|
|
|
08.12.2006 Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на 16-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов
Уважаемые члены Совета иностранных инвесторов Казахстана! Уважаемые гости!
Наша встреча проходит накануне пятнадцатилетия Независимости Казахстана. В эти полтора десятилетия произошли события исторической значимости, полностью изменившие жизнь страны, общества и каждого казахстанца. Мы построили новую, динамично развивающуюся страну. Вы, уважаемые инвесторы, вместе с нами строили новый Казахстан. Инвестиции, новые технологии, опыт управления, которые вы привнесли в нашу экономику, неоценимы. Мы благодарны вам за это. Опираясь на достигнутые успехи, мы поставили перед собой стратегическую цель - войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Важным фактором достижения этой цели является человеческий фактор. Человеческий капитал - это реальное богатство страны, богатство нации. Это интеллектуальные способности, знания и навыки, которые приобретает человек в течение всей своей жизни. Это высокообразованное, здоровое и социально защищенное население. Важнейшим инструментом развития человеческого капитала является образование. Поэтому наша первостепенная задача - создание эффективной системы образования, адекватной потребностям экономики. Именно этому важному вопросу посвящено наше сегодняшнее заседание. В настоящее время основные направления и приоритеты государственной политики в области образования определены в Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы. Необходимо отметить, что намеченные нами приоритеты в сфере образования в целом достигаются поэтапно на каждом из уровней образования. Однако, учитывая необходимость дальнейшего развития образовательного процесса, по моему поручению проводится работа по модернизации системы обучения. И наша конечная цель - сформировать такую систему управления образованием, которая бы создавала стимулы для оказания образовательных услуг в стране на уровне мировых стандартов. Признавая важность дальнейшего развития в Казахстане технического и профессионального образования в подготовке высококвалифицированных технических кадров, государство уже делает шаги в этом направлении. К примеру, ведется работа по созданию четырёх межрегиональных центров по подготовке и переподготовке кадров по 700 мест в каждом. Это центры подготовки кадров для нефтегазовой отрасли в Атырау, текстильной и обрабатывающей промышленности в Шымкенте, машиностроения в Усть-Каменогорске, и для топливно-энергетической отрасли - в Павлодаре. Я поручил создать дополнительно ещё один центр по подготовке и переподготовке кадров для нефтяной и нефтехимической отрасли в Шымкенте. На базе региональных центров по подготовке кадров планируется создание высших технических школ, основной задачей которых станет подготовка инженерных кадров. Однако, в масштабах экономики всего Казахстана этого недостаточно. Дальнейшее наращивание производственного и экономического потенциала, инновационное развитие Казахстана возможно только на новой технологической основе. Высокотехнологические отрасли требуют наличия специализированных трудовых ресурсов и развитой научно-технической базы. Именно углубленная специализация создает конкурентное преимущество. Поэтому подготовка высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена для нас является одной из приоритетных задач. В настоящее время в республике подготовкой кадров технического и обслуживающего труда занимаются 475 колледжей с контингентом учащихся в 395 тысяч человек, плюс 312 профессиональных школ, в которых учатся ещё 105 тысяч молодых казахстанцев. В сумме получается полмиллиона учащихся, что казалось бы неплохо. Но подготовка кадров непосредственно по техническим профессиям осуществляется только в 107-ми профессиональных школах, где обучаются около 54-х тысяч человек, и в 122-х колледжах на 109 тысяч учащихся. Это означает, что только каждый четвертый обучается по ныне дефицитным техническим и сельскохозяйственным специальностям. Этого явно недостаточно для удовлетворения текущих и тем более будущих потребностей экономики. Каковы основные проблемы сферы профтехобразования и пути их решения? Во-первых, это слабое развитие инфраструктуры технического и профессионального образования. Остро ощущается нехватка инженерно-педагогических кадров, материально-техническая база профессиональных школ и колледжей очень слаба. У нас экономика в частной собственности. Почему наши инвесторы и компании не готовят себе специалистов, не создают солидные учебные центры? Правительству и компаниям надо создать программу по подготовке специалистов при поддержке государства. Надо разработать закон, обязывающий всех заняться этой проблемой. Сегодня мы наблюдаем низкий уровень вовлечения бизнеса, частного сектора в процесс подготовки кадров технического и обслуживающего труда. Во-вторых, отсутствие объективного прогноза потребностей отраслей индустрии в специалистах технического и обслуживающего труда. Специалисты, которых мы сейчас выпускаем, не соответствуют потребностям современного рынка труда, и тем более, они не соответствуют требованиям инновационной экономики, которую мы намерены построить. Поэтому зарубежные компании, работающие в Казахстане, ссылаясь на отсутствие в регионах необходимых специалистов или их низкую квалификацию, всё больше привлекают иностранную рабочую силу. И никто не потребовал от них подготовки кадров. На протяжении последних шести-семи лет численность иностранных специалистов, привлеченных на работу в Казахстан, растет. Если в 2000 году эта цифра составляла чуть более 10-ти тысяч человек, то по данным за девять месяцев текущего года - уже более 30-ти тысяч человек. Значительную долю иностранной рабочей силы составляет технический и обслуживающий персонал. Получается, что казахстанцам остаётся простая, тяжелая, не требующая высокой квалификации и, соответственно, низкооплачиваемая работа. Отсюда и случаи дискриминации в части оплаты и условий труда наших рабочих, что совершенно недопустимо. Недавние события в Атырауской области являются этому подтверждением. Это тенденция опасна для самих компаний, работающих в разных секторах экономики. И нам совместно надо серьезно продумать этот вопрос, относясь с уважением к местному населению, по праву, считающему богатства Казахстана своими. Почему бы иностранным компаниям не ставить перед собой задачу переподготовки и повышения квалификации именно казахстанских специалистов? Тогда будут соблюдаться условия выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, и не нужно будет ввозить ее из заграницы. Хороший пример подал ОКИОК в Атырау, открыв учебный центр. Полагаю, что для того, чтобы наши специалисты были востребованы как в иностранных, так и в казахстанских компаниях, требуется сформировать объективный прогноз потребностей отраслей в кадрах. При этом, прогнозирование должно проводиться с учетом нововведений в деятельности предприятий, перспективных проектов, а также стратегий развития бизнеса. Правительству необходимо обновить существующие учебные программы для профессионального образования. Для внедрения новых программ, используемых в мировой практике, надо привлекать крупных, в том числе, и иностранных работодателей. Очевидно, что без активного участия работодателей в профессиональном образовании, предприятия не получат специалистов высокой квалификации в соответствии с требованиями современного производства. В этих целях необходимо расширение связей с работодателями, с их объединениями и ассоциациями. Я предлагаю внедрить механизм, предусматривающий контрактные формы подготовки специалистов с обязательным распределением на работу. Схема проста: работодатель оказывает финансовую помощь учебному заведению, где обучаются студенты по государственным грантам. В свою очередь, учебное заведение гарантирует компании распределение данных студентов именно на это предприятие. Эта схема закрепляется в трёхстороннем контракте. При этом, внедрив этот механизм, мы решаем две проблемы: частично - проблему материально-технического обеспечения учебных заведений и проблему трудоустройства специалистов. Изучение опыта профессиональной подготовки кадров в развитых странах подтверждает жизнеспособность этой схемы: производственные предприятия и образовательные организации активно и взаимовыгодно сотрудничают. К примеру, среди молодежи Новой Зеландии обучение в технологических институтах или политехнических колледжах является очень популярным. Отличительной чертой таких институтов является их практическая направленность и возможность начать работать сразу после окончания учебы. Образовательный процесс там строится на сочетании лекционных занятий и работы на производстве. Существует гибкая система переподготовки работающих кадров, предоставляющая возможность модульного обучения в любое удобное время. В связи с тем, что у институтов налажены тесные партнерские связи со многими коммерческими и промышленными компаниями, все занятия основаны на практическом опыте и отвечают запросам рынка труда. И всё это в целом позволяет значительно улучшить профессиональные навыки студентов. Почему бы и нашим компаниям в целях развития социального партнерства не перенять данный опыт? Полагаю, что данная схема должна активно реализовываться всеми крупными иностранными и казахстанскими компаниями. Также предлагаю рассмотреть развитие технического образования в более широком аспекте в рамках развития социального партнерства государства и бизнеса. Необходимо более активно внедрять принципы корпоративной социальной ответственности работодателей. Эта концепция включает в себя такие базовые принципы как предоставление потребителям товаров и услуг высокого качества, обеспечение безопасности труда, выплату заработной платы в соответствии с законодательством, инвестирование в развитие человеческого потенциала. Принятие обязательств по корпоративной социальной ответственности во всем мире происходит на добровольной основе. Такие компании пользуются гораздо большим доверием со стороны деловых партнеров. Во многих высокоразвитых странах внедрение принципов корпоративной социальной ответственности становится жизненно важным фактором конкурентоспособности предприятия. Считаю необходимым, чтобы и казахстанские бизнес-структуры участвовали в разрешении наиболее острых социальных проблем общества. Для этого мы должны активно содействовать продвижению инициатив корпоративной социальной ответственности в Казахстане. Ещё одним направлением сотрудничества государства и частного сектора может быть совместное финансирование проектов в сфере технического и профессионального образования. Очень важным представляется и создание учебных центров при крупных предприятиях. На решении всех перечисленных проблем необходимо сконцентрировать усилия государства и частного сектора. Для этого уже сейчас необходимо обозначить сферы ответственности центральных и местных органов власти, а также работодателей. Чёткое разграничение ответственности потребует от государства и бизнеса большей степени координации действий в сфере технического и профессионального образования.
Правительству и министерству образования поручаю немедленно заняться этими вопросами. Уважаемые участники заседания!
Поступательный экономический рост страны требует все больше профессиональных кадров. И эту задачу мы должны решать все вместе. Настало время и иностранным инвесторам, и отечественным предпринимателям принять социальную ответственность в сфере образования. Бизнес не должен ограничиваться пассивной ролью покупателя образовательных услуг. Мы должны создать гибкую, открытую, непрерывно развивающуюся и доступную систему технического и профессионального образования. Эта система, основанная на партнерстве государства и частного сектора, должна быть нацелена на подготовку конкурентоспособных на международном уровне кадров для перспективного развития Казахстана. Полагаю, что наше заседание придаст дополнительный импульс решению этой задачи. Это в общих интересах. Благодарю за внимание.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |