|
|
|
11.12.2006 В Астане прошел митинг владельцев «праворулек»
Наталья Юхно Газета «Новая», г. Степногорск
Не знаю насколько правильно применение этой пословицы именно в данном контексте, но вот уж действительно лучше готовить сани летом, а телегу зимой. То есть лучше позаботиться заранее, чем решать уже состоявшуюся проблему. Поэтому, оценивая действия владельцев машин с правым расположением рулевого управления, которые начали протестовать против подписания проекта постановления о запрете на эксплуатацию и ввоз на территорию Казахстана автомобилей с «правым рулем», сразу после его обнародования, нельзя сказать, что они не правы. Начиная с ноября, по всей республике проходят санкционированные и стихийные митинги и демонстрации, где владельцы «праворулек» выражают свое возмущение и негодование действиями Правительства Республики Казахстан. В соответствии с данным постановлением, правительство планирует запретить ввоз уже менее, чем через месяц, а с 2010 года и эксплуатацию автомобилей, органы управления которых расположены с правой стороны. При этом автовладельцам предлагается переставить руль с права на лево. Либо поставить в гараж и любоваться своим «железным конем», не имея возможности использовать его в качестве средства передвижения! То есть по его прямому назначению! Достаточно дикая ситуация. Не известно на какую реакцию рассчитывало правительство, скорее всего, там просто об этом не думали. А в итоге мы имеем массовые волнения по всей Республике. В воскресенье, 10 декабря митинги протеста прошли в Алматы и Астане. И в том и другом случае акиматами городов, были выданы соответстствующие санкции на проведения мероприятия. Как известно, городские власти старой столицы, ограничили время проведения митинга одним часом. Администрация Астаны этого делать не стала, лишь еще раз напомнила в разрешении «что согласно закона Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний, шествий и митингов, пикетов и демонстраций в РК» митинги, пикеты и так далее, должны быть безусловно прекращены по требованию местного исполнительного органа, если состоялось решение о запрещении…. а, так же при возникновении опасности для жизни и здоровья граждан РК, нарушении общественного спокойствия.» далее следовали предупреждения о степени возможной ответственности. Вооруженные этой бумагой, члены инициативной группы и примкнувшие к ним автовладельцы собрались на пустыре около бывшей прядильной фабрики третьего микрорайона. В течении часа на небольшой территории собралось около 80 автомобилей японского производства, (а именно они в основном оснащены «правым рулем»), с зелеными ленточками прикрепленными к антеннам и плакатиками на капотах и стеклах: « Я за право иметь правый руль», «Зеленый свет правому рулю», «Нет запрету ввоза и эксплуатации правого руля» и подобными. Часть автовладельцев, по разным причинам, добрались до места на городском транспорте. Один из участников инициативной группы, в недавнем прошлом бывший степногорец, Дмитрий Кибишев кратко обрисовал ситуацию: «Нами были предприняты ранее две попытки не санкционированных митингов, обе были пресечены властями г. Астаны, но в корректной форме, отделом по связям с общественностью ДВД. на последнем митинге была выбрана инициативная группа в кол-ве 5 человек, куда вошел и я. Этой инициативной группой не без помощи ДВД г. Астаны была подана заявка в Акимат на проведение санкционированного митинга касающегося проекта постановления о запрете автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления. Акимат разрешил провести митинг 10.12.06. Были разосланы объявления в газеты и в бегущую строку телеканалов с целью извещения населения о предстоящем митинге. Так же была дана пресс конференция, совместно с компартией Казахстана по этой же проблеме, где мы уже объявляли о создании Общественной Организации "Право Выбора" и о том что эта организация вне политики. Во всех государственных учреждениях нас встречали на удивление тепло, относились с пониманием и поддержкой, скорее всего это связано с тем, что у всех либо сами, либо родственники являются владельцами "праворульных" авто. Мнения автовладельцев однозначны, грубо попраны конституционные права граждан РК. Точное количество примкнувших к нам людей пока не подсчитано, но примерно около 150 человек. мало людей вообще знают о том что создана группа которая занимается этой проблемой. Далее хочу сообщить что мы поддерживаем тесную связь с группами из Алматы, Павлодара, Усть-Каменогорска, Щучинска и ещё несколько городов. Мест проведения митинга в Астане всего 2 которые утверждены Акиматом». Не смотря на то, что господином Кибишевым, пресечение властями Астаны, ранее состоявшихся не санкционированных митингов, было названо «корректным», на Интернет сайтах в это же время можно было найти множество противоположных по смыслу высказываний, типа «грубо заламывали за спину руки, угрожали посадить в КПЗ» и т.д. вполне понятно желание инициативной группы не напрягать обстановку. Поэтому собравшихся в воскресенье на пустыре, организаторы сразу предупредили о необходимости не конфликтного поведения. Хотя городские власти и сами позаботились об этом. Так среди митингующих спокойно прогуливались полицейские, а во дворе ближайшего дома припарковался целый автобус полный блюстителей законности. Но выступления были вполне мирными, несколько раз раздавались крики «правильно» и «ура», взрывы аплодисментов. Вмешательство полицейских не понадобилось. Некоторые из них доверительно беседовали с членами инициативной группы, обсуждали, интересовались. Вполне возможно, что, либо они сами, либо кто-то из родственников имеет «праворульку» и тема близка. Юрист консультант входящий в инициативную группу, Мурат Садырович Азбергенов, с трибуны, еще раз напомнил какие основные пункты Конституции Казахстана можно считать нарушенными в случае одобрения постановления президентом. Это прежде всего статьи 26 (1-3 части) и 39 (1 часть), закрепляющие за гражданами РК право владения и использования любого законно приобретенного имущества. Стоит отметить, что многие юристы, как в республике, так и за рубежом давали комментарии правительственному проекту и не нашлось ни одного, который бы не обнаружил нарушений основного закона - Конституции и некоторых других основополагающих законодательных актов. Возникает вопрос, каким образом проходила разработка представленного президенту проекта и не поэтому ли он до сих пор не подписан? В речи, произнесенной пресс атташе инициативной группы, вполне логично было доказано, что статистические данные, предоставленные 13 ноября этого года на заседании Совета Безопасности РК, Председателем Комитета дорожной полиции МВД РК Умурзаком Тусумовым, являются, мягко говоря, не соответствующими действительности. Представленная им статистика ДТП, с участием, праворульных автомобилей способна поразить воображение. Но, ни в одной статистике нет уточнений, являлись ли «праворучки», виновниками происшествия. Со слов г-на Тусумова можно сделать вывод, что, начиная с 2004 года, сотрудники Дорожной Полиции ведут учет ДТП с участием ПР авто. Но тогда скажите нам, г-н Тусумов, почему в августе этого года, когда в Астану приезжала делегация Японской ассоциации автодиллеров, на их запрос о статистике аварийности японских автомобилей с правосторонним рулевым управлением, они получили конкретный официальный ответ: данная статистика в Казахстане не ведётся!!! И почему на «круглом столе» в Павлодаре Начальник Управления дорожной полиции Департамента внутренних дел по Павлодарской области г-н Сулейменов Омирбек Батенович перед видеокамерами во всеуслышание сказал, что при регистрации ДТП, расположение руля в автомобилях, попавших в ДТП, не учитывается. Напрашиваются вопросы: Когда была дана ложная информация, и Кто был обманут: японцы в августе или Президент в ноябре? Вообще в докладе господина Тусумова масса не точностей, как относительно количества автомобилей с правым расположением рулевой колонки на территории Казахстана, так и касательно возможности безболезненного ее переноса на левую сторону. Группа протестующих из Павлодара отправила запрос в Японию с предложением открытия в РК официального японского предприятия по перестановке органов рулевого управления. Ответили японцы просто и понятно: нет! Этого не будет! Т.к. ни один завод- производитель не занимается подобной практикой, заметьте - даже в заводских условиях, не говоря уже о наших СТО, а если делает это по индивидуальным заказам, то не дает никакой гарантии на последующую эксплуатацию. Почему? Да потому что при такой операции будет затронуто от 30 до 60 узлов и механизмов автомобиля! И чревато это тем, что у переделанного авто по ходу движения может заклинить один из этих механизмов! А если это будет, к примеру «запавшая педаль газа»? или не сработает не правильно установленная педаль тормоза? Ни один здравомыслящий человек не станет переставлять руль на автомобиле, на котором будет ездить сам! На данный момент в Алматы существует три станции технического обслуживания, занимающиеся переносом рулевого управления. В среднем они переделывают около 20 автомобилей в месяц, каждая ( в общем около 720 в год). Если даже забыть, что оплата за эту услугу составляет чуть меньше стоимости самого автомобиля, стоит посчитать, какое время понадобится для переоборудования всех праворульных автомобилей находящихся в Казахстане, при условии, что, по официальной статистике на ноябрь 2006 года, на территорию республики завезено 117 тысяч единиц автотранспорта из Японии. А если учесть, что по данным, полученным от автодиллеров Казахстана (каждый из них точно знает то количество, которое его компания импортировал в Казахстан из Японии) в нашу республику только с 2003 года по ноябрь 2006 года завезено из Японии около 500.000 единиц автомобилей? Сколько веков получается? Причем, отвечая на вопросы читателей газеты «Караван» (от 1 декабря 2006 года № 48), начальник управления дорожной полиции ДВД Алматы Бакыткелды Айхимбеков и его заместитель Арман Сарбасов, во всеуслышание заявили: «те автовладельцы, которые переоборудуют машины в других СТО, не пройдут техосмотр и им запретят ездить. Это продиктовано заботой о безопасности окружающих и самих автовладельцев». Похвально. Но даже президент Crystal Crjup. Co. Ltd Юнко Сунамото, компании занимающейся поставками японских автомобилей на рынок Казахстана и владеющий одним из лицензированных СТО, не согласен взять на себя ответственность за жизни водителей управляющих переоборудованным автомобилем и их пассажиров. Цитата из его письма направленного в адрес президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, где он говорит от лица бизнес кругов Японии, однозначно характеризует отношение к правительственному проекту: «бизнес круги Японии считают принятие постановлений подобных запрету на ввоз автомобилей с правым расположением руля, характерно для развивающихся стран третьего мира, чем для Республики Казахстан, которая в последнее время демонстрировала миру интенсивные темпы роста экономики». Не подлежит сомнению, что по экономике не только и не столько транзитных стран и стран поставщиков, будет нанесен сокрушительный удар. Казахстан пострадает в первую очередь. Очень много рабочих, грузовых автомобилей и специальной автотехники завезено из Японии, где тоже руль расположен справа. Значит частные владельцы потеряют возможность передвижения на своей собственности, а те, для кого такой автомобиль являлся средством заработка, потеряют средства к существованию. Как известно, во всех развитых странах, в число которых мы стремимся попасть, экономика держится на среднем классе. И готовящиеся меры наносят очень сильный удар по среднему классу . Оправляться от такого удара мы будем очень долго, а кто-то не сможет оправиться и вовсе. С учётом того, что у каждого есть семья, как минимум из четырёх человек, то легко подсчитать, что готовящееся постановление негативно отразится примерно на двух миллионах казахстанцев. Для нашего государства это будет огромным шагом назад. Интересную инициативу внесла на обсуждение собравшихся митингующих присутствовавшая владелица «праворучки»: сделать предложение Правительству Республики, о компенсации материального вреда и потерянного возможного дохода, либо расходов на переделку транспорта. В случае отказа, отстаивать свои права в судебном порядке. Существует прецедент подачи подобного иска против Председателя Комитета дорожной полиции МВД РК Умурзака Тусумова, в Алматинский суд, юристом Сергеем Уткиным. К сожалению, он не был принят к рассмотрению, поскольку поводом для подачи является еще не утвержденный проект постановления. Собравшимися было решено внести инициативу в подготовленное открытое письмо Президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву, где изложив свои доводы, владельцы «праворуких» машин, выразили просьбу: «- как патриота своей страны и своего народа, не позволить допустить ухудшения состояния нас - автовладельцев автомобилей с правосторонним рулевым управлением, граждан Казахстана; - как гаранта нашей Конституции не допустить нарушения наших конституционных прав и позволить нам эксплуатировать наши автомобили до полного износа!» После публичного зачтения текста письма, митингующие с удостоверениями в руках, выстроились перед импровизированной трибуной ставя свои подписи под открытым письмом президенту и утвержденным уставом организованного Общественного Объединения «Право Выбора». Кроме того сбор голосов продолжается на сайте свобода.kz, общее количество превышает 8000. Как следует из устава предметом деятельности Объединения является защита прав и законных интересов автовладельцев, а также субъектов малого и среднего бизнеса, работающих в сфере автомобильного бизнеса. Целью деятельности Объединения является создание этичного и разумного сообщества по защите прав автовладельцев, бизнеса мелких и средних автодиллеров, а так же создание эффективных инструментов, которые бы помогали автовладельцам защищать свои права и свободы, а также помогали малому и среднему предпринимательству приобретать больше возможностей для построения и защиты бизнеса. Необходимость создания подобной организации назрела уже давно. Наконец-то пробел восполнен. Пресс атташе инициативной группы, Евгений Самойлов, специально уточнил, что вступить в Объединение может каждый владелец любого автомобиля, вне зависимости от расположения рулевой колонки, политических и религиозных убеждений, национальности, гражданства, города проживания. Здесь каждый найдет поддержку и помощь в трудной ситуации. Пока же, во время самого существования проекта закона "О введении ограничений при импорте и эксплуатации автотранспортных средств", владельцев «праворулек» попросили быть предельно корректными на трассах, не нарушать правил дорожного движения, ездить с включенным ближним светом фар и не снимать зеленых ленточек с антенн. Кроме того организаторы сообщили адрес магазина, где желающие могут приобрести перископные системы для зеркал заднего вида и наклейки на фары изменяющие угол преломления луча, что бы исправить недостатки японских машин по которым высказываются главные претензии. На этом митинг закончился. Присутствующие стройными рядами выезжали с пустыря, руководимые человеком с зеленым флажком. Известно, что через две недели планируется еще один подобный митинг, в случае если правительством не будет принято положительного решения об отзыве проекта.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |