|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
11.01.2007 Смена Правительства связана с новыми задачами, которые стоят перед Казахстаном - КИСИ
АЛМАТЫ. 11 января. КАЗИНФОРМ /Данияр Сихимбаев/ - Президент Казахстана принял отставку Данияла Ахметова и назначил нового Премьер-министра страны. Им стал занимавший до этого должность вице-премьера Карим Масимов. О том, какую работу проделал прежний Кабинет министров и какие задачи стоят перед новым, корреспонденту Казинформа рассказывает заведующий отделом социально-политических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) Антон Морозов. - Антон Александрович, по Вашему мнению, с чем связана эта, на первый взгляд, внезапная отставка? Как бы Вы оценили деятельность кабинета Даниала Ахметова? - Я бы не назвал эту отставку неожиданной, поскольку в течение последнего года она широко обсуждалась в обществе. Более того, несколько раз в течение 2006 года меня просили дать комментарий о предстоящей отставке, но я всегда отвечал, что раньше 2007 года её не будет. Правительство, возглавляемое Д.Ахметовым, - самое долгое в истории независимого Казахстана. Мне кажется, данная отставка является плановой. Это рабочая ротация правительства. С чем она связана? На мой взгляд, - с новыми задачами, которые стоят перед Казахстаном. Вероятно, в начале марте Президент РК выступит с очередным Посланием народу Казахстана, в котором обозначит новые задачи, стоящие перед страной. И, скорее всего, они будут лежать в плоскости политической модернизации республики, проводимой в русле работы Государственной комиссии по демократизации. Чтобы обеспечить динамичный и устойчивый ход реализации этих политических реформ, необходим экономический базис, стабильная экономика. В принципе, деятельность правительства Д.Ахметова можно оценить достаточно позитивно, так как им было запущено много проектов, жизненно важных и необходимых для экономики Казахстана. Кроме всем известных программ, это и запуск спутника, и вложение инвестиций в зарубежные страны - в Грузию, Россию, Кыргызстан. С другой стороны, в плане реализации стратегии индустриально-инновационного развития, создания кластеров, заметных, прорывных проектов, к сожалению, не было. Правительство выполнило свою основную функцию, добившись достижения макроэкономической стабилизации в стране. Однако сейчас перед новым Премьер-Министром стоят другие задачи - это изменение правил игры в экономике, то есть необходимо сделать ее более прозрачной, осуществить проекты по секторам экономики. В принципе, за эти годы, когда во главе Правительства стоял Д.Ахметов, экономика Казахстана заметно укрепилась. Это достигнуто как благодаря деятельности кабинета, так и экономической конъюнктуре. Кабинет стабильно работал, и большинство проектов удалось запустить благодаря высоким ценам на нефть. В любом случае, я не могу назвать какие-то определенные ошибки в работе прежнего правительства. - Почему, на Ваш взгляд, Президент предложил кандидатуру именно Карима Масимова? Как бы Вы оценили саму процедуру назначения? - Во-первых, назначение К.Масимова означает определенную преемственность. Он курировал в Правительстве стратегический блок вопросов, и поэтому вполне логично, что он перешел на следующую ступень и занял пост Премьера страны. Это сильный управленец, он дважды занимал должность министра, был помощником Президента, работал в финансовом секторе, то есть это опытный человек, который воспользуется предоставленным ему шансом. Я далек от мысли, что кандидатура К.Масимова - это креатура каких-либо элитных группировок. Кадровый вопрос по назначению Премьер-Министра в нашей стране решает только Президент. Карим Масимов уже давно находится в команде Президента, и, естественно, что Глава государства, взвесив все плюсы и минусы, принял данное решение. Особое внимание я бы уделил тому фону, на котором происходило принятие решения о предложении кандидатуры Премьера. Президент обсудил кандидатуру Премьер-Министра с функционерами партии «Нур-Отан». На мой взгляд, здесь можно отследить два сигнала обществу. Во-первых, это подтверждение лидерства данной партии на политическом поле страны. Второе - это повышение роли партий и партийной системы в политической жизни государства. В этой связи можно прогнозировать определенные изменения. Это и довыборы в Парламент, его расширение, и формирование Правительства по партийным спискам. - Какие задачи, на Ваш взгляд, стоят перед новым Правительством? - В принципе все основные задачи Президент уже изложил перед новым кабинетом. На мой взгляд, новое Правительство должно будет грамотно вкладывать финансовые средства, которые получает страна от реализации углеводородных ресурсов. Казахстану необходимо отойти от сырьевой направленности. Поскольку в государстве наблюдается переизбыток денег, необходимо ими правильно распорядиться, вкладывать их в несырьевой сектор экономики, создавать социально-предпринимательские корпорации развития. Необходимо вложить деньги в реальное производство, где мы можем быть конкурентоспособными, например, в транспортную отрасль, туризм, легкую промышленность, сельское хозяйство. - Президент поручил Правительству разработать Стратегию вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Какие приоритеты будут в ней заложены? - Поскольку у нас есть ряд принятых стратегий - это стратегия территориального развития, индустриально-инновационного развития и т.д., то мне кажется, что Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира будет являть определенную их совокупность. Документ, скорее всего, будет представлять конкретный план действий, включающий задачи, механизмы реализации, сроки и т.д. - Большое спасибо за комментарий.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |