07.11.2006
Как остановить беспредел на дорогах? Ночные рейды выявили шокирующее число пьяных водителей за рулем. Дорожная полиция предлагает ужесточить систему наказаний
Жети кун, 5 ноября 2006 года
ВЕДУЩИЙ:
ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ ПРОВЕЛА НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ СЕРИЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЙДОВ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О КОЛИЧЕСТВЕ ГРУБЫХ НАРУШЕНИЙ. СТАТИСТИКА ОКАЗАЛАСЬ ПРОСТО УДРУЧАЮЩЕЙ. ТОЛЬКО В ДВУХ ГОРОДАХ - ПАВЛОДАРЕ И АЛМАТЫ - ЗА ТРОЕ СУТОК БЫЛО ЗАФИКСИРОВАНО ОКОЛО ДВУХ ТЫСЯЧ НАРУШЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПО ЗАКОНУ ПРЕДУСМАТРИВАЮТ САМОЕ СУРОВОЕ НАКАЗАНИЕ. КСТАТИ, ПРОШЛО ПОЧТИ ПОЛГОДА С МОМЕНТА ВВОДА НОВЫХ ЖЁСТКИХ ПРАВИЛ РАБОТЫ АВТОИНСПЕКТОРОВ В СИСТЕМЕ ДОРОЖНОЙ ПОЛИЦИИ И МОЖНО ДЕЛАТЬ УЖЕ ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ВЫВОДЫ. НАПОМНЮ, ЧТО РАСПОРЯЖЕНИЕМ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОТРУДНИКАМ ДПС БЫЛО ЗАПРЕЩЕНО ОСТАНАВЛИВАТЬ АВТОМАШИНЫ ЗА ПРЕВЫШЕНИЕ СКОРОСТИ (БЕЗ ФИКСАЦИИ НАРУШЕНИЙ НА ВИДЕОКАМЕРУ), А ТАКЖЕ ВЕСТИ НОЧНОЕ ПАТРУЛИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ШТРАФНЫЕ СТОЯНКИ. ВСЕ ЭТИ НОВЕЛЛЫ ДОЛЖНЫ БЫЛИ СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ КОРРУПЦИИ И СВЕСТИ К МИНИМУМУ ЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ И ИНСПЕКТОРОВ. ВЗЯТОК НА ДОРОГАХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СТАЛО МЕНЬШЕ, НО И САМОДИСЦИПЛИНА АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ В УСЛОВНОЙ ШКАЛЕ ОЦЕНОК УПАЛА ДО ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЗНАЧЕНИЙ. НЕ САМЫЙ ПРИЯТНЫЙ ВЫВОД, К КОТОРОМУ ПРИХОДИШЬ - ЧЕМ БОЛЕЕ ЛИБЕРАЛЬНОЙ СТАНОВИТСЯ РАБОТА ДОРОЖНОЙ ПОЛИЦИИ, ТЕМ БЕЗОБРАЗНЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ НА ДОРОГАХ. ЧИСЛО ДОРОЖНЫХ ХУЛИГАНОВ В ПОСЛЕДНИЕ ПОЛГОДА УВЕЛИЧИЛОСЬ МНОГОКРАТНО. ПЕЧАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО ПРОЧНО УДЕРЖИВАЕТ АЛМАТЫ, ГДЕ ПО НОЧАМ СТАНОВИТСЯ ПРОСТО ОПАСНО ЕЗДИТЬ. НАРКОМАНЫ ЗА РУЛЕМ И ПЬЯНЫЕ ВОДИТЕЛИ, КАК ПОКАЗАЛ ПОСЛЕДНИЙ РЕЙД, ОБЫЧНОЕ ЯВЛЕНИЕ И СТРАДАЮТ ОТ ЭТОГО, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ АВТОЛЮБИТЕЛИ, КОТОРЫЕ ПРОСТО В УЖАСЕ ОТ ПРОИСХОДЯЩЕГО НА ДОРОГАХ ГОРОДА. К ЧЕСТИ ДОРОЖНОЙ ПОЛИЦИИ, СТОИТ СКАЗАТЬ, ЧТО ОНА ПЫТАЕТСЯ НАВОДИТЬ ПОРЯДОК ДАЖЕ В УСЛОВИЯХ УСЕЧЁННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ, А РУКОВОДСТВО ЭТОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УЖЕ ПОДГОТОВИЛО ПАКЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО УЖЕСТОЧЕНИЮ НАКАЗАНИЙ ДЛЯ ТЕХ, КТО НЕ ПРИЗНАЕТ НИКАКИХ ПРАВИЛ. О СИТУАЦИИ НА НАШИХ ДОРОГАХ - АСКАР СЕРГАЛИЕВ.
Аскар Сергалиев, корреспондент:
- Пожалуй, никогда ещё изменения, вносимые в Административный кодекс, не пробуждали столь живого интереса среди автолюбителей, как те несколько новых пунктов, внесенных в закон 30 января 2006 года, согласно которым инспектор дорожно-постовой службы впредь не имеет право без веских на то причин останавливать автомашину и изымать водительские права. Этот документ, опубликованный в газетах, многие водители тут же отксерокопировали, заламинировали и берегут как зеницу ока. А при необходимости, пользуются им как «щитом». И вот прошло 10 месяцев как документ начал действовать. Для эксперимента срок весьма солидный, позволяющий в свою очередь делать определенные выводы.
На автодорогах страны складывается крайне острая ситуация, отмечается в последних отчётах МВД. Несмотря на всевозможные реформы и другие меры профилактического характера, основные показатели аварийности ухудшаются из года в год. Для более четкого представления картины, приведу статистику. За последние 6 лет количество дорожно-транспортных происшествий возросло с 11 до 14,5 тысяч. В этот период на автодорогах страны погибли 16 тысяч и получили увечья более 96 тысяч человек. Как отметил начальник комитета дорожной полиции МВД Омурзак Тусумов, такие потери сравнимы лишь с потерями при боевых действиях в горячих точках.
Омурзак Тусумов, начальник комитета дорожной полиции МВД РК:
- В среднем за последние 10 лет у нас до 3,5 тыс. человек ежегодно погибает и вот за последние 10 лет у нас 28 тыс. человек погибло только в ДТП по всему Казахстану. Это с чем можно сравнить? Если сравнить с Афганской войной - это в 2,5 раза больше погибло людей, чем в Афганской войне.
Среди аварий, повлекших смерть и увечья людей, немалая доля приходится на водителей, севших за руль в нетрезвом состоянии. Сами полицейские отмечают, что это стало вполне обыденным явлением на дорогах. Особенно с тех пор как водителей перестали останавливать для проверки. Похоже либеральные поправки, внесенные в Административный кодекс, часть водителей восприняло как вседозволенность. Отсюда и печальный результат. Только с начала года по вине пьяных водителей на дорогах страны произошло 601 ДТП, в которых 153 человека погибли и 900 получили ранения.
Бахыткельды Айхимбеков, начальник УДП ДВД г. Алматы:
- Исходя из всех этих оперативных позиций, нами было принято решение провести рейдовые мероприятия по г. Алматы. Мы задействовали строевые подразделения, аппарат УДП, провели рейдовые мероприятия, в первый день проведения рейдовых мероприятий нами было задержано 128 водителей, управлявших транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Буквально на следующий день мы провели рейдовые мероприятия и задержали 172 водителя в состоянии алкогольного опьянения. И в третий день мы задержали 107 водителей в состоянии алкогольного опьянения. Цифры говорят сами за себя.
Одно дело слышать, другое видеть. Руководствуясь этим принципом, мы отправляемся в ночной рейд. На разводе командир подразделения диктует ориентировку и каждый раз напоминает личному составу как следует себя вести с участниками дорожного движения.
И всё же вежливо получается не всегда. Практически все пьяные водители, на требования инспекторов реагируют неадекватно. Некоторые пытаются бежать, наивно полагая таким способом решить созданную ими же самими проблему. Нередко встречаются и так называемые «телефонисты». Эта категория нетрезвых водителей, оказавшись в руках полиции, предлагает услуги коммутатора, пытаясь с помощью мобильника связать инспектора с неким таинственным покровителем. Но самый распространенный и наиболее опасный вид пьяных водителей это - буйные. Врачи-наркологи перестали чему-либо удивляться. Не так давно на экспертизу доставили водителя, который принял «на грудь» почти смертельную дозу алкоголя. Таких «автопилотов» вполне справедливо называют - камикадзе. Нередко попадаются и так называемые «повторники», люди, уже лишенные недавно водительских прав. Во время ночного рейда мы убедились в том, что пьют не только владельцы частных автомашин. Не менее безответственно поступают и водители общественного транспорта. Как, например, водитель автобуса 23 маршрута, который чуть было не протаранил остановку, расположенную на противоположной стороне улицы. Наломав дров, водитель предпочёл скрыться.
Аскар Сергалиев, корреспондент:
- К счастью, пострадала только мачта городского освещения. А могло быть и хуже. Автобус мчался на огромной скорости, внезапно пересек двойную сплошную линию, выехал на полосу встречного движения и врезался в столб. Очевидцы происшествия в один голос утверждают, что водитель автобуса находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
В связи с катастрофической обстановкой, сложившейся на дорогах страны, руководство МВД намерено ужесточить меры воздействия в отношении пьяных водителей и злостных нарушителей в целом. В Министерстве внутренних дел считают, что необходимо убрать все альтернативные виды наказания и на каждое нарушение предусмотреть одно, самое суровое.
Омурзак Тусумов, начальник комитета дорожной полиции МВД РК:
- Мы предусматриваем ужесточение мер наказания за управление транспортом в нетрезвом состоянии. Это особо обозначил глава государства - с этим надо вести жёсткую борьбу. Также мы хотим исключить альтернативность наказания. Если раньше при ныне действующем Административном кодексе есть у нас такие нормы ответственности как штраф в размере от 2 до 5 МРП или лишение прав от 1 до 3 месяцев. Вот «или-или» не должно быть на сегодня. Потому что это опять лазейка для договоренности между должностным лицом дорожной полиции (или суда) с правонарушителем. Я тебя, допустим, минимально штрафую, разницу отдашь потом. Чтобы это исключить - должна быть одна мера наказания.
Что касается полицейских, несущих службу на дорогах, то, по мнению последних, отечественный автолюбитель ещё не готов к более демократичной, европейской модели управления транспортным средством и отношениям с представителями власти.
Бахытжан Малыбаев, командир отдельного батальона УДП ДВД г. Алматы:
- Ночные отработки делаем, каждый раз выезжаем, более 100-150 водителей в нетрезвом состоянии оформляем. А водители порядочные нам говорят: спасибо, ребята, неужели вы вышли ночью работать?! Начался беспредел. Взрослые люди говорят - народ распустился! Надо с беспредельщиками что-то делать.
Омурзак Тусумов, начальник комитета дорожной полиции МВД РК:
- За трое суток, слушайте, 1897 водителей задержали в нетрезвом состоянии. Это страшно. Сейчас дисциплина никуда не годится! Пьют водители и днем, и ночью. Около 2 тыс. автомашин мы были вынуждены поставить на специальные штрафные стоянки - за различные нарушения административного законодательства. Я считаю, что такими методами мы, конечно, будем добиваться ощутимых результатов.
Еще одна немаловажная проблема касается кадров. Если раньше движение 150 тысяч автомобилей в Алматы обслуживало 340 инспекторов, то сейчас когда количество автотранспорта увеличилось в 3 раза, в строю осталось чуть более 200 сотрудников. Такая диспропорция не позволяет наладить 3-х сменную, круглосуточную работу - сетуют в управлении ГАИ.
Омурзак Тусумов, начальник комитета дорожной полиции МВД РК:
- У нас на сегодня 5471 человек - вместе со мной. А расчёты показывают, что должно быть 8800 сотрудников. Сейчас понимаем, что одна из причин, приводящих к коррупции, низкая зарплата. Ну что сегодня инспектор на первом году службы получает 23-24 тысяч тенге?! При том, что у нас средняя зарплата госслужащих на сегодняшний день составляет свыше 370 долларов. Наш получает в два с лишним раза меньше. Сейчас ставится вопрос, есть поддержка правительства, мы хотим до нового года сотрудникам строевых подразделений, которые несут службу на улице в два раза повысить зарплату до нового года. И после нового года в рамках административной реформы на 30 процентов. И я думаю, что в следующем году мы должны выйти на уровень зарплаты 80 тысяч тенге.
Вместе с тем, МВД делает ставки и на современную технику, пытаясь тем самым свести к нулю общение инспектора с участником дорожного движения. Как нам пояснили в министерстве, это делается в рамках программы борьбы с коррупцией. В недалеком будущем, камеры-фиксаторы скорости будут установлены практически на каждом перекрестке. Они уже сейчас показывают высокую степень эффективности в обнаружении нарушителей. Однако и здесь дорожные полицейские столкнулись с серьезной проблемой. Из всех наложенных штрафов, зафиксированных видеокамерой или выписанных инспекторами, почти половина не оплачивается. К примеру из более чем 100 миллионов тенге наложенных штрафов в Алматы, взыскано только 43 процента.
Бахыткельды Айхимбеков, начальник УДП ДВД г. Алматы:
- Лично мое мнение, такая форма работы затрудняет работу и ухудшает дисциплину водительского состава. То есть она приводит к тому, что неотвратимость наказания начинает не исполнятся в полном объеме. Участники дорожного движения своевременно не уплачивают вынесенные постановления о штрафе, об административной ответственности, и это позволяет им неоднократно, повторно нарушать ПДД, пока дело рассматривается в административном суде. Согласно нашего анализа, тенденция нарушений правил дорожного движения, к сожалению, идёт в рост.
Тем временем, количество автотранспорта в республике продолжает расти с геометрической прогрессией. Вряд ли градостроители прошлого столетия могли представить себе такое. Но факт остается фактом. Наши города оказались не готовыми к столь интенсивному движению.
Омурзак Тусумов, начальник комитета дорожной полиции МВД РК:
- Я скажу, что за последние 4 года автопарк страны увеличился на 36 процентов. Было 1,5 миллиона, на сегодняшний день - почти 2 миллиона автотранспортных средств. Из них около 100 тысяч только с начала этого года завезено. Естественно, это приводит к интенсивности дорожного движения. В городах к заторам и пробкам, за городом - к увеличению ДТП.
Казахстан, пожалуй, одна из немногочисленных стран в мире, где власти весьма либерально относятся к расположению руля. Тем временем, японские авто своей доступностью продолжают прочно завоевывать рынок. Только в Алматы их насчитывается более 60 тысяч единиц. Такое количество нестандартного транспорта вынуждает дорожную полицию вести отдельную статистику дорожно-транспортных происшествий. С начала года в Алматы уже зарегистрировано 291 ДТП с участием праворулевых автомашин. В которых 36 человек погибло и 320 получили серьезные увечья.
Бахыткельды Айхимбеков, начальник УДП ДВД г. Алматы:
- С моей точки зрения, праворулевые транспортные средства не должны передвигаться. Не будем далеко ходить, научные исследования делать, все это было сделано до того как конструкторы сделали транспортные средства с правосторонним управлением. При том движении, которое у нас организовано, у нас в Казахстане, рули управления должны находиться слева. Это и обзор, и остановка, и высадка пассажиров, то есть все параметры соблюдены. Если у нас правостороннее движение - соответственно транспортные средства должны быть с левым управлением. Если где-то в других странах левостороннее движение - то с правым управлением.
По этому поводу в народе шутят, что если количество праворулевых авто будет увеличиваться такими же темпами, то в недалеком будущем перед депутатами может встать дилемма: а не поменять ли само движение? Впрочем, в каждой шутке, как говорится, есть доля правды. А пока дорожных полицейских волнуют более насущные проблемы. Аналитики МВД склонны считать что возрастающее число ДТП напрямую связано с качеством обучения автолюбителей. Уже сейчас принимаются решительные меры по пресечению такого негативного явления как купленные права.
Омурзак Тусумов, начальник комитета дорожной полиции МВД РК:
- На сегодняшний день нет тех краткосрочных курсов, где в течении 15 дней или месяца можно было получить свидетельство об окончании водительских курсов. На сегодня у нас самый короткий курс - 3 месяца. При этом мы намного увеличили количество часов практического вождения. Не менее 40 часов практического вождения кандидат должен пройти. В стране у нас около 900 учебных организации. Во многих качество преподавания не соответствует сегодняшним требованиям. По вине водителей со стажем до 1 года, каждое 15 ДТП совершается. Каждое 9 ДТП совершается водителями со стажем до 3 лет. Это всё по причине низкого качества подготовки водителей.