|
|
|
04.12.2006 Заложники минимальных зарплат
В США размеры минимальной оплаты труда ныне составляют $5.15 в час. То есть, работодатель не имеет права платить наемному работнику меньше. В последний раз уровень минимальной заработной платы был повышен в 1997 году. В США система установления минимально возможного уровня заработка появилась в октябре 1938 года, когда страна оправлялась от последствий беспрецедентного экономического кризиса - Великой Депрессии. Тогда и был принят закон (назывался Закон о Справедливых Стандартах Труда\Fair Labor Standards Act), который установил, что наемный работник не может получать менее 25 центов в час - это было сделано с целью ограничить произвол предпринимателей, экономивших на своих сотрудниках. В конце 1930-х годов уровень безработицы в США был очень высоким, и недовольных просто выставляли на улицу, благо замену уволенным найти было очень легко. Обязанность управления этим процессом была возложена на Министерство Труда США\Department of Labor. Любопытно, что первая попытка установить минимальную зарплату на федеральном уровне была предпринята в 1935 году, однако была торпедирована Верховным Судом\Supreme Court, посчитавшим эту норму не соответствующей Конституции США. При этом в некоторых штатах США де-факто эта норма использовалась уже долгое время - к примеру, в штате Массачусетс она появилась в 1912 году. В США главными инициаторами принятия подобных законов были влиятельные профсоюзы, видевшие в минимальной заработной плате способ эффективной защиты интересов трудящихся. В последующие десятилетия были приняты еще два законодательных акта, регулирующих деятельность государства в этой сфере (в 1961 и 1966 годы). Размеры минимальной оплаты повышали 26 раз. Причем определенной системы в этом не было: иногда между моментами повышения проходило несколько лет (например, минимальная зарплата не повышалась в период с 1950 по 1956 год или с 1981 по 1990, а ныне установлен рекорд, когда ставка не увеличивалась 9 лет), а иногда - год и даже меньше. Не было также и четко определено, в какой месяц принимается соответствующее решение: сперва повышения производились в октябре, потом - в сентябре, позже - в январе, впоследствии и эта система не соблюдалась. Не было определенной логики и в размерах повышения минимальной зарплаты. К примеру, в 1997 году зарплата выросла на 30 центов (с $4.75 в 1996 до нынешних $5.15), а в 1950 году почти вдвое (с 40 центов в 1945 году до 75 центов). Исследование Университета Орегона\Oregon State University показало, что исходя из покупательной способности доллара, наибольшей минимальная зарплата была в 1968 году, когда планка была поднята до $1.60 в час - в нынешних условиях это составило бы $9.12 в час. Институт Экономической Политики\Economic Policy Institute утверждает, что покупательная способность минимальной заработной платы в 2005 году была на 24% меньше, чем в 1979-м. За девять лет, прошедших с момента последнего повышения размеров минимальной зарплаты, инфляция и стоимость жизни заметно выросли - по оценкам Института Экономической Политики\Economic Policy Institute, минимальная зарплата обесценилась на 20%. Поэтому она не способна (и практически никогда не была способна) гарантировать получающему ее человеку даже минимально приемлемый уровень жизни. Понятие официального уровня бедности в США появилось в 1959 году. По оценкам Центра Изучения Минимальных Окладов\Living Wage Resource Center, тогда доходы получателей минимально допустимых окладов были на 33% ниже официальной черты бедности. В 1960 году разрыв был сокращен до 10%, однако впоследствии он вновь углубился и с 1985 года колебался в пределах 47% - 38%. Это подразумевает, что обладатели минимальных зарплат автоматически становятся получателями государственной помощи и пособий, поскольку даже полная занятость кормильца не позволяет ему обеспечивать семью. В 2004 году работник, получавший минимальную зарплату и занятый полный рабочий день, заработал $10 712. Для сравнения, официальный уровень бедности (рассчитывается для семьи из трех человек) в том же году составлял $15 205. Другой факт: по подсчетам Министерства Транспорта США\Department of Transportation, годовые расходы среднестатистического автовладельца на машину составляют $7 834 в год - в США, где общественный транспорт развит плохо, личный автомобиль часто является единственным возможным средством передвижения. В то же время, с 1997 года 17 штатов страны и Федеральный Округ Колумбия (особая административная единица, на территории которой находится столица страны - город Вашингтон), повышали минимальную зарплату 47 раз (это право было им предоставлено президентом Биллом Клинтоном\Bill Clinton). К примеру, в штате Вашингтон (находится на тихоокеанском побережье США) размер минимальной оплаты труда ныне составляет $7.35, в штате Висконсин - $5.70. В ноябре 2006 года были проведены референдумы еще в шести штатах, жители которых проголосовали за повышение минимальных зарплат, однако конкретных решений пока не принято. Очередная волна повышений запланирована на 1 января 2007 года - их проведут 12 штатов. Аналогичные шаги предприняли и более 130-ти муниципалитетов страны - к примеру, в таких городах, как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Детройт, Бостон, Балтимор, законодательно установлен более высокий, по сравнению с федеральным, уровень минимальной зарплаты - все компании, работающие в этих городах, не имеют права платить своим работникам меньше. Аналогичные законы приняли и многие графства страны - во многих случаях на их территории работающим должны платить больше, чем в целом по штату. В общем итоге, в 15-ти (из 50-ти) штатах США работникам обязаны платить больше, чем диктуют федеральные власти, в одном штате - Канзасе - минимальная зарплата ниже, чем установлено федеральным законодательством ($2.65 против $5.15). В шести штатах США вообще нет официально признанных размеров минимального заработка. Более того, повышенные, по сравнению с минимальной, зарплаты обычно предлагают и компании, которые прославлены своей скаредностью и экономией на сотрудниках. К примеру, крупнейшая мировая сеть розничной торговли Wal-Mart, в среднем, оплачивает труд своего работника из расчета $10.78 в час. Традиционными получателями минимальных зарплат являются работники американского общепита, занятые на подсобных работах, например, на уборке столов или мытье посуды. Однако и здесь заработки превышают официально установленные - по данным Национальной Ресторанной Ассоциации США, в 2004 году среднестатистический работник кафе зарабатывал $7.83 в час. В последний раз попытка изменить размеры минимальной зарплаты была предпринята в декабре 2005 года - опрос службы Gallup, проведенный тогда, показал, что за увеличение минимального заработка выступают более 80% американцев. 02 Декября 2006 Washington ProFile
Война аргументов
В последние годы были предприняты попытки повысить размеры минимальной оплаты, однако против этого активно выступала Администрация Джорджа Буша\George Bush и большинство в Конгрессе США, который контролировали республиканцы - однопартийцы Буша. Ныне, после победы Демократической партии на выборах в Сенат\US Senate и Палату Представителей\House of Representatives, ситуация может измениться кардинальным образом. Противники увеличения размеров минимального заработка, в частности, доказывают, что это ударит по малому бизнесу, который часто не в состоянии предоставлять своим сотрудникам высокие оклады, и ухудшит конкурентную ситуацию (то есть, поставит малый бизнес в изначально невыгодные условия, по сравнению с крупными конкурентами). После увеличения минимальной зарплаты предприниматели не смогут нанимать дополнительных сотрудников, следовательно, это увеличит безработицу и заставит государство больше тратить на выплату соответствующих пособий. Неизбежно повысится себестоимость товаров и услуг, производимых американскими компаниями (к примеру, по данным консалтинговой фирмы Restaurant Research, в индустрии общественного питания треть стоимости блюда, купленного потребителем, уходит на оплату труда персонала). В итоге, понизится конкурентоспособность американских предприятий и, в стратегической перспективе, замедлятся темпы развития экономики США. Повышение минимальной зарплаты ударит по потребителям, которые будут вынуждены платить больше за товары и услуги. Кроме того, это подстегнет инфляцию. Сторонники повышения минимальных зарплат оперируют иными аргументами. Они доказывают, что низкие заработки превращают миллионы жителей США в бедняков, неспособных выбраться из нужды (например, неспособных оплатить учебу) и перегружают государственные социальные фонды (то есть, государство вынуждено помогать бедным в оплате медицинских услуг, дотировать их жилье, предоставлять продовольственную помощь и пр.). Повышение минимальной зарплаты повысит стандарты жизни американцев и уменьшит эксплуатацию наемных работников, поскольку работодатели начнут больше ценить своих сотрудников. Это стимулирует потребление - низкооплачиваемые работники получат больше денег, которые они будут активно тратить, подстегивая американскую экономику. Кроме того, экономика страны приобретет "второе дыхание", поскольку использование низкоквалифицированной рабочей силы, применяемое в ряде отраслей, станет невыгодным и заставит компании модернизировать свой бизнес и обучать работников. Любопытно, что и сторонники, и противники повышения размера минимальной заработной платы оперируют весьма расплывчатыми доказательствами. Как это ни парадоксально, но опубликовано относительно немного серьезных исследований о влиянии размеров минимальной заработной платы на экономику и социальную сферу США. Главная проблема заключается в том, что на протяжении почти всей современной американской истории подавляющему большинству наемных работников де-факто платили больше, чем предусмотрено законом (ныне средний заработок американца втрое превышает размеры минимальной оплаты труда). Национальный Центр Политического Анализа\National Center for Policy Analysis подсчитал, что в 2005 году только 2.5% наемных работников США получали минимальную заработную плату, установленную федеральным правительством - то есть, $5.15 в час, причем 60% из них были заняты не полный рабочий день. Поэтому влияние уровня минимальной зарплаты на американский бизнес и благосостояние американцев относительно невелико, а изучать эту проблему крайне сложно. Сторонники обеих точек зрения легко находят у своих идеологических противников ошибки и натянутости. К примеру, в 1997 году Национальное Бюро Экономических Исследований\National Bureau of Economic Research пришло к выводу, что каждое повышение минимального уровня оплаты труда увеличивает число бедных семей на 4.5%. Центр Публичной Политики\Mackinac Center for Public Policy установил, что недавний подъем минимальной зарплаты привел к потере 20 тыс. рабочих мест. Спустя три месяца была опубликована книга экономистов Дэвида Карда\David Card и Алана Крюгера\Alan Krueger "Миф и Измерение. Новая Экономика Минимальной Зарплаты"\Myth and Measurement: The New Economics of the Minimum Wage, где они доказывали, что во всех случаях повышение минимальной зарплаты приводило к увеличению доходов населения и не сопровождалось ростом безработицы. Дискуссии продолжались и в дальнейшем. В 2002 году, проведенные независимо друг от друга исследования Университета Мичигана\Michigan State University и Университета Массачусеттса\University of Massachusetts, показали, что повышение минимальных зарплат в штатах Мичиган и Массачусетс привело к увеличению безработицы среди низкооплачиваемых работников, оставшиеся стали зарабатывать больше, однако и стоимость жизни в обоих штатах заметно выросла. Ответ последовал немедленно: Натан Ньюман\Nathan Newman, известный социолог и директор исследовательского центра Progressive States Network, опубликовал статью, в которой доказывал, что потеря рабочих мест в данном случае не приводит к тяжелым последствиям, поскольку оставшиеся низкооплачиваемые работники, получающие большую зарплату, за счет взимаемых с них налогов оказываются в состоянии поддерживать уволенных коллег (то есть, социальные фонды, например, выплачивающие пособия по безработице, получают больше денег и могут оказывать безработным более солидную помощь). Проблема минимальной зарплаты приобрела столь большое значение из-за ряда особенностей США. В частности, этот показатель активно применяется при заключении трудовых контрактов с сотрудниками государственных структур - повышение минимальных размеров зарплат автоматически приводит к увеличению их доходов. Многие американские профсоюзы и компании также учитывают этот показатель - по аналогичным причинам. На размере минимальной зарплаты частично базируется и налоговая система США, а также разветвленная система дотаций и грантов, которые выдают малообеспеченным федеральные и местные структуры. По очевидным причинам, американские политики предпочитали и предпочитают опираться на те аргументы ученых, которые соответствуют их интересам. Хорошо известно, например, что наибольшее число низкооплачиваемых жителей США - это представители расовых и этнических меньшинств, малообразованные люди и женщины. На выборах они являются весьма серьезной силой. Поэтому повышение минимальной зарплаты или ее сохранение на нынешнем уровне будет обусловлено не экономическими и социальными, а политическими причинами. 02 Декября 2006 Washington ProFile
Мир минимума
США ввели минимальную заработную плату значительно позже, чем многие другие государства. Однако и до сих пор 6 из 18-ти стран, входящих в Европейский Союз, не использует этот механизм для защиты наемных работников. К их числу относятся, например, Австрия, Германия и Швеция. Минимальные зарплаты есть в Японии и большинстве стран Латинской Америки, однако практически не применяются в Африке и на Ближнем Востоке. Для облегчения сравнения размеров минимального заработка жителей разных стран мира мы используем доллары США, переведенные из местных валют по курсу, действовавшему 26 ноября 2006 года. Размер минимальной зарплаты в США составляет $5.15 в час или $10 712 в год. В Австралии эта норма появилась в 1907 году. Ныне австралийцу нельзя платить менее $10.50 в час. В Канаде нет минимальной зарплаты, установленной центральным правительством (исключением являются некоторые отрасли экономики, относящиеся к юрисдикции властей страны, например, железных дорог). Дело отдано на откуп провинциям и территориям. В результате, канадцы не могут получать менее $6.00 - 8.50 в час, в зависимости от места проживания. Во Франции этот показатель равен примерно $10.30, в 2004 году подобные зарплаты получали 15% работавших французов. В Ирландии минимальная зарплата труда появилась в 2000 году. Ныне она составляет $10.05 в час. В 2004 году подобные оклады получали 3.1% ирландцев. В Великобритании первые попытки установить размеры минимальной оплаты труда были предприняты в 1524 году. В 1909 году был принят первый общенациональный закон (весьма ограниченный). Ныне минимум, который может получать работающий, составляет чуть больше $10 в час. Начинающие работники могут некоторое время получать еще меньше - $8.33. В Бельгии подобный закон был принят в 1975 году. Ныне бельгиец не может зарабатывать менее $1 604 в месяц. В Греции закон был принят в 1990 году. Ныне работающий не может получать менее $802 в месяц (де-факто, месячная зарплата выплачивается 14 раз в год). В Финляндии эта система действует с начала 1970-х годов. Ныне работающему финну обязаны платить не менее $3 033 в месяц. В 2004 году минимальную зарплату получали около 3% работавших жителей страны. В Нидерландах минимальная зарплата была введена в 1969 году. Ныне она составляет $1 662 в месяц. Ее получают примерно 2.1% работающих. В Италии минимальная зарплата регулируется отдельными отраслями индустрии страны. Неквалифицированный работник не может получать менее $946 в месяц. В Испании система была введена в 1963 году. Минимальный размер оплаты труда составляет $5.92 в час. В Новой Зеландии - $10.50, для молодых людей 16-18-ти лет минимальная зарплата составляет 80% от минимума, который получают совершеннолетние, то есть $8.20. 02 Декября 2006 Washington ProFile
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |