Образы восприятия права
Курбан Джалилов, доцент КарГУ имени Е. Букетова, председатель Карагандинского филиала Центра уйгуров Байжол Карипбаев, доцент КарГУ имени Е. Букетов)
Казахстан в силу своеобразия геополитического положения пытается выработать такую модель общественного развития, которая адекватно отразит евразийский статус страны. Особый интерес в связи с этим представляет, на наш взгляд, фактор правового обеспечения этого поиска, правового образа независимости. Право, являясь одним из центральных элементов индустриального общества, должно соответствовать ряду его основополагающих требований. Оно должно способствовать правовой универсализации всех субъектов, будь то организации, группы или отдельные индивиды. Должен торжествовать формальный принцип - равенство прав и обязанностей всех. Правовая система общества должна максимально соответствовать интересам большинства, а не узкой группы, и обеспечивать эффективную взаимосогласованность различных групп и индивидов. Она должна также обладать способностью к самореформированию, пересмотру положений и актов, не способствующих согласованию интересов большинства. Открытость критическому анализу и пересмотру неэффективных правовых положений - отличительная черта современной правовой системы. Правовое равенство, массовый законодательный интерес и массовое стремление к воплощению юридических актов, возможность легально, без насилия пересматривать законы - все это создает легитимную базу для права, формирует такой тип правосознания, который нельзя достичь апологией и пропагандой правовых идей и норм. Однако несомненные достоинства правовой системы индустриального общества причудливым образом породили существенные недостатки. Гипертрофирование рациональных атрибутов бытия приводит общество к формальной жесткости правовых институтов, чрезмерной рационализации правового мышления. В подобной правовой системе главенствует инструментальный подход, возникают определения схематического толка: «право - регулятор», «право - совокупность норм» и т.д. Если попытаться более образно обозначить ситуацию, то можно сказать, что право в таких условиях лишается эмоциональной привлекательности, «души». Правосознание общества традиционного типа приходит в дисгармонию с современным законодательством. Право оказывается в положении, когда его традиционные нормы уже не имеют былой эффективности, а новые еще не обрели эффективность. Такое неэффективное и нелегитимное положение - результат потери традиционных позиций, обеспечивающих праву укорененность и эффективность. Другими словами, традиционное право эффективно работает, когда помещено в контекст значимой для общества религии и морали. Автономно, без авторитета и влияния религиозных и моральных норм традиционное право оказывается неэффективным. Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме
Чтобы продолжить, выберите ниже один из вариантов оплаты
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов
Вы можете купить этот документ
Как купить документ? 800 тг
|