы в накопительные пенсионные фонды, удерживаемые из заработной платы работников, отражаются по одной строке); дополнительные денежные выплаты - денежные выплаты стимулирующего, поощрительного характера, а также за дополнительную работу по решению руководителя предприятия; командировочные расходы; налоги и другие обязательные платежи в бюджет, за исключением индивидуального подоходного налога, который отражается отдельно, в том числе отдельными строками показываются основные налоги и обязательные платежи в бюджет; судебные издержки, то есть расходы по исполнению исполнительных документов; штрафы, пени; прочие расходы; - расходы, на осуществление которых гражданско-правовые сделки заключаются: приобретение материалов, то есть расходы на приобретение материалов, сырья, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг (приобретение продуктов питания, медикаментов и так далее); приобретение основных средств и прочих активов; коммунальные услуги, то есть расходы на воду, газ и другие коммунальные услуги, электроэнергия и отопление; услуги связи; транспортные услуги; текущий ремонт и капитальный ремонт основных средств; арендная плата по основным средствам; расходы по выплате вознаграждений (интересов) по кредитам и прочие расходы; · в смете обязательно отражается сумма чистого дохода (убытка), которая рассчитывается как разница между доходами и расходами предприятия. Смета расходов государственного казенного предприятия подписывается руководителем предприятия, руководителем финансовой службы предприятия и представляется на рассмотрение и утверждение органу государственного управления. К смете расходов прилагается пояснительная записка, где должна быть представлена расшифровка доходов предприятия, непокрытых расходов прошлого года, в случае если в смете расходов предприятия на планируемый год предусматривается погашение непокрытых расходов прошлого года (в том числе по выполнению государственного заказа), всех прочих расходов, а также данные по численности штатных работников предприятия (в том числе выполняющих государственный заказ), основные количественные показатели по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, в том числе в рамках государственного заказа (протяженность дорог, количество обучающихся по формам и видам обучения, количество мероприятий, количество пролеченных больных, проектов, лабораторных исследований и так далее). Смета расходов предприятия составляется и представляется на утверждение в сроки, устанавливаемые органом государственного управления. Утвержденная органом государственного управления смета вместе с гражданско-правовыми договорами предприятия на выполнение государственного заказа представляется в соответствующие территориальные органы Казначейства и после введения ответственными работниками органов Казначейства данных сметы в реестр регистрации договоров, связанных с выполнением государственного заказа, на смете ставится штамп территориального органа Казначейства, подтверждающий факт этого введения. Смета расходов предприятия считается действительной только после представления ее в территориальный орган Казначейства и проставления в ней штампа. Казенные предприятия представляют такую же отчетность, как любое другое коммерческое предприятие. Однако в объем годовой финансовой отчетности предприятия, наряду с бухгалтерским балансом, отчетом о результатах финансово-хозяйственной деятельности, отчетом о движении денег и пояснительной запиской к финансовой отчетности, вводятся специализированные формы «Отчет об использовании средств, выделенных из бюджета на выполнение государственного заказа», «Отчет о кредиторской задолженности, образовавшейся в рамках выполнения государственного заказа».
Предприятие представляет годовую финансовую отчетность: · собственникам в соответствии с учредительными документами; · органам государственной статистики по месту регистрации; · органам государственного контроля и надзора в соответствии с их компетенцией. Отчетным периодом для годовой финансовой отчетности является календарный год начиная с 1 января по 31 декабря. Предприятие представляет годовые финансовые отчеты не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. По требованию уполномоченных органов финансовая отчетность может представляться в иной периодичности, в пределах указанного выше срока. Согласно статье 92 Кодекса РК «О налогах…» (Налоговый кодекс) предприятия имеют право все расходы, связанные с получением дохода, относить в уменьшение совокупного годового дохода, исчисляемого в соответствии с положениями статьи 80 Налогового кодекса. При этом в случае, если расходы, относимые на вычеты, превышают полученные (начисленные) доходы, то облагаемая подоходным налогом база будет отсутствовать. Кроме того, согласно положениям статьи 124 Налогового кодекса предприятия имеют право переносить убытки, полученные от предпринимательской деятельности, для погашения за счет налогооблагаемого дохода будущих периодов на срок до 3 лет. Казенное предприятие может функционировать как за счет поступления денег из бюджета на выполнение государственного заказа, так и за счет поступления денег от осуществления хозяйственной деятельности. Предприятия имеют право относить на вычеты расходы, связанные с их деятельностью, в пределах, утвержденных Налоговым кодексом (например, командировочные расходы - в пределах 3-х МРП), однако данные расходы должны быть заложены в смету доходов и расходов предприятия, утвержденную уполномоченным органом.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |