|
|
|
Источник: Газеты «Око» (www.oko.kz)
15.01.2007 Рекламные песни вокруг водки
Эти красотки - у всех на виду. От обилия водочных брендов рябит в глазах. Кажется, Караганда потихоньку спивается, однако производители горячительных напитков уверены в своей непогрешимости.
Жажда все! А имидж - побоку
Вы заметили, сколько в вашем городе билбордов с рекламой водочных марок или по научному брендов? В Караганде, например, огромные щиты с надписями “Первак”, “Калина красная”, “Любимый город”, “SLAVYANKA”, “Хуторянка” возвышаются на каждом перекрестке, назойливо смотрят в окна, вынуждая многих еще и еще раз попробовать эту продукцию. На фоне жгучих красавиц и весьма известных названий не разглядишь лукавые пояснения, отпечатанные самым мелким шрифтом. “Первак” - это, оказывается… хозяйственные спички, “Хуторянка” - столовая вода, а вездесущий “Союз-Виктан” - чуть ли не реклама пылесосов. Интересно, кого дурачат производители водки и их партнеры по рекламному бизнесу? Можно подумать, карагандинцев посреди зимы настолько обуяла жажда, что они бегут в магазины раскупать упаковки с одноименной “минералкой”. Впрочем, чем черт не шутит? Чтобы развеять свои сомнения, захожу в один из крупнейших торговых центров.
Оборотни в бутылках
- У вас есть прохладительная вода “Славянка”, - интересуюсь у блондинки с бейджиком менеджера зала. - ?! - Ну, та самая питьевая вода, что рекламируется на каждом шагу? - А-а, эта! Пройдите в секцию спиртного… там все есть, - соображает наконец девушка, как две капли водки похожая на лицо одноименного бренда. Напиться без последствий не удалось. Нет здесь никакой воды “SLAVYANKA”. Ни газированной, ни без газа. Зато водочных бутылок с этой этнической доминантой - навалом в любом супермаркете или заурядном дукене. Захожу в другой супермаркет, проталкиваюсь к отделу напитков. - Покажите, где у вас спички “Первак”, - прошу сурового охранника. - Вы что, издеваетесь?.. - Нет, я серьезно. Мне нужны спички “Первак”… - Ищите в хозяйственном отделе, - мрачно отрезал секъюрити. Стоит ли удивляться, что спичек под таким именем нет и в помине. Нигде! Может быть, распорядители этих водочных брендов подскажут, где купить минералку и спички с таким же названием?
Дикий лжебрендинг
Реклама алкогольных напитков в Казахстане запрещена специальным законом. Даже рекламировать пиво нельзя. Кстати, это общемировая практика, если иметь в виду, конечно, развитые страны. Кому-то проблема эта может показаться несущественной. Подумаешь, рекламируют водку. Мол, народ наш все равно пил, пьет и будет пить. Нет, уважаемые, это не шутки. Общеизвестно, что броская реклама (она сейчас вся “разухабистая”) существенно мотивирует потребление. Особенно интенсивно внедряются новые бренды в мозги молодежи. А чем опасен, к примру, подростковый пивной алкоголизм, объяснять, думаю, не нужно. Потому во многих государствах реклама спиртного если не табуирована полностью, то строго регламентирована. Не могу утверждать за “пол-Европы”, но, будучи три недели в США, не встречал ни одной уличной рекламы виски или джина. Хотя пиво рекламируется. А вот в Швеции реклама алкоголя запрещена тотально. Все, что крепче 3 градусов, в этой стране продается только в ограниченной сети спецмагазинов и только до 17 часов дня. А на производство и реализацию спиртного сохраняется госмонополия. Возможно, поэтому в скандинавских странах трудно увидеть бомжей или алкоголиков. И “пьяных” ДТП, несмотря на обилие машин, гораздо меньше, чем в Казахстане. Пора и нам, наконец, стать цивилизованнее. Однако наши “водочные короли”, пользуясь законодательными лазейками, продолжают нагло рекламировать спиртное под видом псевдоминералки или “спичек”. Люди в ответ потешаются: чем не “столовая питьевая вода” - она, родимая, на стол ставится, а опосля пьется. Юристы разводят руками: формально закон не нарушен - привлечь к ответственности трудно. А пока народ дружно спивается, кое-кто удовлетворенно потирает руки, подсчитывая торговые и рекламные барыши. В 2005 году наши мажилисмены, утвердившие ранее Закон “О рекламе”, пытались было залатать эту законодательную брешь и окончательно запретить рекламу водочных брендов. Не просто слов “водка”, “вино” или “пиво”, размещенных на рекламных носителях, а рекламу самих торговых марок горячительных напитков, наличествующих на прилавках. Но что тут началось! Всемогущее спиртоводочное лобби на корню заглушило эти законодательные потуги. Кстати, наши коллеги-телевизионщики, увы, тоже встали горой против запрета лжебрендинга. Говорят, иначе им не выжить - реклама псевдоминералки дает до 30% рекламных доходов телекомпаний.
Вы их в дверь - они в окно!
Что из этого получилось, видно невооруженным глазом. Билборды с рекламой ходовых водочных брендов заполонили улицы казахстанских городов. Неугомонные дистрибьюторы и рекламисты давно освоили методы лжебрендинга и в телеэфире. Все началось с фирменной модели “Parliament” - той, что с наколкой на плече и эмблемой, извините, на заднице. В одном из роликов после своих выкрутасов в разных ракурсах она превращается в бутылку с жидкостью. Затем был новый “Медведь”, который все идет и идет с неотвратимостью незваного гостя. А с начала ноября многие карагандинские телеканалы чуть ли не ежедневно начали крутить ролики торговых марок “Аяжан” и “Немирофф”. Всего и делов-то - вместо слова “водка” написать “столовая вода”, “мед и перец” или замануху типа “огонь твоего желания” на фоне полуголой рекламной дивы. Масла в огонь постоянно подливают кабельные телеканалы, рекламирующие “книжку” под названием “Смирнофф - русский характер”. А российское ТВ по вечерам льет пиво такими потоками, что Волга-матушка кажется мелким ручейком. И вот на днях в дома карагандинцев принесли счета за свет и воду, а к ним - рекламные листовки. Что вы думаете? Навязчивый “SV” откровенно рекламирует в них бутылки “специальной воды” “Легионер” и “Салют, Златоглавая”. “Негазированную питьевую воду”, в которой “тщательно подобранные компоненты создают незабываемый вкус”, а над “уникальным рецептом трудились самые опытные специалисты, добиваясь особого вкуса…” Чумак, который заряжал воду для всей страны, и тот был скромнее. Выходит, группа компаний “Салют”, подбросившая в каждый дом эту рекламу, либо за дураков нас принимает, либо совсем “лжесбрендила”. Циничная водочная реклама не только лезет в окно с билбордов и экранов ТВ - она уже проникла сквозь замочную скважину.
Убойные с водки: 29 декабря. Шахтинск. В ходе коллективной пьянки избита и изнасилована 48-летняя женщина. 31 декабря. Село Сарепта. В ходе совместного распития спиртного и возникшей ссоры получил ножевое ранение брюшной полости 44-летний мужчина. 31 декабря. Жезказган. Следственно-оперативной группой задержан 18-летний парень, который с кухонным ножом набросился на собутыльника. Пострадавший умер в больнице. 31 декабря. Жезказган. В одной из квартир обнаружен труп 25-летней женщины со следами ножевых ранений. В убийстве подозревается сожитель. Все произошло на почве ревности под “аккомпанемент” спиртного. 1 января. Майкудук. В МКБ № 1 в состоянии тяжелого опьянения с колото-резаными ранами груди доставлен 27-летний мужчина. Только с 30 декабря по 2 января в области совершено 491 преступление. Около трети из них - по “пьяной лавочке”.
Вадим Широкобородов, Караганда
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |