|
|
|
Источник: Прочие
29.01.2007 26 января г. Алматы
ПРЕСС-РЕЛИЗ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ НА НОВЫЙ ЛАД».
26 января 2007 года Форум предпринимателей Казахстана провел Круглый стол на тему: «Обсуждение концепции законопроекта «О государственных закупках». Все, кто сталкивался с процедурами государственных закупок, и участвуют в тендерах, знают, насколько важен новый закон и ждут от него только улучшений. Общественные организации и бизнес-сообщество выражают обеспокоенность в связи с форсированием принятия данного законопроекта. В недавнем своем выступлении Премьер-Министр Карим Масимов сказал, что каждый тенге, поступающий в бюджет принадлежит налогоплательщикам и все финансовые операции, связанные с государственными заказами должны быть максимально открытыми и транспорентными. Также следует отметить, что Министерство финансов, по словам Министра финансов г-жи Коржовой «…готово на любые изменения в проекте закона о государственных закупках, которые находятся сейчас в Парламенте, если они позволят улучшить данный процесс», - подчеркнула она. «Министерство также готово принять участие в следующих этапах работы над совершенствованием системы госзакупок, в создании системы электронных закупок и использовании электронных бирж», - отметила Н. Коржова. В свою очередь Форум предпринимателей Казахстана, поддерживая государственную политику в этом отношении считает, что основными участниками госзакупок являются предприниматели, поэтому данный законопроект должен быть максимально понятным для них и заказчиков. Принятие законопроекта в том виде, который представлен разработчиком Минфином, не улучшит существующую систему госзакупок. В этой связи Форум предпринимателей Казахстана, отстаивая права и интересы малого и среднего бизнеса, не только участвует в работе рабочей группы в Мажилисе Парламента, но и создал свою рабочую группу из числа предпринимателей по выработке предложений для депутатов и разработчиков. Форум понимает, что рассматриваемый законопроект важен не только для эффективного использования бюджетных средств, но и в целом для общества, так как от системы государственных закупок зависит судьба многих предприятий республики, а это в свою очередь развитие предпринимательства и социальная защищенность в целом граждан. По мнению членов данной рабочей группы - законопроект не является законом прямого действия, так как содержит более 30 отсылочных поправок и тем самым дает полномочия и преимущества организаторам конкурсов и заказчикам. Кроме того, статья 4 законопроекта «Государственные закупки товаров, работ, услуг осуществляемые без применения норм настоящего закона, регламентирующих выбор поставщика» позволяет без конкурсных процедур проводить закуп прикладных научных исследований (п. 5 ст. 4); приобретение товаров, услуг, связанных с оказанием гарантированного объема медицинской помощи (п. 22 ст. 4); приобретение у физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, услуг, а также имущества, принадлежащего им на праве частной собственности в установленном Правительством порядке (п. 33 ст. 4), что ставит в неравные условия участников процесса государственных закупок. Форум считает, что в Мажилис Парламента внесен не полный пакет законов. Одновременно необходимо было внести (законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросу о государственных закупках), который предусматривал бы ответственность за исполнение данного закона; необходимо ввести персональную ответственность организаторов конкурса. Также Форум считает, что конкурсный пакет документов должен быть на двух языках на русском и казахском, и получение пакета должно происходить в доступной форме по электронной почте и вебсайт, без обязательной доверенности и оплаты, что позволит большему числу предпринимателей участвовать в конкурсе. Форум считает, что только в том случае, когда заказчик будет нести полную ответственность наравне с выбранным им подрядчиком, только в этом случае будет обеспечено качество закупаемых товаров, работ и услуг. Новый законопроект не решает главной проблемы действующего закона - отсутствие прозрачности процесса государственных закупок. По мнению участников серии Круглых столов по обсуждению законопроекта «О государственных закупках», проведенных представителями Форума в гг. Караганда, Усть-Каменогорск и Уральск он является коррупционным по своему содержанию. Положения законопроекта выводят многие сферы из-под действия закона, что создаст наиболее благоприятную почву для коррупции. Новый законопроект по многим статьям возводит в ранг закона постановления Правительства, он предполагает часть видов государственных закупок передать в ведение Правительства, которые как следствие останутся вне Закона «О государственных закупках». В законопроекте не установлены льготы для субъектов малого предпринимательства, как того требует Закон «О частном предпринимательстве» (Ст.18 п.3 «обеспечение гарантированного объема закупа товаров (работ, услуг) для государственных нужд». Исключены даже минимальные гарантии и меры поддержки малого и среднего бизнеса, существующие по действующему закону. По мнению разработчика - Министерства финансов РК, такие нововведения как: «черный список» недобросовестных поставщиков, разделение квалификационных требований к потенциальному поставщику на общие и специальные, где предусматриваются и требования к субподрядчикам, которые, обеспечат прозрачность и сокращения коррупционных преступлений. В ходе обсуждения предприниматели обратили внимание, что данные нормы приведут к ограничению предпринимательской деятельности потенциального поставщика, к удорожанию стоимости пакета конкурсной документации. Многочисленные отсылочные нормы дают Правительству возможность широкого толкования как перечня товаров, работ и услуг, так и перечня поставщиков. А статья 50 законопроекта «Особые условия осуществления государственных закупок отдельных видов товаров, услуг» сводит на нет его дальнейшее обсуждение, так как постановлениями Правительства РК под особые условия возможно подвести любые товары и услуги. Для еще более детальной проработки законопроекта Форум предпринимателей Казахстана провел данный Круглый стол. Мероприятие направлено на обсуждение и разъяснение законопроекта «О государственных закупках» для представителей общественных организаций, бизнес-сообщества и СМИ. В ходе обсуждения серьезное внимание участниками было уделено как концепции законопроекта в целом, так и отдельным нормам, в частности. Целью Круглого стола было проанализировать и обсудить законопроект на компетентном уровне, а также довести до широкой общественности и СМИ проблемы связанные с принимаемым законопроектом. Участники мероприятия: представители Акимата г. Алматы, депутаты Мажилиса Парламента РК, бизнес-сообщества, международные организации и СМИ. Депутаты, участвовавшие в обсуждении, проинформировали, что работа над данным законопроектом будет продолжена с учетом имеющихся замечаний. Форум ожидает, что серия Круглых столов в городах Казахстана приведет к тому, что разработчики примут рекомендации и предложения от бизнес-сообщества во внимание, что в итоге приведет к позитивным изменениям и к более совершенному Закону «О государственных закупках». Материалы по итогам Круглого стола будут направлены в Мажилис Парламента Республики Казахстан. *** Форум предпринимателей Казахстана благодарит Проект ЮСАИД по улучшению бизнес среды и Проект ЮСАИД по развитию малого бизнеса в Казахстане за техническую поддержку проведения Круглого стола.
Контакты: Дмитрий Архипов, PR-менеджер E-mail: Dmitriy.Arkhipov@raimbek.com Тел. (3272) 2509-684; 2509-688; 2506-246. Факс 2501-256 Website: www.businessforum.kz
Ассоциация предприятий легкой промышленности РК направляет предложения к проекту Закона «О Гос.закупках»
Для предоставления приоритета отечественным товаропроизводителям считаем необходимым: 1. Внести понятия - изготовитель товаров 2. Ввести понятия проведения видов конкурсов на поставку (при отсутствии соответствующих производств в Республике Казахстан) и изготовление товаров, работ и услуг, отдавая предпочтение конкурсам на изготовление для поддержки отечественного производителя. 3. Уполномоченный орган по вопросам индустрии, торговли и предпринимательства ведет реестр отечественных изготовителей товаров на основании предложений отраслевых ассоциаций, Союзов, проводит предварительное обследование предприятий на предмет наличия производственных мощностей: оборудования, рабочих, цехов и т.д. по всей технологической цепочке, необходимой для качественного выпуска продукции и объемов производства, с привлечением квалифицированных экспертов. Реестр отечественных изготовителей товаров размещается на веб-сайте. 4. Проводить 2-х этапные конкурсы на поставку: - на первом этапе - рассмотрение изготовителей товаров с проведением предварительного обследования предприятий на предмет наличия производственных мощностей: оборудования, рабочих, цехов и т.д. по всей технологической цепочке, необходимой для качественного выпуска продукции с привлечением квалифицированных экспертов и выделение бюджета - на втором этапе - проведение конкурса среди отобранных на 1-ом этапе изготовителей товаров. 5. Добавить дополнительные критерии определения победителя конкурса, увязывая низкую цену товара, услуги с качеством поставляемых товаров и услуг, обеспечивающая безопасность: - наличие сертификата на производство продукции, услуг, а не на единичный образец, продукцию. - наличие статистической отчетности (1П, 1ПФ, 1Т, 2МП) - наличие лабораторных испытаний на поставляемые товары. 6. В конкурсной документации предусматривать технические и качественные показатели товаров в соответствии с Национальными, Международными, гармонизированными стандартами 7. Уполномоченному органу осуществлять и обеспечивать регулярный мониторинг цен при государственных закупках и уровень сложившихся цен на рынке товаров и услуг. Результаты мониторинга цен размещать на сайте, что позволит создать равные условия в конкурентной борьбе, выбить предприятия «однодневки», снизить уровень коррупции. 8. Переработать положение о демпинговой цене. 9. Возложить персональную ответственность на Председателя конкурсных комиссий за обеспечение государственных закупок товаров необходимого качества, изготовленных в соответствии с Национальными, Международными, гармонизированными стандартами, с привлечением к уголовной ответственности за закупки не качественного товара и услуг. 10. Ужесточить ответственность должностных лиц (членов комиссии), в случаях: -непредставления информации, запрашиваемой по требованию любого потенциального поставщика, предоставившего конкурсную заявку на участие в конкурсе (ст. 17 п.2) - нарушения сроков возврата участникам конкурса обеспечения конкурсной заявки; -непредставления уполномоченному государственному органу информации о недобросовестных поставщиках; -неэффективного использования бюджетных средств, закупа недоброкачественной продукции, несоответствующей нормативно-технической документации. 11. Уполномоченному органу ежегодно проводить проверку качества закупаемых товаров для силовых структур, с привлечением независимых квалифицированных экспертов и участием бизнес - ассоциаций, Союзов. 12. Доработать типовой договор, предусмотрев: - равнозначные обязанности заказчика и поставщика / изготовителя - обязательства по своевременной оплате за выполненные товары, услуги - заключения контрактов в соответствии с протоколом подведения итогов конкурса и не возможность в одностороннем порядке изменения суммы и количества поставляемых товаров. 13. Устанавливать реальные сроки поставок для изготовителя товаров с учетом технологического цикла производства. 14. Провести мониторинг проведенных в 2005, 2006 гг тендеров по срокам службы закупленных товаров, по стоимости, срокам исполнения и финансирования с привлечением независимых квалифицированных экспертов и участием бизнес - ассоциаций, Союзов. 15. Допускать представителей бизнес - ассоциаций, Союзов в конкурсах при вскрытии конвертов с конкурсными заявками, при оценке тендерной документации, проведении итогов конкурса с правом ведения аудио-, фото- (или) видеосъемки. При этом организатор конкурса не вправе запрещать осуществление ведения аудио-, фото- (или) видеосъемки, а также включать представителей бизнес - ассоциаций, Союзов в качестве независимых экспертов по оценке тендерной документации, порядка проведения конкурса, эффективности использования государственных средств.
С уважением, Председатель Правления Л.Худова 26.01.07
Замечания по концепции законопроекта.
1. В соответствие с законом О нормативно-правовых актах должен быть 2 законопроект который вносит изменения в соотвествущие НПА в соответствии с принятием закона и его правоприменительной практики. 2. Закон не является законом прямого действия. В законопроекте имеется около 30 отсылочных норм, которые делегируют полномочия по определению условий проведения государственных закупок. Правительству. Предложения по п.2 Минимизировать количество отсылочных норм к постановлениям Правительства по делегированию полномочий Правительству, что создает исключит условия для коррупционой деятельности. 3. В законопроекте ответственность заказчика не определена. В законопроект необходимо внести отдельную статью, в которой указывались меры ответственности (административной, уголовной) заказчика, так как заказчик самостоятельно назначает организатора государственных закупок, конкурсную комиссию и т.д. По статьям закона Ст.1 п 2 Демпинговая цена - Исключить. Понятие демпинговая цена не применяется для тех поставщиков квалификационные требования которых соответствуют требованиям заказчика и на цену лота определенную заказчиком при заключении договора дается гарантия банка. Ст. 19 п.9 Определение демпинговой цены Ст.32 п.3 пп1. Исключить Демпинговая демпинговая цена не является основанием для отклонения конкурсной заявки ввиду того что основной целью гос. Закупок является качественное получение в соответствии с требованием заказчика по наиболее низкой цена.
Ввести норму, при которой поставщик, выигравший право на поставку товара, выполнения работ и услуг предоставляет заказчику 100 % гарантию от заложенной в бюджете заказчика суммы, независимо от способа закупок. В случае предоставления потенциальным поставщиком гарантии на надлежащее исполнение своих обязательств, в договоре на исполнение между заказчиком и поставщиком заказчик обязан осуществить 30-50% предоплату от суммы договора в течении 10 банковских дней с момента вступления договора в силу. П.8, 9, 29 ст. 1 важное нововведение, но механизм реализации в самом законопроекте четко не отрегулирован. Необходимо внесение изменений в сопутствующие законопроекты в частности по ревизионных комиссиям в Маслихатах в части Закона О местном самоуправлении Бюджетный кодекс, Административный Кодекс. Ст. 1 П.25 Исключить слова «на основании решения суда....» так как это законом дано право поставщикам оспаривать право их внесения в реестр недобросовестных поставщиков. Ст 17 пункт 6 предусматривает право обжалования потенциального поставщика. Ст.4 п.1. пп.3 Исключить. Отсутствует угроза безопасности государства П.11 Добавить слова «у нерезидентов» П.16 Исключить. Вся избирательная компания должна быть открытой и прозрачной. П.22 Исключить слово «товаров» П.33 Ст.8 п1 Внести в другую статью которая соответствует названию. Ст.10 п.1 пп. 3 Понятие аффилированности исключить. Так как при проведении закупок процедура должна быть прозрачной (Спорный вопрос) Ст.10 п.7 Дискуссионный вопрос. Исключить норму. Финансово-хозяйственная Деятельность потенциального поставщика не должна быть приостановлена, что должно подтверждаться справками налоговой и статистической отчетности. Ст. 11 пп1 п.2 добавить «обладать правоспособностью, быть действующим предприятием, организацией.» Ст. 12 п.1 пп.1 Исключить Если не представил. То он и не участвует. Ст.12.п.1 Исключить «либо непредставление ненадлежащим образом» Это право заказчику исключить поставщика по надуманным причинам. Коррупционный момент. Ст. 12 п 2 Исключить 2 предложение. Ст. 13 п.2 Исключить 2 предложение пункта 2 Не надо делать заказчика и уполномоченный правоохранительный орган. Почему тогда заказчик не несет ответственность. Ст. 17 п.2 Заменить в течении 1 года на «в течении 2 -х лет» Аб 2 вместо «2-х лет» в течении 3 лет» Ст. !9 п.9 Исключить Ст.23 п.4 пп.3 Исключить Необоснованно ограничивает участие иных поставщиков в государственных закупок . Это не является критерием качества. Ст. 23 п .5 пп. 2 Дополнить словами «а также гарантийные обязательства» Ст. 23 п.6 Суммарный процент критериев указанных в п.4,5. не должен превышать 5 процентов от ценового предложения. Ст.24 п 1 . Дополнить: после слов способом открытого конкурса .. С указанием предусмотренной заказчиком суммы» Дополнительный абзац «Конкурсная документация должна содержать информацию о выделенной заказчиком суммы по каждому лоту.» Ст. 25 п. 3 аб 3 Добавить после слов в конкурсе: а также платы за приобретение конкурсной документации» Ст. 29 п.1 Косвенно определяет свидетельствует о том что конкурсная документация должна содержать сведения о сумме денежных средств выделенная заказчиком по каждому лоту. Ст. 29 пп.1 п. 3 Понятие удержание денег исключить. Ст. 32 п.3 пп.1 Исключить. Ст. 32 п.3 пп.2 Дополнить: В случае, если после отклонения конкурсной заявки остается только один поставщик. То после признания конкурса несостоявшимся то у оставшегося 1 поставщика заказчик не может закупить у оставшегося поставщика как из одного источника. Такая схема является заведомо коррупционной. Ст. 32 п.4 После слова «критериев» добавить «не превышающего 5 % значения от цены предложения» далее по тексту. Ст. 33 п.1 После слова «комиссии» добавить «запятая не позднее 3-х рабочих дней» Ст.34 пп.3 п.1 добавить «за исключением случаев предусмотренных в ст. 32 п.3» Ст. 37 п.1 Дополнить «Организатор закупок в указанные сроки предоставляет информацию о планируемых .... с указанием сумм выделенных для закупок, а также информацию о сроке начала и предоставления в органы государственного финансового контроля (это позволит сделать закупки открытыми и прозрачными) Ст. 37 п.4 дополнить «При этом к письменной заявке прилагается справка о дееспособности потенциального поставщика.»
Предложения от предприятий легкой промышленности: 1. Поставщик должен иметь опыт работы не менее 3-х лет. 2. Организатор конкурса обязан в конкурсной документации объявить лимиты по каждому конкурсу. 3. На массовую продукцию, которая заказывается ежегодно тендер проводится на 3 года. В случае если поставщик ликвидировался или у сторон возникли разногласия непреодолимой силы, организатор объявляет новый конкурс на эту продукцию сроком на 3 года. 4. Поставщик может взять лот на сумму только в 10 раз больше его активов, т.е. стоимость активов поставщика должна быть не менее 10 % от цены лота. 5. Если поставщик называет себя отечественным производителем, то должен представить отчет 1-П (производство) 6. Покупатель (заказчик) обязан оплачивать товар в течение не более 30 дней со дня его получения.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |