|
|
|
Летняя школа по уголовному правосудию для Центральной Азии
С 6-го по 13 августа 2006 года Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (БДИПЧ ОБСЕ) при финансовой поддержке Правительств Германии и Великобритании организовало проведение в Алматы летней школы. В качестве участников на неё были приглашены молодые перспективные юристы, работающие в различных сферах профессии: судьи, адвокаты, преподаватели, работники прокуратуры, представители гражданского сектора из Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Всего в школе приняли участие 25 участников. Для стран переходного периода, к которым относятся государства постсоветского пространства, вопросы реформирования уголовного судопроизводства, совершенствования системы судебных и правоохранительных органов являются весьма важными, актуальными и дискуссионными. Формат летней школы предполагал обсуждение наиболее злободневных проблем уголовно-процессуальной науки с участием ведущих экспертов из ближнего, дальнего зарубежья и Казахстана. Летняя школа была открыта Главой департамента демократизации БДИПЧ ОБСЕ Владимиром Школьниковым, главой Центра ОБСЕ в Алматы Иваром Вики и заместителем руководителя Администрации Президента РК Имашевым Б.
Координатор БДИПЧ ОБСЕ по верховенству права Центральной Азии Д. Нурумов и адвокат Алматинской городской коллегии адвокатов Д. Канафин рассказывают. Реформы в начале и середине 90-х годов привели во многих странах СНГ к принятию нового уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Однако по прошествии 10-12 лет, очевидно, что уголовный процесс во многих странах СНГ остается по своей сути «советским». Такие знакомые «родимые пятна» как почти полное отсутствие оправдательных приговоров, явный обвинительный уклон, а иногда и политическое манипулирование уголовным процессом, масштабное использование предварительного заключения, слабость адвоката по сравнению со своим процессуальным противником - прокурором, неработающие нормы об альтернативных мерах пресечения и наказания, низкое качество расследования требует новых теоретических изысканий и кардинальных реформ. Они должны быть основаны на глубоком изучении опыта других стран, а также творческом переосмыслении существующей практики. «Справедливая и эффективная система уголовного правосудия является одной из основ любого демократического государства, которое разделяет ценности верховенства права», сказал д-р Владимир Школьников, Глава департамента демократизации во время открытия школы в Алматы, Казахстан. Он приветствовал проявленный со стороны прокуроров, судей, адвокатов, ученых и юристов, работающих в НПО значительный интерес к посещению этого недельного учебного курса. «Широкое участие способствует открытому, информированному и профессиональному обсуждению, что необходимо при преодолении вызовов, с которыми сталкиваются системы уголовного правосудия в регионе ОБСЕ». Участники Летней школы прослушали презентации корифеев правовой науки: Генри Резника, Сергея Пашина, Александра Смирнов а, Александра Розенцвайг, Стивена Теймана, Йоахима Германа и др. Эксперты изложили свой взгляд на такие фундаментальные теоретические и практические проблемы правосудия, как модели уголовного процесса, реализация стандартов справедливого судопроизводства, правовой статус современной адвокатуры, проблемы преодоления атавизмов инквизиционного процесса в законодательстве и правоприменительной деятельности отечественных правоохранительных органов. Предметом обсуждения также стали особенности уголовного судопроизводства западных государств, России и соседей по ближнему зарубежью. Весьма интересными были доклады представителей Украины (Роман Романов, Ильковец Людмила). Они рассказали о разрабатываемой в их стране новой концепции государственной политики в сфере уголовной политики, а также реформировании уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Например, на Украине планируется отказаться от традиционного деления правонарушений на уголовные и административные, и ввести дополнительно категорию уголовных проступков. Уголовными проступками будут те административные правонарушения, которые предусмотрены еще действующим Кодексом Украины об административных правонарушениях, имеют судебную юрисдикцию и не являются административными по своей сути (не касаются порядка управления), например: мелкое хулиганство, молкая кража, и т. В новом УПК будут предусмотрены отдельные процедуры, касающиеся предъявления обвинения, проведения расследования и привлечения к ответственности за совершение уголовных правонарушений - преступлений и уголовных проступков В рамках Летней школы особое внимание эксперты уделили вопросам реформирования предварительного следствия, особенно с точки зрения повышения состязательности процесса на самых ранних его стадиях. Не секрет, что многие реформы в 90-е годы коснулись в основном судебной системы, однако предварительное следствие не претерпело значительных изменений и оно, по прежнему остается наиболее «инквизиционной» частью уголовного процесса. Например, бурную дискуссию вызвали предложения некоторых участников о значительном расширении элементов судебного контроля на предварительном следствии путем создания института следственных судей, которые бы занимались санкционированием всех уголовно-процессуальных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан. Примером другой интересной дискуссии стало обсуждение вопросов применения альтернатив уголовному преследованию, таких как институты примирения или медиации. Такие институты, пусть и весьма в усеченном виде, уже активно внедряются в правоохранительную практику стран Центральной Азии и других государств СНГ. В этой связи одним из наиболее проблемных вопросов является вопрос об их природе и практической процессуальной регламентации. Под руководством кураторов - адвокатов Алматинской городской коллегии адвокатов Канафина Д.К. и Мусина С.А. слушатели, разделившись на малые группы, конструировали модели состязательного и постинквизиционного уголовных процессов, писали эссе по наиболее заинтересовавшим их аспектам процессуальной науки, анализировали специфику судоустройства и судопроизводства своих стран. В ходе выступлений экспертов, презентаций результатов работы в малых группах и организованного в финальный день летней школы круглого стола произошел живой и неформальный обмен мнениями, участники и эксперты поделились личным опытом, совместно попытались найти пути решения наиболее острых и животрепещущих проблем уголовного правосудия. Летняя школа ставит своей целью открытый обмен мнениями о различных системах уголовного правосудия и изучение опыта других стран региона ОБСЕ, который может быть полезен при реформировании сектора уголовного правосудия в Центральной Азии. Участники написали и представили короткие эссе о вопросах, которые формируют повестку реформы уголовного правосудия в своих странах. В свою очередь, эксперты из Германии, США, Российской Федерации, Казахстана, Украины и Кыргызстана поделились своими взглядами и обсудили ключевые аспекты реформирования уголовного правосудия с участниками. Слушатели получали знания о различных моделях уголовного процесса, реформированию институтов уголовного правосудия в регионе ОБСЕ, а также о том, как разные системы обеспечивают соответствии с международными стандартами справедливого уголовного судопроизводства. Летняя школа проводиться благодаря щедрому вкладу правительств Германии и Великобритании. Перед слушателями выступили высокопоставленные сотрудники правоохранительных ведомств: судья Верховного суда РК Баишев Ж., член Конституционного Совета РК Бычкова С.Ф. и первый заместитель Генерального прокурора РК Бахтыбаев И.Ж., чье выступление мы предлагаем Вашему вниманию.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |