|
|
|
07.11.2006 Разъяснения пресс-службы о порядке принятия Конституции КР
БИШКЕК (АКИpress) - В соответствии со статьей 96 Конституции Кыргызской Республики изменения и дополнения Конституции могут быть приняты двумя способами: первый - референдумом или второй - Жогорку Кенешем. Предложения в Жогорку Кенеш о внесении изменений и дополнений в Конституцию имеют право вносить Президент, большинство от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо инициатива не менее 300 тысяч избирателей. Изменения и дополнения в Конституцию Кыргызской Республики рассматриваются Жогорку Кенешем с учетом заключения Конституционного суда. Изменения и дополнения в Конституцию принимаются Жогорку Кенешем после проведения не менее 2 чтений большинством двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеш (пункт 6 статьи 65). Конституция Кыргызской Республики не регламентирует вопросы принятия новой Конституции Кыргызской Республики. Создание, полномочия и функционирование Учредительного собрания по вопросу принятия новой Конституции, как уже было отмечено выше, нашей Конституцией и законами Кыргызской Республики не предусмотрено. Следует отметить, что Конституция установила два принципа, первый из которых касается граждан и их объединений, а второй - государства и его органов. Так, согласно пункту 1 статьи 21 Конституции гражданам и их объединениям дозволено любое действие, кроме запрещенных и ограниченных Конституцией и законами Кыргызской Республики. Законодательством для граждан и их объединений нет запретов и ограничений по вопросам создания учредительных собраний по вопросам осуществления мирной конституционной реформы. В отношении же государства и его органов действует принцип, установленный пунктом 2 статьи 22 Конституции, в соответствии с которым государство, его органы, органы местного самоуправления и их должностные лица не могут выходить за рамки полномочий, определенных Конституцией и законами Кыргызской Республики. Законодательством Кыргызской Республики в полномочиях Жогорку Кенеша как государственного органа не предусмотрено принятие решения о создании учредительного собрания. Таким образом, если предположить, что Учредительное собрание было образовано Жогорку Кенешем, то Жогорку Кенеш нарушил статью 22 Конституции, выйдя за пределы своих полномочий, предусмотренных статьей 58 Конституции. Также следует отметить, что образование Учредительного собрания представителями отдельных политических сил, вступает в противоречие с конституционными принципами статьи 2 Конституции, где установлено, что никакая часть народа, никакое объединение и никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве, включая путем навязывания своего видения путей конституционного реформирования и государственного устройства без учета мнения других политических сил. Учитывая нынешнюю общественно-политическую обстановку в стране по вопросу конституционной реформы, о которой уже полтора года идет дискуссия, Президент Кыргызской Республики предложил депутатам Жогорку Кенеша и политическим силам консолидироваться и на основе согласительных процедур завершить конституционную реформу.
Проект новой Конституции, подписанный 39 депутатами
БИШКЕК (АКИpress) - Предлагаем Вашему вниманию согласительный вариант Конституции, под которым подписались 39 депутатов Жогорку Кенеша, как представителей народа. Напомним, депутаты Жогорку Кенеша созвали Учредительное собрание, в состав которого вошли открытым голосованием все присутствующие в ночь с 6 но 7 ноября в парламенте депутаты. Сегодня, 7 ноября, до 12 часов дня за новую Конституцию проголосовало, дав свое согласие, 39 парламентариев. Проект Конституции можно скачать здесь.
Конституция Кыргызской Республики
Глава первая. Основы конституционного строя Глава вторая. Свободы и права человека и гражданина Раздел первый. Свободы и права человека. Раздел второй. Гражданство. Права и обязанности гражданина Глава третья. Президент Кыргызской Республики Раздел первый. Избрание Президента Кыргызской Республики Раздел второй. Полномочия Президента Кыргызской Республики Глава четвертая. Законодательная власть Кыргызской Республики Раздел первый. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики Раздел второй. Полномочия Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Раздел третий. Законодательная деятельность Глава пятая. Исполнительная власть Кыргызской Республики Раздел первый. Правительство Кыргызской Республики Раздел второй. Местная государственная администрация Раздел третий. Прокуратура Глава шестая. Судебная власть Кыргызской Республики Глава седьмая. Местное самоуправление Глава девятая. Переходные положения Конституции и порядок ее вступления в силу
Мы, народ Кыргызстана, поддерживая возрождение и совершенствование государственности кыргызского народа; не забывая, что единство кыргызов является фундаментом стабильности страны и согласия всего народа Кыргызстана; исходя из заветов наших предков жить в единстве, в мире и согласии, принимаем настоящую Конституцию.
Глава первая. Основы конституционного строя
Статья 1.
1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенное, унитарное, демократическое, правовое, социальное государство. 2. Суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию. 3. Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Кыргызской Республики. 4. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно на выборах и референдумах, а также через систему государственных органов и органов местного самоуправления, на основе настоящей Конституции и законов Кыргызской Республики. От имени народа Кыргызстана вправе выступать только избранные им Президент Кыргызской Республики и Жогорку Кенеш Кыргызской Республики. 5. Законы Кыргызской Республики и иные важные вопросы государственного значения могут выноситься на референдум (всенародное голосование). Порядок проведения референдума устанавливается конституционным законом. 6. Граждане Кыргызской Республики избирают Президента Кыргызской Республики, депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и своих представителей в органы местного самоуправления. Выборы являются свободными и проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют граждане Кыргызской Республики, достигшие 18 лет.
Статья 2.
1. Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части. 2. Никакая часть народа, никакое объединение и никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве.
Статья 3.
1. Территория Кыргызской Республики в существующих границах неприкосновенна и неделима. 2. В целях организации государственного управления и местного самоуправления территория Кыргызской Республики делится на определяемые законом административно-территориальные единицы. Города Бишкек и Ош являются городами республиканского значения и их статус определяется законом.
Статья 4.
1. В Кыргызской Республике признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Кыргызская Республика гарантирует разнообразие форм собственности и их равную правовую защиту. 2. Собственность неприкосновенна. Никто не может быть произвольно лишен своего имущества, и его изъятие, помимо воли собственника, допускается только по решению суда. 3. Отчуждение имущества для государственных нужд в исключительных случаях, предусмотренных законом, может быть произведено при условии предварительного и равноценного его возмещения. 4. Кыргызская Республика защищает право собственности на имущество своих граждан и юридических лиц, а также их имущество и свою собственность, находящиеся на территории других государств. 5. Земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы являются собственностью Кыргызской Республики, используются как основа жизни и деятельности народа и будущих поколений Кыргызстана и находятся под особой охраной государства ради устойчивого развития страны. Земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности. Пределы и порядок осуществления собственниками земли своих прав и гарантии их защиты определяются законом.
Статья 5.
1. Государственным языком Кыргызской Республики является кыргызский язык. 2. В Кыргызской Республике в качестве официального языка употребляется русский язык. 3. Кыргызская Республика гарантирует представителям всех национальностей, образующих народ Кыргызстана, право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. 4. Не допускается ущемление прав и свобод граждан по признаку незнания государственного или официального языков.
Статья 6
1. Кыргызская Республика имеет государственные символы - Флаг, Герб, Гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются законом. 2. Столицей Кыргызской Республики является город Бишкек. 3. Денежной единицей Кыргызской Республики является сом.
Статья 7
Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах: верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемым главой государства - Президентом Кыргызской Республики; разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия; ответственности государственных органов и органов местного самоуправления перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа; разграничения функций и полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 8.
1 В Кыргызской Республике никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной. 2. В Кыргызской Республике признается политическое многообразие. 3. В Кыргызской Республике могут создаваться политические партии, профессиональные и другие общественные объединения, государство обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов. 4. Политические партии могут участвовать в государственных делах только в формах: участия и выдвижения своих кандидатов на выборах в Президенты Кыргызской Республики, Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, на государственные должности и в органы местного самоуправления; формирования фракций в представительных органах и в иной форме, незапрещенной законом. 5. В Кыргызской Республике не допускается: слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям; образование и деятельность партийных организаций в государственных учреждениях и организациях, осуществление государственными служащими партийной работы в связи со своей служебной деятельностью; членство военнослужащих, работников правоохранительных и судебных органов в партиях, выступление ими в поддержку какой-либо политической партии; создание политических партий на религиозной основе, преследование религиозными организациями политических целей и задач; вмешательство религиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельность государственных органов; деятельность иностранных политических партий, общественных и религиозных организаций, их представительств и филиалов, преследующих политические цели.
Статья 9.
1. Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой. Отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Вооруженные Силы Кыргызстана строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности. 2. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение на каждый случай перехода частей Вооруженных Сил за пределы территории Кыргызстана осуществляется решением Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, принятым большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов. 3. Использование Вооруженных Сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается. 4. Кыргызская Республика соблюдает общепризнанные принципы международного права, стремится к всеобщему и справедливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных и региональных проблем мирным путем.
Статья 10.
Чрезвычайное и военное положения в Кыргызской Республике могут быть введены только в случаях и порядке предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом.
Статья 11.
1. Государственный бюджет Кыргызской Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, включает в себя расходы и доходы государства. 2. Порядок формирования, принятия и исполнения республиканского и местных бюджетов, а также аудит их исполнения определяется законом. Республиканский бюджет ежегодно принимается законом. 3. На территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система. Право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу Кыргызской Республики. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. 4. Национальный банк Кыргызской Республики проводит единую денежно-кредитную политику Кыргызской Республики, обладает исключительным правом денежной эмиссии и возглавляет банковскую систему Кыргызской Республики. В Кыргызской Республике устанавливаются различные формы и принципы банковского кредитования.
Статья 12.
1. Конституция Кыргызской Республики имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике. 2. На основе Конституции принимаются конституционные законы, законы и другие нормативные правовые акты. 3. Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры и соглашения, участником которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.
Глава вторая. Свободы и права человека и гражданина Раздел первый. Свободы и права человека.
Статья 13.
1. Основные свободы и права человека принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются всегда действующими. Они признаются в качестве бесспорных, неотчуждаемых истин, обязывают законодательную, исполнительную власти, органы местного самоуправления, защищаются законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было. 2. В Кыргызской Республике личность и достоинство человека свято и неприкосновенно. 3. В Кыргызской Республике все люди равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, ущемлению свобод и прав по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка, вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным обстоятельствам личного или общественного характера. 4. В Кыргызской Республике мужчины и женщины имеют равные свободы и права и равные возможности для их реализации.
Статья 14 .
1. В Кыргызской Республике каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть лишен жизни. 2. Каждый имеет право защищать свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье других лиц от противоправных посягательств. 3. Жилище неприкосновенно. Никто не может проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Проникновение в жилище, обыск могут производиться только с разрешения его владельца или по решению суда, за исключением случаев, предусмотренных законом. Каждый имеет право: на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах территории Кыргызской Республики; на владение, пользование и распоряжение своим имуществом, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности; на экономическую свободу, свободное использование своих способностей и своего имущества для любой экономической деятельности, не запрещенной законом; на свободу труда, распоряжение своими способностями к труду, выбор профессии и рода занятий, а также право на вознаграждение за труд и социальную защиту; на ознакомление в органах государственной власти, органах местного самоуправления, учреждениях и организациях со сведениями о себе, не являющимися государственной тайной, или иной конфиденциальной информацией, защищаемой законом; на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностным лицам; на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей; на обращение в суд с требованием опровержения и изъятия ложных сведений о себе и о членах семьи, а также на возмещение материального и морального ущерба, причиненного сбором, хранением и распространением ложной информации; на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; свободно собирать, хранить, использовать информацию и распространять ее устно, письменно или иным способом; на неприкосновенность своей частной жизни, на уважение и защиту чести и достоинства; свободно определять свою национальную принадлежность. 4. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, установленных законом. 5. Каждому гарантируется свобода вероисповедания и атеистического убеждения. 6. Каждый имеет право на свободу мысли, слова и печати, а также на беспрепятственное выражение этих мыслей и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений.
Статья 15.
1. Никто не может быть арестован иначе как по решению суда и только на основаниях и в порядке, установленных законом. 2. Каждое арестованное или задержанное лицо срочно, до истечения 24 часов, должно быть приведено в суд для решения вопроса о законности его ареста или задержания и данный вопрос должен быть рассмотрен. 3. Каждому арестованному или задержанному должно быть безотлагательно сообщено о мотивах ареста или задержания, разъяснены его права и предоставлена возможность, с момента задержания, защищать себя лично и пользоваться правовой помощью адвоката. 4. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государства. 5. При любом публичном или ином обвинении каждый имеет право на защиту своей чести, достоинства, деловой репутации и своих прав в суде, ни при каких обстоятельствах в такой судебной защите не может быть отказано. Судебная защита является ненарушаемым правом каждого на любой стадии процесса рассмотрения судебного дела. 6. Обвиняемый по уголовному делу не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого. Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться и иные случаи освобождения от обязанности давать показания. Бремя доказывания вины по уголовным и административным делам возлагается на обвинителя. Доказательства, добытые с нарушением закона, не признаются и не используются в судопроизводстве. 7. Каждый имеет право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом. 8. Каждый считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда. 9. Никто не может быть осужден лишь на основе его собственного признания в совершении преступления. 10. Каждый осужденный за уголовное преступление имеет право на пересмотр приговора, вынесенного в отношении его, в вышестоящих судебных инстанциях в установленном законом порядке, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. 11. Никто не должен нести дважды юридическую ответственность за одно и то же правонарушение. 12. Уголовный закон по аналогии не применяется. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия, которые на момент их совершения не признавались правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, то применяется новый закон. 13. Права жертв преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает им доступ к правосудию и компенсацию за причиненный ущерб или вред. 14. Любые действия, возлагающие на человека ответственность за преступление до вынесения судом приговора, недопустимы и являются основанием для возмещения ему через суд материального и морального вреда. 15. Каждый имеет право обращаться в международные суды. 16. В Кыргызской Республике смертная казнь не допускается.
Статья 16.
1. В Кыргызской Республике народные обычаи и традиции, непротиворечащие правам и свободам человека, поддерживаются государством. 2. Семья - исток общества; семья, отцовство, материнство, детство - предмет заботы всего общества и преимущественной охраны законом; забота о детях, их воспитание - естественное право и гражданская обязанность родителей. Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях. 3. Государство обеспечивает содержание, воспитание, обучение детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. 4. Уважение к старшим, забота о родных и близких - святая обязанность народов Кыргызстана.
Статья 17.
1. Свободы и права, установленные Конституцией, не являются исчерпывающими, и они не должны толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека. 2. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, уважать свободы, права, честь и достоинство других лиц. 3. Каждый, кто реализует свои права и свободы, не должен ограничивать права и свободы других.
Статья 18.
1. В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, отменяющие права и свободы человека. 2. Ограничения прав и свобод человека допускаются Конституцией и законами Кыргызской Республики лишь в целях обеспечения прав и свобод других лиц, общественной безопасности и порядка, территориальной целостности, защиты конституционного строя. При этом сущность конституционных прав и свобод не может быть затронута.
Статья 19.
1. Ограничения, касающиеся физической и моральной неприкосновенности личности, допустимы только по приговору суда, вынесенному на основании закона, как наказание за совершенное преступление. Ни один человек не может подвергаться пыткам, истязаниям или антигуманным унизительным наказаниям. 2. Запрещается проводить медицинские, биологические, психологические опыты над людьми без их надлежащим образом выраженного и удостоверенного добровольного согласия. 3. Кыргызская Республика может предоставить в установленном законом порядке право убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым по политическим мотивам.
Раздел второй. Гражданство. Права и обязанности гражданина
Статья 20.
1. Принадлежность человека к Кыргызской Республике и его статус определяются гражданством. 2. Гражданин Кыргызской Республики в силу своего гражданства имеет права и несет обязанности. 3. Ни один гражданин Кыргызской Республики не может быть лишен своего гражданства и права изменить свое гражданство. За лицами, являющимися гражданами Кыргызской Республики, признается принадлежность к гражданству другого государства в соответствии с международными соглашениями Кыргызской Республики. 4. Гражданин Кыргызской Республики не может быть выдворен за пределы республики или выдан другому государству. 5. Гражданство Кыргызской Республики может быть предоставлено этническим кыргызам, в упрощенном порядке, предусмотренном законом. 6. Кыргызская Республика гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Статья 21.
1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на свободу объединения. 2. Объединениям граждан запрещается создавать военизированные формирования. 3. Граждане Кыргызской Республики, их объединения вправе осуществлять любое действие и деятельность, кроме запрещенной и ограниченной Конституцией и законами. 4. Защита прав и свобод граждан, недопущение правонарушений и восстановление нарушенных прав - обязанность государства, всех его органов и органов местного самоуправления и их должностных лиц. 5. Кыргызская Республика гарантирует судебную защиту всех свобод и прав своих граждан, которые устанавливаются настоящей Конституцией и законами.
Статья 22.
1. Законы Кыргызской Республики о правах и обязанностях граждан должны одинаково применяться ко всем гражданам и не создавать ни для кого из них преимуществ и привилегий, кроме случаев, предусмотренных настоящей Конституцией и законами по социальной защите граждан. 2. Размер заработных плат, пенсий и социальных пособий не должен быть ниже минимальной потребительской корзины. 3. Каждый обязан платить налоги и сборы в случаях и порядке, предусмотренных законом.
Статья 23.
1. Граждане Кыргызской Республики имеют право: участвовать в обсуждении и принятии законов и решений республиканского и местного значения; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме в порядке, предусмотренном конституционным законом. 2. Граждане Кыргызской Республики по вопросам деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, по другим важным вопросам вправе проводить народные курултаи, которые являются исторической святой традицией кыргызов. Решение народного курултая направляется в соответствующие органы в качестве рекомендаций. 3. Граждане Кыргызской Республики имеют равные права поступать на государственную и муниципальную службу. На всех уровнях и ветвях власти должны приниматься лица с чистыми помыслами, знающие свое дело и свято соблюдающие интересы Отечества. Порядок поступления на государственную и муниципальную службы определяется законом.
Статья 24.
1. Защита Отечества - святой долг и обязанность граждан Кыргызской Республики. 2. Основания и порядок освобождения граждан от несения военной службы или замены ее альтернативной службой устанавливаются законом.
Статья 25.
Граждане Кыргызской Республики имеют право мирно и без оружия проводить политические собрания, митинги, шествия, демонстрации и пикеты при условии предварительного уведомления органов государственной власти или органов местного самоуправления. Порядок и условия их проведения опеределяются законом. Статья 26.
Гражданин Кыргызской Республики имеет право свободно выезжать за пределы Кыргызской Республики и беспрепятственно возвращаться.
Статья 27.
1. Гражданам Кыргызской Республики гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности, потери кормильца. 2. Пенсии, социальная помощь в соответствии с экономическими возможностями общества должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм обеспечения и благотворительность.
Статья 28.
1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на свободу труда, распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, на охрану и условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также право на вознаграждение за труд и социальную защиту не ниже установленного законом прожиточного минимума. 2. Государство заботится о подготовке и повышении профессиональной квалификации граждан, благоприятствует и содействует международным соглашениям, международным организациям, имеющим целью закрепить и упрочить право на труд. 3. Запрещается использование детского труда, а также принудительное привлечение к труду взрослых граждан, кроме случаев войны, при ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемии или в других чрезвычайных обстоятельствах, а также в порядке исполнения наказания по приговору суда.
Статья 29.
Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в формировании республиканского и местных бюджетов, а также быть информированными о фактически расходуемых средствах из бюджета. Порядок их участия определяется законом.
Статья 30.
Граждане Кыргызской Республики имеют право на забастовку. Порядок и условия проведения забастовок определяются законом.
Статья 31.
1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на отдых. 2. Максимальная продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых и оплачиваемый ежегодный отпуск, а также иные основные условия осуществления права на отдых определяются законом.
Статья 32.
1. Каждый гражданин Кыргызской Республики имеет право на образование. 2. Общее основное образование - обязательно и бесплатно, каждый имеет право получить его в государственных и муниципальных учебных заведениях. 3. Государство обязано обучить каждого гражданина, начиная с учереждений дошкольного образования до основного образования, государственному языку и двум иностранным языкам. 4. Каждый гражданин имеет право на получение как бесплатного, так и платного образования.
Статья 33.
Граждане Кыргызской Республики имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием государственного, муниципального и индивидуального жилищного фонда, содействием гражданам в приобретении жилья на условиях и в порядке, установленных законодательством Кыргызской Республики.
Статья 34.
1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на охрану здоровья. 2. Первая медицинская помощь и медицинская помощь по некоторым видам болезней, определенным законом, а также медицинская помощь социально уязвимым слоям населения - бесплатна, каждый вправе получить ее в государственных и частных медицининских учреждениях. Порядок получения медицинской помощи регулируется законом.
Статья 35.
1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу действиями в области природопользования.
Статья 36.
1. Культура, искусство, литература, наука и средства массовой информации свободны. 2. Государство охраняет исторические памятники, заботится и создает необходимые условия для развития литературы, искусства, науки, средств массовой информации и спорта. 3. Граждане имеют право на доступ к ценностям культуры, на занятия искусством и наукой.
Статья 37.
Социальная деятельность государства не должна приводить к замене государственным попечительством экономической свободы и активности, возможности гражданина самому достигать экономического благополучия для себя и своей семьи.
Статья 38.
1. Для внесудебного разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений граждане Кыргызской Республики вправе учреждать третейские суды. Полномочия, порядок образования и деятельность третейских судов определяются законом. 2. В Кыргызской Республике граждане вправе учреждать суды аксакалов. Порядок учреждения судов аксакалов, их полномочия и деятельность определяются законом.
Статья 39.
1. В Кыргызской Республике бесплатная юридическая помощь гражданам за счет государства осуществляется адвокатами, сообщество которых признается адвокатурой (самоуправляемое профессиональное адвокатское сообщество). 2. Порядок регламентации адвокатуры, адвокатских учреждений, их деятельность, полномочия, а также права, обязанности и ответственность адвокатов определяются законом.
Статья 40.
1. Контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в Кыргызской Республике возлагается на Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики. 2. Порядок избрания, полномочия Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики и порядок их осуществления устанавливаются законом.
Статья 41.
Опубликование законов и других нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, является обязательным условием их применения.
Глава третья. Президент Кыргызской РеспубликиСтатья 42.
1. Президент Кыргызской Республики является главой государства, высшим должностным лицом Кыргызской Республики. 2. Президент Кыргызской Республики является символом единства народа и государственной власти, гарантом Конституции Кыргызской Республики, прав и свобод человека и гражданина. 3. Президент Кыргызской Республики определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Кыргызскую Республику внутри страны и в международных отношениях, принимает меры по охране суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики, обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованное функционирование и взаимодействие государственных органов, их ответственность перед народом.
Раздел первый. Избрание Президента Кыргызской Республики
Статья 43.
1. Президент Кыргызской Республики избирается на пять лет. 2. Президент Кыргызской Республики избирается гражданами Кыргызской Республики на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. 3. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Кыргызской Республики более двух сроков подряд. Внесение изменений и дополнений в настоящую Конституцию не является основанием для повторного избрания либо продления полномочий действующего Президента Кыргызской Республики.
Статья 44.
1. Президентом Кыргызской Республики может быть избран гражданин Кыргызской Республики, не моложе 35 лет и не старше 70 лет, владеющий государственным языком и проживающий в республике в совокупности не менее 15 лет до выдвижения его кандидатуры в Президенты Кыргызской Республики. 2. Число кандидатов на пост Президента Кыргызской Республики не ограничивается. Кандидатом в Президенты Кыргызской Республики может быть зарегистрировано лицо, собравшее не менее 50 тысяч подписей избирателей. 3. Порядок выборов Президента Кыргызской Республики определяется законом.
Статья 45.
1. При вступлении в должность Президент Кыргызской Республики приносит присягу народу Кыргызстана: "Я, ..., вступая в должность Президента Кыргызской Республики, перед своим народом и Отечеством клянусь: свято соблюдать и защищать Конституцию и законы Кыргызской Республики; защищать суверенитет и независимость кыргызского государства; уважать и обеспечивать свободы и права всех граждан Кыргызской Республики; с честью и неустанно выполнять высокие обязанности Президента Кыргызской Республики, возложенные на меня доверием всего народа.".
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |