Злоупотребление свободой массовой информации: страны бывшего СССР
Хотя ядром системы гарантий свободы массовой информации является обеспечение невмешательства государства в содержание производства и распространения информации, в законодательство встроены исключения. В ряде постсоветских государств они выступают, прежде всего, в виде «злоупотреблений» свободой массовой информации и служат основанием для санкций не столько в отношении журналистов, сколько редакций СМИ целиком. Но это не единственный в постсоветских государствах случай вмешательства публичного права в деятельность СМИ. Прежде чем мы собственно перейдем к рассмотрению категории «злоупотреблений» свободой массовой информации, попробуем представить все ограничения этой свободы массовой информации в виде определенной системы. Представляется, что такая система включает, во-первых, ограничения общего характера. К ним относятся запрет распространения массовой информации, ратующей за насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности государства, подрыв его безопасности и обороны, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Главной причиной здесь является то, что такого рода сведения могут привести к созданию или поощрению (оправданию) деятельности политических организаций и вооруженных формирований, пытающихся на практике реализовать подобные цели. Не допускаются сообщения, ведущие к ограничению прав отдельных лиц или групп граждан по причине их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, то есть пропаганда или агитация, возбуждающие стремление дискриминировать граждан по этим признакам. В общих интересах всех граждан государство стремится ограничить и запретить распространение сведений, способных нанести вред нравственности, здоровью, правам и законным интересам граждан и организаций, охраняемую законом тайну. В этом же ряду стоит защита интересов потребителей и свободы конкуренции в рамках нормативного регулирования оборота рекламы в СМИ. Во-вторых, система ограничение свободы массовой информации состоит из мер, применяемых в особых обстоятельствах. Гарантии прав и свобод человека не абсолютны и их осуществление может быть ограничено или в некоторых случаях вообще отменено, но только на основании закона в условиях чрезвычайного или военного положения, режима контртеррористической операции для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом определяются пределы и сроки ограничений. Таким образом, неподтвержденной представляется позиция проф. Г.Н. Горшенкова о том, что в России «законодательство практически не является сдерживающим фактором для злоупотребления свободой слова…» (См.: Горшенков Г.Н. Криминология массовых коммуникаций: Научно-учебное издание. - Нижний Новгород, 2003. С. 78.). Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 400 тг
|