|
|
|
11.12.2006 Становление самостоятельной судебной власти стало одним из важнейших приоритетов правовой политики государства - К. Мами
АСТАНА. 11 декабря. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - Как известно, судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров. Формирование современной судебной системы Казахстана неразрывно связано с обретением государственной независимости и суверенитета страны. 16 декабря страна будет праздновать 15-летие Независимости Республики Казахстан. В канун юбилея корреспондент Казинформа встретился с председателем Верховного Суда РК Кайратом Мами и задал ему ряд вопросов, касающихся становления и развития судебной системы Казахстана за минувшие годы. - Как известно, начало преобразований в сфере правосудия связано с принятием 16 декабря 1991 года Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан», где было провозглашено, что государственная власть в Казахстане строится и осуществляется исходя из принципа ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Кайрат Абдразакович, не могли бы Вы кратко охарактеризовать начальный этап становления независимой судебной системы в Казахстане? - С обретением независимости формирование независимой и эффективной судебной системы, способной стать надежным гарантом защиты конституционных прав и свобод граждан, отвечающей потребностям правового государства, соответствующей мировым стандартам, стало одним из важнейших приоритетов правовой политики государства. Реформы, проведенные за эти годы, главным образом были направлены на становление самостоятельной судебной власти, развитие организационных основ судебной системы, совершенствование ее кадрового и финансового обеспечения, усиление гарантий независимости судей. Решающие шаги в этом направлении уже сделаны, принципиальные положения, определяющие роль и место судебной власти в политико-правовой системе, в основном, обрели законодательное закрепление. Если коротко остановиться на важнейших этапах этой работы, то началом коренного преобразования судебной системы Казахстана по праву можно считать принятие в 1993 году Конституции суверенного Казахстана, закрепившей основные принципы организации и деятельности судебной власти. Другим важным историческим документом, определившим ключевые направления развития судебной системы, стало принятое в феврале 1994 года Постановления Президента РК «О государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан». Согласно Указу Президента, имеющему силу конституционного закона, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», изменился не только функциональный характер судов, но и их социальная сущность. С принятием закона значительно возросла роль судов и судей в развитии демократических процессов, становлении правового государства, значительно укрепилась правовая защищенность судей, повысился социальный престиж судей. Именно этим законом впервые был введен новый термин - «судебная власть». Исключение влияния исполнительной ветви власти на суды стало одним из ключевых пунктов судебной реформы. В 2000 году был образован Комитет по судебному администрированию при Верховном Суде как уполномоченный орган по материально-техническому обеспечению судов республики. Данный Указ имеет большое политическое и историческое значение как документ, разрешивший проблему разделения компетенции исполнительной и судебной власти, реального выведения судов из-под опеки исполнительных органов. И, наконец, принятие нового Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» от 25 декабря 2000 года ознаменовало собой завершение одного из важнейших этапов судебно-правовой реформы. Принципиальным нововведением стало объединение судов общей юрисдикции и арбитражных судов и создание единой судебной системы, введение института специализированных судов. Обновление процессуального законодательства способствовало расширению сферы судебной компетенции, обеспечению доступности и открытости правосудия. Одним из главных элементов судебной реформы в плане совершенствования процессуального законодательства стало принятие закона о разграничении подсудности, направленного на упрощение судопроизводства, усиление роли местных судов, сокращение надзорных инстанций. А самое главное - растет доверие людей к судам, о чем свидетельствует растущий поток обращений граждан в судебные органы за восстановлением своих нарушенных прав. Все это объективный итог проделанной работы и, как признают независимые зарубежные аналитики, по многим аспектам Казахстан вышел на передовые позиции судебного реформирования на постсоветском пространстве. Таким образом, на сегодня создана полноценная судебная система, которая во многом отвечает требованиям правового государства и способна выполнять возложенные на нее задачи по обеспечению исполнения Конституции и законов, защите прав, свобод и законных интересов граждан. - Весомым шагом в реализации принципа независимости судебной ветви власти явилось принятие 30 августа 1995 года Конституции Республики Казахстан, которая, в частности, предусмотрела создание необходимых гарантий обеспечения независимости судей. Можно ли утверждать, что с принятием новой Конституции начался новый этап в укреплении независимости судебной системы в Казахстане? - Да, несомненно, поскольку именно Конституция 1995 года предусмотрела создание необходимых гарантий обеспечения независимости судей. В частности, были образованы Высший судебный совет и Квалификационная коллегия юстиции, упразднена система арбитражных судов с передачей их функций судам общей юрисдикции, усилены гарантии независимости судей, укреплены их статус и роль в системе защиты прав и свобод человека. Судей стал назначать Президент страны, судьи Верховного Суда стали избираться Сенатом Парламента. При этом Основной Закон страны не просто провозгласил принцип разделения властей, Конституция подвела прочную законодательную базу под реформирование судебной власти, благодаря чему система правосудия получила надежные гарантии, позволяющие обеспечить независимость судей при отправлении правосудия, сделать суд гарантом защиты прав и свобод личности. Законодательно закрепленные в Конституции принципы независимости и неприкосновенности судей стали одним из основополагающих начал деятельности суда. В Конституции также содержатся принципиальные положения, гарантирующие реализацию не только принципов правосудия, но и деятельность судов по осуществлению функции судебного контроля за деятельностью органов исполнительной власти по отношению ко всем субъектам правоотношений, возникающих в сфере исполнительной и распорядительной деятельности указанных органов. - Кайрат Абдразакович, какую роль играет судебная власть в укреплении государственной независимости и суверенитета Казахстана? - В системе единой государственной власти судебная власть занимает особое положение, связанное с ее главным назначением по осуществлению защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечению исполнения Конституции, законов, международных договоров республики. И этот особый статус в механизме государства является существенным отличительным признаком судебной власти, неразрывно связанным с правом, он также отражает повышенную заботу государства о ее нуждах и авторитете в глазах общества. Поэтому развитие правового государства объективно предполагает сильную и независимую судебную власть как реальную основу новой государственности, как одну из принципиальных гарантий гармоничного взаимодействия государства и общества. Статус, место и предназначение судебной власти в политической и социальной системах общества в первую очередь определяются задачами строительства цивилизованного гражданского общества и демократического правового государства, в которых высшими ценностями являются человек, его жизнь, права и свободы. Именно суд является инструментом нахождения баланса различных интересов, поддержания экономики и развития гражданского общества, обеспечивая правовую защищенность человека и гражданина, единство стратегии и действий всех ветвей государственной власти для укрепления социально-политической стабильности и законности в стране. Как подчеркнул Президент страны на IV съезде судей, современная судебная система - одна из главных составляющих основ государства, один из рычагов демократического развития страны на пути социальной, экономической и политической модернизации. И это очень важный посыл, поскольку именно эффективность судебной системы реально показывает, насколько защищены права гражданина в государстве, насколько действенны правовые нормы. А сегодня особую значимость приобретает то, что суд становится одним из важнейших факторов развития конкурентоспособной экономики, равноправного вхождения страны в мировое пространство, интеграции в орбиту международных экономических отношений. Именно в этом ключе мы подходим к оценке деятельности судов, их вклада в развитие государства. - Создавая условия для судьи, наделяя его полномочиями и устанавливая для него гарантии независимости, государство и общество вправе требовать от судьи высокой квалификации, глубокого знания процессуального права, гласности и прозрачности отправления правосудия, соблюдения законности и предельной честности. Что делается сегодня для обеспечения большей объективности при отправлении правосудия? - Прежде всего, возрастают требования как к профессиональным качествам, так и к моральному облику судьи. Мы должны добиться того, чтобы в процессе отбора судей полностью исключить попадание в наши ряды случайных, недостойных людей. Правовых механизмов, позволяющих контролировать судей не только с точки зрения законности решений, но и с позиций морали, на сегодня более чем достаточно. Закон сегодня предъявляет строгие требования к профессиональным качествам и моральному облику судьи, предусматривая самое строгое наказание - вплоть до освобождения от должности - не только за нарушение законности при осуществлении правосудия, но и за совершение поступка, противоречащего критериям судейского поведения. Нами также внесены изменения в конституционный закон «О судебной системе и статусе судей», предусматривающие повышенные требования к профессиональным качествам судьи, его ответственности за соблюдение законности при отправлении правосудия, а также судейской этики. В законопроекте, принятом недавно во втором чтении в Парламенте, заложено создание Судебного жюри при Верховном Суде, призванного давать заключение о профессиональной пригодности действующих судей, что будет являться безусловным основанием освобождения судьи от занимаемой должности, лишения всего пакета социальных льгот. Безусловно, в судейских рядах должны оставаться только те служители Фемиды, которые действительно достойны вершить суд правый, справедливый. В этой связи, на наш взгляд, также назрела необходимость внесения соответствующих изменений в Регламент Квалификационной коллегии юстиции для придания большей прозрачности процессу отбора кандидатов в судьи. Скажем, было бы правильно и эффективно сведения о кандидатах в судьи доводить до широкой общественности через СМИ. Такая форма изучения будущих судей уже практикуется в некоторых областях. В плане повышения квалификации судей стоит также сказать, что вот уже в течение нескольких лет работает Институт правосудия при Академии госуправления при Президенте, который занимается специальной подготовкой будущих судей и уже выпустил своих первых магистрантов. Это позволяет нам надеяться, что в ближайшем будущем наши ряды пополнят молодые судьи с высокими профессиональными и нравственными качествами. Публичность и гласность работы судов является важнейшим фактором, определяющим имидж правосудия. И в плане реализации важнейшего принципа правосудия Верховный Суд республики осуществил эффективные практические меры. Одним из важнейших направлений этой работы, как известно, стала задача реального доступа общественности к конкретным судебным решениям посредством создания электронного архива судебных актов на официальном сайте Верховного Суда. Судебные решения давно уже стали реально доступными всем желающим с ними ознакомиться. Также приняты два нормативных постановления о соблюдении судами принципа гласности судопроизводства по гражданским и уголовным делам. Активно и целенаправленно проводится работа по внедрению в судах автоматизированной системы распределения дел, аудио-видеозаписи судебных процессов. - Можно ли сегодня утверждать, что судебная система обладает всеми необходимыми атрибутами власти, что превращает ее в стабилизирующую силу в стране, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от социальных конфликтов? - Я думаю, да. В процессе становления судебной власти отразились все трудности общественного развития последних лет, борьбы нового со старым, сопротивления непривычному. Тем не менее, такой институт состоялся. И я думаю, сегодня она обладает всеми необходимыми атрибутами государственной власти. Важнейшая миссия судов, как вы правильно отметили, быть стабилизирующей силой в государстве, оберегать общество от социальных конфликтов. При этом суды наделены правом не только проверять соответствие закону действий и решений других органов и лиц, но и осуществлять контроль за правовым содержанием самих нормативных актов. Правозащитный характер судебной власти выражается в обеспечении господства права и закона в целом, в защите неотъемлемых прав и свобод личности. Об этом свидетельствует анализ практики судов, который подтверждает, что из года в год растет количество рассмотренных гражданских дел, а это значит, что наши сограждане все чаще обращаются в судебные органы за защитой своих прав. Суды сегодня имеют возможность защитить любые интересы граждан в отстаивании ими своих прав и интересов. В минувшем году, например, количество всех рассмотренных судами республики дел приблизилось к миллиону. Это, для сравнения, в два с половиной раза больше, чем, к примеру, три года назад. Суды сегодня рассматривают такие дела, о которых в недавнем прошлом и представить себе было сложно, - жалобы на власть, на чиновников. Причем, абсолютное большинство решений выносится в пользу граждан. Все это, несомненно, говорит в пользу растущего доверия к судам, утверждения судов как независимой ветви власти. И главную задачу на ближайшее будущее мы видим в том, чтобы сделать судебную систему еще более эффективной, полно согласующейся с принципами развития демократических институтов в стране, общепризнанными международными критериями. - Спасибо за интервью!
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (https://www.inform.kz)
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |