|
|
|
Вопросы ликвидации и раздела объектов основных средств
С. Адрышева, директор ТОО «Инвест-Аудит», г. Усть-Каменогорск
Несмотря на то, что вопросы, касающиеся ликвидации основных средств, достаточно часто рассматриваются на страницах различных изданий, у бухгалтера могут возникнуть трудности в отражении этих операций в отдельных случаях. В этой статье приведены примеры ситуаций, которые могут возникнуть в деятельности любого предприятия.
Ликвидация основного средства Довольно часто организации используют приобретенное имущество не в том качестве, в котором оно действовало у предыдущего собственника. Например, когда покупатель приобретает объект, который числился у продавца как основное средство. Новый собственник планирует использовать часть приобретенного имущества в качестве запчастей к собственным основным средствам аналогичной конструкции. Возникает вопрос - как отразить в бухгалтерском учете такие операции?
Пример Организация покупает имущество, которое числится у покупателя в качестве основного средства. Цель приобретения объекта - использование в качестве запчастей к уже имеющемуся основному средству. Стоимость покупки составляет 2 000 000 тенге (в том числе НДС). После приобретения объект демонтирован силами работников организации. Часть компонентов объекта будет использована в качестве запчастей. Имеет ли значение, в каком качестве объект числится у продавца? Отвечает ли приобретенный объект условиям признания его в качестве основного средства? Как оприходовать это основное средство, и, какими проводками будет отражена эта операция? При разборке объекта как списывать его стоимость в бухгалтерском учете, возникает ли доход в виде ТМЗ, полученных при разборке?
Приобретение материальных активов осуществляется на основании заключенного договора. В случае если договор заключен на покупку основных средств, на основании счета к оплате, акта приемки-передачи основные средства приходуются по стоимости приобретения и расходов, связанных с приобретением, доведением основных средств в состояние, готовое к пуску в эксплуатацию (СБУ 6, МСФО 16). При приобретении объекта, с целью использования в качестве запасных частей к уже имеющемуся основному средству, необходимо создать комиссию по ликвидации основного средства (если ранее не была создана постоянно действующая комиссия). Комиссией составляется акт ликвидации с подробным описанием технического состояния основного средства. В акте указывается первоначальная стоимость, ранее начисленный износ, остаточная стоимость. Запасные части, полученные после ликвидации, следует оприходовать. В бухгалтерском учете эта операция будет отражена следующим образом: Приобретение основных средств Д-т 122-125 К-т 671 - покупная стоимость; Д-т 331 К-т 671 - сумма НДС; Д-т 122-125 К-т 671, 681, 635, 687, 333 - расходы, связанные с приобретением основных средств, монтажом и пуском. Ликвидация основных средств Д-т 842 К-т 122-125 - остаточная стоимость; Д-т 131-134 К-т 122-125 - ранее начисленный износ; Д-т 842 К-т 671, 681, 635 - расходы по ликвидации основных средств; Д-т 205, 206 К-т 722 - полученные запасные части, прочие материалы по стоимости возможного использования; Д-т 571 К-т 842 - отражение понесенных расходов; Д-т 722 К-т 571 - закрытие в конце отчетного периода счетов подраздела 72 «Доход от неосновной деятельности». Приобретение у поставщика основного средства, разукомплектованного в виде запасных частей по договорной стоимости на основании счета к оплате и накладной: Д-т 205 К-т 671 - покупная стоимость; Д-т 331 К-т 671 - сумма НДС; Д-т 205 К-т 671, 681, 687, 635, 333 - сумма расходов по приобретению запасных частей.
Частичная ликвидация здания
Может случиться так, что со временем организации нужно будет ликвидировать или продать часть основного средства. В этом случае возникают вопросы об отражении таких операций и определении стоимости выбывающей части объекта.
Организация имеет в собственности здание площадью 500 кв. м, которое введено в эксплуатацию в январе 2002 года. Первоначальная стоимость здания составила 2 000 000 тенге, а срок полезного использования - 32 года (384 мес.). Ежемесячно начисляется амортизация в сумме 5 208,33 тенге. В сентябре 2005 года руководство решило снести пристройку к зданию. Ее площадь составляет 20 кв. м. Нужно ли уменьшать первоначальную стоимость на стоимость ликвидационной части? Можно ли уменьшить стоимостный баланс на ликвидированную стоимость в налоговом учете? Как списать амортизацию, начисленную за время эксплуатации снесенной части здания? Как необходимо отразить эту операцию в бухгалтерском и налоговом учете? Как необходимо отразить расходы, связанные с демонтажом, и можно ли их отнести на вычеты при определении КПН?
Определить первоначальную стоимость здания без пристройки и отдельно первоначальную стоимость пристройки можно с привлечением независимого оценщика. Ликвидация основных средств бывает полной или частичной (при переоборудовании и модернизации объекта). В порядке ликвидации с баланса предприятия списывают здания, сооружения и другое изношенное имущество, полностью утратившее производственное назначение. Утрата производственного назначения может произойти вследствие физического или морального износа, после отработки им установленных сроков службы, в результате стихийных бедствий, аварий, если восстанавливать эти объекты экономически нецелесообразно или невозможно и если они не могут быть реализованы или переданы другим хозяйствующим субъектам. Для определения непригодности основных средств, а также для оформления необходимой документации по приказу руководителя субъекта создаются комиссии в составе главного инженера или заместителя руководителя субъекта (председатель), главного бухгалтера или его заместителя, материально ответственных лиц, представителя собственника. Постоянно действующая комиссия производит непосредственный осмотр объектов, подлежащих списанию, и устанавливает их непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию, причины списания, а в необходимых случаях и виновных лиц в преждевременном списании объектов, возможность реализации материалов, полученных после ликвидации, их оценку. Полное или частичное списание основных средств оформляют Актом о ликвидации основных средств. Акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность основных средств, и является основанием для сдачи на склад полученных в результате списания материалов. Затраты по списанию, а также стоимость поступивших материальных ценностей от ликвидации и разборки зданий и сооружений отражают в акте по разделу «Расчет результатов списания объекта». Если в первоначальную стоимость здания включена и первоначальная стоимость пристройки, то первоначальная стоимость здания при условии ликвидации пристройки уменьшится. Первоначальная стоимость пристройки должна быть определена по фактическим затратам, произведенным при ее строительстве. При отсутствии такой возможности первоначальную стоимость пристройки нужно определить с привлечением независимого оценщика. В налоговом учете стоимостный баланс уменьшится на стоимостный баланс выбывших основных средств (ст. 109 Налогового кодекса), в данном случае после ликвидации. После определения первоначальной стоимости пристройки, по предусмотренному методу начисления амортизации исчислить ранее начисленную сумму износа с февраля 2002 года по сентябрь 2005 года при условии ликвидации пристройки в сентябре 2005 года. В бухгалтерском учете необходимо списать остаточную стоимость и ранее начисленный износ. Д-т 842 К-т 122 - остаточная стоимость; К-т 131 К-т 122 - сумма ранее начисленного износа. В налоговом учете амортизация начисляется по установленным предельным нормам, предусмотренным Налоговым кодексом. Стоимостный баланс здания уменьшится на стоимостный баланс выбывшей пристройки (ст. 109 Налогового кодекса). В результате уменьшится сумма амортизации, относимая к вычету, при определении налогооблагаемого дохода для исчисления КПН за отчетный налоговый период. Расходы, связанные с ликвидацией основных средств, учитываются на счете 842 и при определении налогооблагаемого дохода для исчисления КПН на вычеты не относятся. Д-т 842 К-т 671, 681, 687, 635 - расходы по ликвидации основных средств. Материалы, полученные в результате ликвидации, следует оприходовать и признать в качестве дохода. Д-т 206 К-т 722 - полученные запасные части, прочие материалы по стоимости возможного использования. Все расходы и доходы по ликвидации основных средств относятся в конце года на счет 571 «Итоговый доход (убыток)».
Продажа части основного средства
Организация имеет в собственности здание площадью 500 кв. м, которое введено в эксплуатацию в январе 2002 года. Первоначальная стоимость здания составила 2 000 000 тенге, а срок полезного использования - 32 года (384 мес.). В сентябре 2005 года часть здания собственник продает другой организации. Ее стоимость (500 000 тенге) определил независимый оценщик. Стоимость услуг оценщика составила 20 000 тенге. Будет ли порядок бухгалтерского и налогового учета аналогичен порядку бухгалтерского и налогового учета при частичной ликвидации? Какие налоговые последствия возникнут в этом случае?
Из общей суммы первоначальной стоимости необходимо определить первоначальную стоимость и ранее начисленный износ на часть здания, подлежащую реализации. В общей сумме первоначальная стоимость и начисленный износ не должны превышать суммы, по которой здание учитывается в бухгалтерском учете предприятия. При условии реализации части здания необходимо списать остаточную стоимость на счет 842 «Расходы по реализации и прочему выбытию основных средств», а также ранее начисленный износ. Д-т 842 К-т 122 - остаточная стоимость реализуемой части здания; Д-т 131 К-т 122 - начисленный износ; Д-т 301 К-т 722 - договорная стоимость; Д-т 301 К-т 633 - НДС; Д-т 842 К-т 671, 687 - расходы, связанные с реализацией и прочим выбытием основных средств. В налоговом учете аналогично предыдущему примеру необходимо определить стоимостный баланс реализованной части здания и сумму амортизационных отчислений, которую следует отнести на вычеты.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |