|
|
|
26.01.2007 Правила антимонопольного поведения
Приказом председателя Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 21 ноября 2006 года № 270-ОД (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 4 декабря 2006 года под № 4472) утверждены Правила применения мер антимонопольного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства. Правила разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 9 июня 1998 года «О недобросовестной конкуренции», от 7 июля 2006 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (далее — Закон) и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, направленными на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Правила определяют порядок применения мер антимонопольного реагирования Комитетом по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан и его территориальными подразделениями на нарушения антимонопольного законодательства субъектами рынка и государственными органами. Под мерами антимонопольного реагирования в Правилах понимаются осуществляемые антимонопольным органом, в пределах своей компетенции, действия по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений антимонопольного законодательства и устранению их последствий, а также привлечению к ответственности виновных лиц. К мерам антимонопольного реагирования относятся: проведение проверок; проведение расследования нарушения антимонопольного законодательства; внесение предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства; введение фиксированной цены субъектам рынка; возбуждение и рассмотрение административных дел; обращение в судебные органы с исками; направление в правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства Республики Казахстан. Согласно Правилам, нарушениями антимонопольного законодательства признаются деяния (действия, бездействия) субъектов рынка и государственных органов, противоречащие антимонопольному законодательству. Нарушениями антимонопольного законодательства являются: антиконкурентные соглашения (согласованные действия); злоупотребление доминирующим (монопольным) положением; антиконкурентные действия государственных органов; невыполнение решения (предписания) антимонопольного органа либо выполнение его не в полном объеме; экономическая концентрация без получения соответствующего разрешения антимонопольного органа в случае, если наличие такого разрешения необходимо; непредоставление информации антимонопольному органу в установленные сроки либо предоставление информации не в полном объеме; предоставление недостоверной и (или) ложной информации антимонопольному органу; создание препятствий должностным лицам антимонопольного органа в доступе в помещения и на территорию проверяемого субъекта рынка, государственного органа, в отношении которых проводится расследование; невыполнение участниками экономической концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию. В Правилах также перечислены нарушения антимонопольного законодательства, совершаемые государственными органами, и нарушения антимонопольного законодательства, совершаемые субъектами рынка. Соблюдение субъектами рынка, государственными органами антимонопольного законодательства Республики Казахстан контролируется путем проверок, проводимых антимонопольным органом. Проведение проверок антимонопольным органом субъектов рынка, государственных органов осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан. Расследование проводится антимонопольным органом в соответствии с Законом и в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан (постановление Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2006 года № 999 «Об утверждении Правил проведения расследования нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан»). В случае выявления нарушений антимонопольного законодательства субъектам рынка либо государственным органам вносится предписание об устранении нарушений. Предписание оформляется на бланке строгой отчетности антимонопольного органа и должно содержать: наименование субъекта рынка или государственного органа, в отношении которого (которых) составляется предписание; описание установленного факта (фактов) нарушения антимонопольного законодательства, а также нормы права, которые были нарушены субъектом рынка или государственным органом; действия, которые должен совершить субъект рынка или государственный орган для устранения нарушения антимонопольного законодательства (или от совершения которого (которых) он должен воздержаться); срок исполнения предписания; срок представления информации об исполнении предписания; подпись лица, уполномоченного подписывать предписание; гербовая печать антимонопольного органа. Антимонопольный орган в соответствии с Правилами может выносить следующие предписания: о расторжении или изменении договоров, противоречащих антимонопольному законодательству; о заключении договора с другим субъектом рынка; о возмещении ущерба потребителям; о перечислении в бюджет монопольного дохода; об отмене или изменении принятых государственными органами актов (решений); о прекращении нарушений, а также расторжении или изменении заключенных ими соглашений, противоречащих антимонопольному законодательству; о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и (или) устранении их последствий; о восстановлении первоначального положения; об исполнении решения антимонопольного органа; о предоставлении информации, требуемой антимонопольным органом в установленные сроки. Согласно Правилам, государственные органы, субъекты рынка вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным полностью или частично предписания антимонопольного органа. Антимонопольный орган по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица может пересмотреть свое предписание в случае: если существенные обстоятельства не были и не могли быть известны антимонопольному органу, что привело к принятию незаконного или необоснованного решения; если предписание было принято на основании представления недостоверной информации; невыполнения участниками экономической концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение антимонопольного органа; если обстоятельства, на основании которых было принято решение о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию, уже не существуют. Возбуждение антимонопольным органом административного производства осуществляется в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях. Для пресечения нарушений антимонопольного законодательства и устранения их последствий в соответствии с Правилами антимонопольный орган может обращаться в судебные органы с исками: о понуждении исполнения предписаний, решений и постановлений антимонопольного органа, вынесенных на основании нарушений антимонопольного законодательства; о понуждении перечисления в государственный бюджет дохода, полученного в период осуществления нарушения антимонопольного законодательства; о ликвидации субъекта рынка в случаях, предусмотренных настоящими Правилами; о взыскании убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, а также потребителям в период осуществления нарушений антимонопольного законодательства; о признании продукции контрафактной; о взыскании суммы штрафа; о признании недействительной государственной регистрации, перерегистрации субъекта рынка, осуществленных в нарушение антимонопольного законодательства; о признании экономической концентрации недействительной; о принудительном разделении или выделении из состава субъекта одного или нескольких юридических лиц на базе структурных подразделений.
Игорь ЛОСКУТОВ,
начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |