Судопроизводство с участием присяжных заседателей сравнительный правовой анализ основных положений законодательств разных стран
Казахстан выбрал континентальную модель суда с участием присяжных, внеся в нее существенные новаций. Поскольку данный институт народовластия в отправлении правосудия для Казахстана является новым, необходимо знать его истоки, сопоставительный анализ процессуальных законов со странами, чью модель суда Казахстан взял за основу, о нововведениях которых нет в других правовых системах и другое - считает доцент Академии права и рынка, адвокат Геннадий Нам.
В связи с глобализацией мировой экономики, деидеологизации обществ, создаются и принимаются законы для регулирования схожих отношений, независимо от страны и место пребывания на географической карте мира. Схожесть же законов требует единообразия их применения, а также аналогичных правовых институтов. В конце минувшего года Парламентом РК был принят Закон РК «О присяжных заседателях», в соответствии с которым внесены изменения в УПК РК связанное с ведением судопроизводства с участием присяжных заседателей, который вступит в силу с 1 января 2007 г. Суд присяжных (большое жюри) возникло в середине ХII века в Англии и связан с именем короля Генриха II. За пятьсот лет существования большое жюри претерпело изменение, но в принципе осталось тем же. В последующем этот институт суда распространился в американских колониях, прибыв туда вместе с первыми переселенцами из Англии. Первые официальные жюри были созданы в Массачусете, а к 1683 г. в каждой колонии действовало свое большое жюри (grand jury) в том или ином виде /1/. Англо-саксонская (классическая) модель суда присяжных заключается в том, что присяжные и судья автономны. Что же касается США, то следует отметить, что там не существует единой модели суда присяжных. Дело в том, что суды каждого из пятидесяти штатов работают по-своему, а федеральные суды - иначе. В частности различия заключаются в количестве присяжных участвующих в уголовных и гражданских делах, разностью определения подлежит ли дело рассмотрению судом присяжных или нет. Имеются вариации в правилах отбора присяжных и инструкций, выдаваемые им судьей. Вместе с тем, даже с учетом всех этих инвариантностей, есть основные схожие черты в идеях и гарантиях, которые составляют остов системы судов присяжных в США /2/. В качестве примера для анализа, возьмем законодательство штата Пенсильвании. Согласно Свода законов этого штата - Титула 234, по обвинительному акту подписанным атторнеем (прокурором) штата, подсудимый предстает перед судом. Не менее чем за тридцать дней до начала любой сессии, в ходе которой должно быть созвано большое жюри, суд издает приказ, на основании которого должностные лица, назначенные по закону для созыва будущих присяжных, вызывают не менее двадцати четырех жителей для исполнения обязанностей присяжных большого жюри. Большое жюри состоит не менее чем из пятнадцати и не более чем из двадцати трех лиц, отвечающих требованиям, установленных законом. Обвиняемый, доставленный в суд или к прокурору штата, может отвести весь список кандидатов в присяжные большого жюри или отдельного кандидата. Отвод всего списка может быть произведен только в том случае, если большое жюри не было избрано, образовано или созвано в точном соответствии с законом. Отдельный кандидат в присяжные может быть отведен на основании личного мотива. Все отводы должны быть произведены до того, как кандидаты в присяжные жюри будут приведены к присяге. После того, как большое жюри сформирован суд назначает одного присяжного в качестве старшины, и в его обязанности входит приведение к присяге любого свидетеля, который будет давать свидетельские показания. Свидетель, вызванный в суд, дает присягу о том, что будет говорить правду /3/. Чтобы понять содержание положения о том, что именно старшина, а не судья приводит к присяге свидетеля, необходимо учитывать традиции и обычаи народов стран, где действует Общее право и их отношение к религии. Так, например, в Англии Законом 1978 г. о присяге закреплена возможность для свидетеля в суде принять присягу на Новом завете для христиан или на Ветхом завете для иудей, либо вместо этого дать торжественное заверение в правдивости сказанного /4/. Старшина и члены жюри приводятся к присяге отдельно и по следующей форме: «Вы как присяжные большого жюри должны торжественно присягнуть в том, что вы будете проводить тщательное расследование всех материалов, которые будут в вашем ведении, а также таких фактов, для решения которых могут понадобиться ваши знания при исполнении вами своих обязанностей; вы будете сохранять в тайне все, что происходит в комнате присяжных, за исключением того, что разрешено сообщать по закону; вы не будете одобрять любое обвинение или относиться к любому лицу с ненавистью, завистью или злобой или относиться к любому лицу с любовью, страхом, благосклонностью за какое-либо вознаграждение либо надежду на таковое; вы будете представлять все факты суду правдиво, как вы их знаете или толкуете» /5/. В задачу присяжных входит определение достаточно ли было представлено доказательств, чтобы признать подсудимого виновным в инкриминированном ему деянии. Если на все эти вопросы присяжные дадут утвердительный ответ (вердикт), то затем профессиональный судья определяет ему конкретный размер и вид наказания. Поэтому присяжных иногда именуют судьями факта, тогда как председательствующего - судьей права. Эта форма судопроизводства приобрела большой авторитет в мире, в котором в наибольшей мере проявилась суть демократизма общества, сыграло незаменимую роль в формировании чувства справедливости (sens of justice) и общественного правосознания. Поэтому суд присяжных был возрожден, с определенными изменениями, в России (1993 г.), Испании (1995 г.) /6/. По иному пути пошла Франция. Первоначально во Франции, как и в Англии, присяжные образовывали самостоятельную коллегию, где решался вопрос только о виновности. Однако в 1942 г. Франция пересмотрела данное положение закона и с тех пор присяжные удаляются в совещательную комнату вместе с профессиональными судьями, выносят приговор совместно. В 1958 г. был принят новый УПК Франции, действующий и по ныне, с изменениями и дополнениями продиктованными реалиями жизни /7/. Согласно УПК Франции предварительное следствие является обязательным. Лицу, совершившему преступление магистрат или должностное лицо, уполномоченное на это, предъявляет уголовный иск. Появление данного института уголовного процесса совпало с либерализацией буржуазных ценностей в середине ХIХ применительно к порядку уголовного судопроизводства, ибо состязательность немыслима была без искового производства. Суть уголовного иска в том, что это «есть субъективное утверждение, устанавливающее связь между правонарушением как деянием и известным лицом как деятелем» /8/. Иск к обвиняемому в совершении конкретного преступления, от имени государства формулирует и выдвигает прокурор. Обвиняемый, как сторона ответчика, не признает заявленный к нему иск, а поэтому с помощью адвоката защищается от него. Цель преследуемая сторонами в таком процессе состоит в том, чтобы «склонить суд признать утверждаемую им пока только субъективную истину истинною объективной» /9/. Поскольку сторона обвинения и сторона защиты равны, то выигрывает процесс тот, кто представит суду больше неопровержимых и допустимых доказательств. В таком процессе суд, волей или не волей, обязан быть арбитром. По УПК Франции подсудность дел судом присяжных определяется в зависимости от тяжести совершенного лицом того или иного деяния следственным судьей. Так преступления относящиеся к категории особо тяжким (по французской терминологии - бесчеловечные), подлежат рассмотрению судом присяжных. Другие, менее значительные деяния рассматриваются исправительным судом в составе коллегии из трех профессиональных судей. Преступления, за которые может быть назначено наказание в виде штрафа до определенной величины или арестом на срок от одного дня и до двух месяцев рассматривают полицейские суды (трибуналы). Таким образом во Франции суду специализированные и в зависимости от совершенного преступления, определяется их подсудность. Суд присяжных - это специализированный суд создаваемый в каждом департаменте Франции и в г. Париже. Сессии судов присяжных проводятся ежеквартально, а при необходимости и чаще /10/. Суд присяжных состоит из суда в собственном смысле и жюри. Суд в собственном смысле состоит из председателя и двух асессоров. В суде присяжных председательствует председатель палаты или член апелляционного суда. Асессоры выбираются из числа членов апелляционного суда, или из числа председателей, заместителей председателя и судей трибунала большой инстанции, в районе компетенции которого проводит свои сессии суд присяжных. Жюри состоит из граждан назначаемых согласно УПК Франции. Функции присяжных могут выполнять лица мужского или женского пола, достигшие двадцати трех лет, умеющие читать и писать по-французски, пользующиеся политическими, гражданскими и семейными правами и не подпадающие под случаи лишения права выполнять функции присяжных и случаи несовместимости должностей предусмотренные Кодексом. В частности, не могут быть присяжными граждане, подвергшиеся лишению свободы на срок свыше шести месяцев, высокопоставленные чиновники и судьи обычных и административных судов, а также родственники обвиняемого или кого-либо из членов суда присяжных, прокурора, адвоката, выступающего в процессе, или же свидетели и эксперты, дающие показания по делу /11/. Жюри, разрешающее дело, образуется в составе девяти присяжных. Обвиняемый и его защитник, а затем прокурор вправе заявить отвод тем присяжным, которых они сочтут нужным отвести, по мере того как бюллетени с их фамилиями будут извлекаться из урны. При этом ни обвиняемый, ни его защитник, ни прокурор не обязаны мотивировать причину отвода тому или иному присяжному. Жюри, разрешающее дело, считается оформленным с момента, когда из урны будут извлечены девять бюллетеней с фамилиями присяжных, в отношение которых не заявлен отвод, а если необходимо, то и бюллетени с фамилиями дополнительных присяжных. Обвиняемый вправе отвести не более пяти присяжных, а прокурор - не более четырех присяжных. По завершению формирования жюри, председательствующий обращается к присяжным которые стоя и без головного убора слушают его слова о следующем: «Вы клянетесь и обещаете со всей тщательностью рассматривать обвинение, выдвинутое против N, не ставя под угрозу ни интересы подсудимого, ни интересы обвиняющего его общества, не общаться с кем бы то ни было до объявления вердикта; не руководствоваться ни ненавистью, ни раздражением, ни страхом, ни симпатиями; принять исходя из предъявленных обвинений и примененных средств защиты решение, диктуемые вашей совестью и вашими убеждениями с беспристрастностью и твердостью, свойственными честному и свободному человеку, и по завершении выполнения вами обязанностей присяжного заседателя сохранить в тайне ход обсуждения вердикта» (ст. 137 УПК). После этого присяжные считаются принявшими присягу и они приступают непосредственно к исполнению обязанностей присяжных заседателей. По УПК Франции для ведения уголовного процесса председательствующий судья наделен широкими дискреционными полномочиями, в силу которых он может по совести и чести принимать любые меры, которые он сочтет полезными для установления истины. Так, он вправе в ходе судебного разбирательства вызвать и заслушать любое лицо, а при необходимости выдать мандат о приводе, или распорядиться о представлении в суд любых новых вещественных доказательств, которые, по его мнению, полезны для установления истины. Асессоры и присяжные вправе задавать вопросы обвиняемому или свидетелям только с разрешения председательствующего судьи. Обвиняемый и его защитник задают вопросы другим обвиняемым и свидетелям только через председательствующего, тогда как прокурор полномочен задавать вопросы этим же лицам, непосредственно, т.е. напрямую. По французскому уголовно-процессуальному закону существует две категории свидетелей. Первые - те, кто приносит присягу, вторые - кто этого не делает. Дают присягу те, кто был ранее допрошен органом предварительного расследования. Такой свидетель, вызванный в суд для дачи показаний, присягает в том, что будет говорить без ненависти и страха всю правду и ничего, кроме правды. Показания, данные под присягой обладают доказательственным значением. Свидетель, вызванный в суд председательствующим, не дает присягу. Поэтому его показания носят информационно-справочный характер, но в совокупности с другими доказательствами, способствует установлению истины по рассматриваемому делу. Согласно УПК Франции на подсудимого заводится два дела. Одно уголовное дело с собранными следственным судьей доказательствами, а второе - так называемое досье. В досье собираются все сведения о личности, характеризующие подсудимого, в том числе и о прошлых его судимостях. С данным досье знакомятся судьи, но не могут быть посвящены в него присяжные. Это делается с тем, чтобы присяжные были максимально объективны и чтобы ни что не могло отрицательно либо положительно сказаться на принятие ими решения по деянию лица, которого они волею судьбы судят. По окончании судебного разбирательства, суд совместно с жюри удаляется в совещательную комнату. Там каждый судья и присяжный самостоятельно голосуют посредством заполнения письменного бюллетеня. Бюллетень представляет собой лист бумаги со штампом суда, в котором заранее напечатано начало предложения следующего содержания: «По моей чести и совести, перед Богом и людьми я заявляю, что …». Концовку предложения дописывает лицо, заполняющее бюллетень. В начале высказывается мнение по вопросу о главном факте, т.е. виновно ли лицо в преступлении, которое ему вменил орган уголовного преследования и по которому он предстал перед судом. После того, как будет дан утвердительный ответ на поставленный вопрос, переходят к ответу о каждом из отягчающих обстоятельств, по другим дополнительным вопросам, по вопросу о каждом предусмотренном законом обстоятельств, исключающим уголовную ответственность, и, наконец, по вопросу о смягчающих обстоятельствах, который председательствующий обязан поставить во всех случаях, когда виновность обвиняемого признана доказанной. Во время заполнения бюллетеня, столы в зале заседания расставляются таким образом, чтобы ни кто не мог видеть, что записывается в бюллетень, вписываются от руки слова «да» или «нет». Заполненные и запечатанные бюллетени вручаются председательствующему, который и опускает их в специально предназначенную для этого урну. После того, как все бюллетени оказались в урне, председательствующий в присутствии всех присутствующих вскрывает урну и по одному достает бюллетени и вслух читает ответы по поставленным там вопросам. Затем он тут же, на месте подсчитывает результаты голосования и отмечает результат подсчета на полях опросного листа под каждым вопросом. Незаполненные бюллетени или бюллетени, объявленные большинством голосов недействительными, засчитываются в пользу обвиняемого. По окончания подсчета голосов все бюллетени уничтожатся посредством сжигания /12/. Всякое неблагоприятное для обвиняемого решение, в том числе и отказ признать наличие смягчающих вину обстоятельств, принимается простым большинством присутствующих не менее чем в восемь голосов. В случае возникновения коллизии между двумя или несколькими ответами председательствующий может распорядится о проведении повторного голосования. После того, когда будет получен от всех присутствующих утвердительный ответ по вопросу о виновности подсудимого, судьи и присяжные без отлагательства приступают к обсуждению вопроса о мере наказания, которое заслуживает подсудимый. По определению размера наказания также производится процедура тайного голосования. Данному вопросу УПК Франции придает особое значение, а поэтому детально регулирует. Так, если после двух туров голосования ни за одно из наказаний не будет подано большинство голосов, переходят к третьему туру, при котором самое суровое наказание, предложенное в предыдущем туре, снимается с голосования. Если и в третьем туре ни за одно из наказаний не будет подано абсолютного большинства голосов, переходят к четвертому туру и так далее, исключая в каждом последующем туре голосования предложение о применении наиболее сурового наказания, до тех пор пока решение о наказании не будет принято абсолютным большинством голосов. После того, как суд и присяжные придут к общему согласию по всем вопросам, судьи и присяжные заседатели возвращаются в зал судебного заседания. Председательствующий дает распоряжение о необходимости ввести в зал обвиняемого и оглашает ответы на вопросы о виновности или невиновности обвиняемого (вердикт), после чего провозглашает тот или иной приговор. В случае, когда подсудимый будет оправдан, однако обнаружатся улики в совершении им иных деяний, чем те, за которые он был предан суду, и прокурор заявляет о возбуждении уголовного преследования за это, то председательствующий распоряжается о том, чтобы оправданный обвиняемый был незамедлительно, под стражей препровожден к прокурору Республики. Последний, обязан начать расследование по выявленному факту. По УПК Франции, приговор готовит секретарь суда. Однако оглашает его публично председательствующий. Подлинник приговора, как и подлинники других постановлений суда, вынесенный судом присяжных после совещания, подписываются председательствующим и секретарем судебного заседания. До 2000 г. во Франции, приговоры вынесенные судом с участием присяжных заседателей не подлежали ни опротестованию, ни обжалованию в апелляционном порядке, а только в кассационном и то, при условии, совершения присяжными юридических ошибок. Законом от 15 июня 2000 г., который начал действовать с 1 января 2001 г., осужденному предоставлено право на подачу апелляционной жалобы при несогласии с приговором, вынесенным коллегией в составе трех судей и девяти присяжных заседателей. Жалоба подается в вышестоящий суд, состоящий из двенадцати присяжных заседателей и трех профессиональных судей /13/. А что же из себя представляет суд с участием присяжных нашей, казахстанской модификации континентальной модели. По законодательству Республики Казахстан присяжный заседатель - это гражданин Республики Казахстан, призванный к участию в рассмотрении судом уголовного дела в порядке, установленном законом, и принявший присягу. Присяжными заседателями не могут быть лица не достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие непогашенную либо неснятую судимость, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, судьи, прокуроры, следователи, адвокаты, государственные служащие и военнослужащие, а также работники правоохранительных органов, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. Единый список кандидатов в присяжные заседатели составляют местные областные (городские) исполнительные органы власти из числа лиц, проживающие на данной территории. Каких-либо ограничений на включение граждан в списки кандидатов в присяжные заседатели по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам категорически не допускаются. Из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их письменному заявлению лица, не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство по уголовному делу, лица, не способные в силу своих физических или психических недостатков исполнять обязанности присяжных заседателей, лица старше шестидесяти пяти лет, а также священнослужители. Следует отличать присяжного заседателя, от кандидата в присяжные заседатели. Так, все лица, включенные в единый список, являются кандидатами в присяжные заседатели. Эти лица, кроме прав гражданина Республики Казахстан, не наделяются какими-либо дополнительными правами и не обременяются обязанностями. Из множества кандидатов отобранных в порядке, определяемом УПК РК для участия в рассмотрении конкретного уголовного дела в качестве присяжного заседателя, формируется коллегия в составе одиннадцати человек (девять основных и два запасных). После чего, окончательно отобранные кандидаты, в обязательном порядке принимают присягу следующего содержания: «Приступая к исполнению обязанностей присяжного заседателя, торжественно клянусь исполнять свои обязанности честно, беспристрастно, принимать во внимание все рассмотренные в суде доказательства, доводы, обстоятельства дела, разрешать дело по своему внутреннему убеждению и совести, как подобает свободному гражданину и справедливому человеку». При этом заседатель подтверждает принятие присяги произнесением фразы «Я клянусь». Присяга принимается заседателями стоя, в присутствии всех участников уголовного процесса и присутствующих в зале суда лиц. О принятии присяги заседателем, делается запись в протоколе судебного заседания. После принятия присяги, кандидат в присяжные заседатели приобретает статус присяжного заседателя. С этого момента присяжный заседатель для отправления функции правосудия наделяется следующими правами - участвовать в исследовании рассматриваемых в суде доказательств с тем, чтобы получить возможность самостоятельно по своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей; задавать через председательствующего вопросы участникам процесса; участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других действиях в судебном следствии; обращаться к председательствующему за разъяснениями норм законодательства, а также содержания оглашенных в судебном заседании документов и по другим непонятным для него вопросам, относящимся к делу; делать письменные заметки во время судебного заседания. С принятием присяги присяжные действуют не разрозненно, а как единый орган и именуются уже коллегией присяжных заседателей. Быть присяжным заседателем не только почетно, но и весьма ответственно. Поэтому на него возлагаются и ряд обязанностей. В частности, присяжный заседатель обязан - соблюдать порядок в судебном заседании и подчиняться законным распоряжениям председательствующего; являться в указанное судом время для исполнения обязанностей присяжного заседателя, а также для продолжения судебного разбирательства в случае, если объявляется перерыв в судебном заседании или слушание дела откладывается; в случае невозможности явиться в суд заранее оповестить председательствующего о причинах неявки. Присяжному заседателю запрещается - отлучаться из зала судебного заседания во время слушания дела; вступать в контакт во время слушания дела по делу с лицами, не входящими в состав суда, без разрешения председательствующего; собирать сведения в ходе разбирательства дела вне судебного заседания; разглашать сведения об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с его участием в закрытом судебном заседании, а также нарушать тайну совещательной комнаты. Невыполнение присяжным заседателем обязанностей, а также несоблюдение ограничений, предусмотренных действующим законом, влекут ответственность, установленную законом Республики Казахстан, а также возможность отстранения присяжного заседателя председательствующим от дальнейшего участия в рассмотрении дела. Необходимо отличать институт присяжных заседателей от института народных заседателей действовавшим в советской системе судов, как по уголовным, так и по гражданским делам. Несмотря на схожесть этих институтов, основное же отличие в том, что народные заседатели при отправлении правосудия наделялись равными правами с судьей, т.е. по сути дела они были полноправными судьями, что и профессиональный судья, председательствовавший в процессе. Приговор постановлялся от имени государства и в нем перечислялся весь состав суда рассматривавший дело (народный судья и народные заседатели) и подписывался также всеми. Не подписание приговора кем-либо из народных заседателей, влек за собой его недействительность /14/. Присяжные же заседатели не пользуются правами судьи. Их полномочия весьма ограничены, а в зале суда они сидят отдельно от судей на «скамье присяжных». В подготовке и написания приговора они не участвуют, следовательно и не подписывают его. Вердикт (лат. vere dictum) - это решение присяжных заседателей в судебном процессе по вопросу о виновности или невиновности подсудимого. Отличие вердикта вынесенного присяжными заседателями в судах англосаксонской правовой системы (классическая модель) от суда с участием присяжных казахстанской системы правосудия в том, что в англосаксонских судах вердикт выносит коллегия состоящая исключительно из присяжных заседателей. Так вот, принятый коллегией присяжных вердикт, старшиной коллегии передается судье и тот публично оглашает его в зале суда. Вот это утверждение присяжных и называется вердиктом. В соответствии с вынесенным вердиктом, судья постановляет оправдательный или обвинительный приговор. В случае, если вердикт будет положительным, т.е. подсудимый признан виновным в инкриминированном ему преступлении, судья единолично определяет не только меру наказания, но и вид исправительного учреждения, в котором тот должен отбывать назначенный срок. При вынесении присяжными оправдательного вердикта, судья обязан постановить оправдательный приговор, хотя может быть внутренне и не согласен с ним. Таким образом в классических судах присяжных, вынесение того или иного вердикта, это исключительная прерогатива коллегии присяжных заседателей. Учитывая же, что функции присяжных заседателей и судьи председательствующего в процессе не совпадают, то присяжные участвующие в разбирательстве конкретного дела именуются жюри (большое или малое), а присяжные членами жюри. Введение данных терминов в юридическую лексику, не случайно. Дело в том, что в странах Общего права, где действует классическая модель суда присяжных, доминантным принципом является состязательности сторон обвинения и защиты. Например, в Великобритании это достигается отсутствием прокуратуры, как таковой. В судебном процессе, государство как обвиняющую сторону, представляет адвокат. Подсудимого, также представляет адвокат, который выступает в роли защитника /15/. А на присяжных возлагается обязанность быть бесстрастными арбитрами этого состязания, т.е. жюри. Заседание же суда именуется сессией. Далее, после того как составлен список жюри, судья назначает одного присяжного в качестве старшины, и с этого момента в его обязанности входит приведение к присяге любого свидетеля, который будет давать показания жюри, т.е. присяжным заседателям. А отсюда и место положение свидетеля, напротив жюри. Поскольку их допрашивают сторона обвинения или защит, то они всегда обращены лицом к ним, а не к судье. А кто и как будет выноситься вердикт у нас? После выступления сторон процесса в прении и произнесения подсудимым последнего слова, председательствующий удаляется в совещательную комнату для формулирования вопросов для присяжных заседателей, вносит их в вопросный лист и подписывает их. По выходу из совещательной комнаты, в присутствии сторон уголовного процесса, председательствующий оглашает присяжным заседателям сформулированные для них вопросы. Получив вопросные листы и напутствие председательствующего, все присяжные заседатели вместе с судьями удаляются в совещательную комнату. В совещательной комнате председательствующий раздает присяжным заседателям и судьям для голосования чистый бюллетень со штампом суда по числу подсудимых, в котором содержатся следующие слова: «По своей чести, совести и по внутреннему убеждению мой вывод...». Обеспечивая тайну, т.е. не советуясь друг с другом, каждый из присяжных заседателей и судей пишет в бюллетене от руки ответ на каждый вопрос, поставленный в вопросном листе и подлежащий разрешению. Ответ должен представлять собой лаконичное «да» или «нет» с обязательным пояснительным словом или словосочетанием, раскрывающим сущность ответа: - «да, доказано» или «нет, не доказано»; «да, виновен» или «нет, не виновен» по порядку поставленных вопросов в вопросном листе. Затем судьи и присяжные заседатели опускают заполненные бюллетени в урну для голосования. Согласно УПК РК, каждый присяжный заседатель и судья обладает одним голосом. По окончания голосования председательствующий вскрывает урну и подсчитывает голоса каждого бюллетеня в присутствии присяжных заседателей, а результат подсчета голосов незамедлительно записывает напротив каждого из трех основных вопросов, указанных в вопросном листе. Затем бюллетени с ответами присяжных заседателей и судей запечатываются в конверт, который приобщается к уголовному делу. Обвинительный вердикт считается принятым, если за утвердительные ответы на каждый из трех вопросов, указанных в ч. 1 ст. 566 УПК РК, проголосовало большинство голосующих. Оправдательный вердикт считается принятым, если за отрицательный ответ на любой из поставленных основных вопросов проголосовало шесть и более голосующих. Вынеся вердикт о виновности подсудимого, судьи в отдельности от присяжных заседателей, при этом оставаясь с ними в одной совещательной комнате, определяют насколько правильно органом уголовного преследования квалифицировано деяние подсудимому по статье УК РК. Если деяние подсудимого соответствует всем параметрам статьи УК РК (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона), судьи и присяжные заседатели переходят к обсуждению вопросов о наличии смягчающих или отягчающие вину обстоятельств и возможность их применения к подсудимому. Разрешив и эти вопросы, присяжные и судьи переходят к определению вида и размера наказания заслуживающие подсудимым в пределах санкции статьи УК РК по которой подсудимый признан виновным. Решение данных вопросов уже принимается открытым голосованием. Наказание в виде лишения свободы на срок свыше пятнадцати лет может быть назначено, если за такое решение проголосовало восемь и более голосующих. Исключительная мера наказания - смертная казнь может быть назначена только при наличии единогласного решения судей и присяжных заседателей. Так вот, если большинством голосов присяжных заседателей и судей подсудимый будет признан виновным или наоборот, невиновным, то это и есть их вердикт. Таким образом, согласно нашего законодательства в вынесении вердикта участвуют как присяжные заседатели, так и судьи. После вынесения того или иного вердикта, председательствующий готовит обвинительный или оправдательный приговор. Из сказанного следует, что вердикт и приговор, это разные правовые понятия. Вердикт - это результат коллективного умозаключения коллегии присяжных и судей. Приговор - правоприменительный акт суда. Готовит приговор судья единолично, как в присутствии присяжных и второго судьи, так и в их отсутствии. Приговор постановляется от имени Республики Казахстан. Во вводной части приговора указывается только ф.и.о. судьи председательствовавшего на данном судебной заседании и подписывается им же. На мой взгляд, наш законодатель введя в юридическую лексику термин «вердикт» допустил существенную погрешность. Дело в том, что вердикт - это понятие несущее смысловую и юридическую нагрузку в судах присяжных, т.е. где жюри автономно от профессионального судьи. В судах же с участием присяжных заседателей, т.е. когда судьи и присяжные образуют единую коллегию, вердикт теряет свое первоначальное смысловое значение, т.к. конгломерат из присяжных и судей не может сам себе указать, какой приговор постановить (обвинительный или оправдательный). Мне представляется, что разработчики закона в погоне за эффектом, взяв этот термин из англосаксонской системы права, искусственно ввели его в континентальную систему права при этом не поняв, а нужен ли он там в том виде, в каком это предусмотрено УПК РК. Во французском процессуальном праве термин «вердикт» также используется, но несколько с иным содержанием. У них вердикт также выносится присяжными и судьями. Однако он подлежит оглашению публично, сразу по выходу из совещательной комнаты судей и присяжных и все участники процесса и присутствующие оповещаются, что он был принят. В нашем УПК этого не предусмотрено. Таким образом то, что в УПК РК именуется вердиктом, таковым считаться не может. Дело в том, что вердикт в судах классической модели обладает императивным свойством, т.е. это повеление судье постановить обвинительный или оправдательный приговор. Вердикт судей и присяжных заседателей казахстанской модели суда, не обладает таким свойством. Более того, какой был принят вердикт, подсудимому и участникам процесса не сообщается. Он остается тайной. Во всяком случае, УПК РК данный вопрос не регламентирует. О принятом решении присяжных и судей можно будет только догадываться по тому, какой будет вынесен приговор - обвинительный или оправдательный. Мне представляется, что это не вердикт, а выявление коллективного мнения присяжных заседателей и судей посредством процедуры тайного голосования. Поскольку он не несет ни какой правой нагрузки, то данное понятие в УПК РК излишне. Как всякое новое, не все будет идти гладко. Понадобится достаточно много времени, чтобы все притерлось, а механизм правоприменения отладился. Однако уже сейчас возникают ряд вопросов, на которые не нахожу ответа в законе. В частности, может ли кто-либо из участников процесса, например, защитник ознакомиться с результатом голосования присяжных заседателей и судей вскрыв конверт, во время знакомства с материалами дела и подготовки написания апелляционной жалобы. Если нет, то кто может это сделать и в каких случаях подобное допустимо? Полагаю, что в этом вопросе французский законодатель поступил правильней прописав в Кодексе, что вопросные листы с ответами присяжных и судей подлежат уничтожению. Не просто уничтожаются, а сжигаются дабы не осталось и следов (ст. 358 УПК Франции). На наш взгляд, это разумно, т.к. не вводит ни кого в искушение узнать, кто и как голосовал. Присяжные же всегда уверены, что никто и никогда не узнает, какое решение он принял по конкретному делу. Поскольку законодатель посчитал необходимым сохранить результаты голосования присяжных и судей то предполагается, что с ними можно будет ознакомиться при возникновении неординарных случаев. Учитывая, что в Кодексе не предусмотрены такие случаи, то выскажу свое предположение. На мой взгляд, конверт с ответами могут вскрыть суды вышестоящих инстанции при подачи жалобы тем или иным присяжным о том, что профессиональные судьи или председательствующий исказил результаты голосования либо оказывали на него давление вынуждая проголосовать за решение, которое не соответствовало его истинной воли. Возможна и другая ситуация. В отношение одного или нескольких присяжных заседателей либо судьи будет выдвинуто обвинение в непроцессуальном контакте с заинтересованными в исходе дела лицами с тем, чтобы вынесен был устраивающий тех вердикт. В реальной жизни могут возникнуть и другие не тривиальные случаи, которые на данный момент трудно себе представить. Далее, возможна ли процедура переголосования присяжными и судьями после того, как будут известны результаты голосования по заполненным бюллетеням. Если да, то как должен решаться этот вопрос? Согласно все того же УПК Франции, подобное возможно и детально регламентировано /16/. Следующее, могут ли стороны судебного процесса, а именно защитник и государственный обвинитель, передвигаться по залу суда, например, подходить к присяжным заседателям и, смотря им в глаза, обращаться к ним, показывая дополнительно собранные и представленные доказательства виновности или невиновности подсудимого и пр.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |