|
|
|
02.03.2007 Водитель и сотовый: за и против
Поведение и эмоции водителя, держащего мобильник у своего уха, с горячностью обсуждаются как сторонниками, так и противниками использования телефонной связи за баранкой машины. Споры сопровождаются «правдивыми историями», примерами «из жизни» и ссылками на «беспристрастную» статистику, которая призвана подтвердить правоту каждой из сторон. Надо признать, сторонники запрета берут верх, и сформированное под их влиянием общественное мнение придерживается «единственно верного и очевидного» воззрения: разговор по телефону и управление автомобилем — две вещи несовместные. Поиском взаимосвязи между разговорами по телефону во время вождения и дорожной безопасностью уже давно занимаются исследовательские центры США и Западной Европы. По данным Австрийского клуба дорожного движения VCO Studio, во время разговора по мобильному реакция трезвого водителя хуже, чем в случае, если бы он выпил две-три кружки пива. В ходе исследования приняли участие 20 опытных водителей (мужчин и женщин) в возрасте от 21 до 45 лет. Оказалось, что внимательность снижается на 30 процентов, если водитель выпил больше, чем допускает норма, и на 50 процентов, если разговаривает по телефону. По статистике Комитета по вопросам транспортной безопасности, в Соединенных Штатах из-за разговоров водителей по телефону происходит каждая двадцатая авария. По данным Университета штата Юта (США), во время разговора по мобильнику происходит так называемое старение молодых водителей: скорость их реакции снижается до показателей шестидесятилетних автолюбителей. Наиболее опасными во время вождения признаны чтение и набор SMS, считывание информации о входящих звонках и обдумывание ответов на вопросы собеседника. Очень опасны «шоковые» звонки, когда водитель получает слишком радостное или, наоборот, печальное известие. По мнению психологов, во время телефонного общения с партнерами по бизнесу водитель переключает до шестидесяти процентов внимания. Разговор по мобильному чаще всего приводит к превышению скорости, сокращению безопасной дистанции, нарушению дорожной разметки и предписаний предупреждающих знаков. Причем наблюдения показывают, что так называемые наушники «hands-free» не уменьшают опасность. Эксперимент, проведенный исследователями университета штата Юта, показал, что говорившие по телефону в автомобиле, в том числе и с «hands-free», с запозданием нажимали на педаль тормоза, увидев красный свет светофора, или вовсе не успевали это сделать. Их время реакции превышало показатели тех, кто менял кассеты в автомагнитолах, искал новую волну в радиоприемнике или прикуривал сигару. Сенсационные заявления о малой пользе «hands-free» дополнили новые «подробности». Американские врачи считают: водители, часто использующие «hands-free» с наушниками, стремительно глохнут — виноваты электромагнитные излучения. Производителей «hands-free» в США уже в ближайшее время обяжут снабжать каждые наушники специальным защитным фильтром. Чтобы снизить количество аварий, которые происходят из-за разговоров по телефону, в законодательстве многих стран предусмотрены жесткие наказания для водителей. В Соединенных Штатах штраф за телефонный разговор во время движения составляет сто долларов, в Великобритании за набор и чтение SMS водитель заплатит тысячу фунтов стерлингов и получит шесть штрафных баллов в водительской лицензии, в Сингапуре такое нарушение обойдется в пятьсот восемьдесят восемь долларов (на первый раз) или может закончиться шестимесячным тюремным заключением. Опровергают общепринятые взгляды на степень опасности пользования за рулем сотовым телефоном и результаты исследования, предпринятого Гарвардским центром анализа рисков (Harvard Center for Risk Analysis, HCRA). По оценкам гарвардцев, несчастные случаи на дорогах, так или иначе вызванные использованием сотового телефона, не превышают 6 процентов от числа всех возможных дорожных происшествий. И все же водителям не стоит обольщаться насчет полной безопасности пользования сотовыми телефонами на ходу. Особенно в наших условиях. Ведь большинство западных автолюбителей пользуются машинами с автоматической коробкой передач, а потому имеют «лишние» руку и ногу, не занятые в процессе управления транспортным средством. Да и ездят они по дорогам, качество которых зачастую не идет ни в какое сравнение с тем, что принято именовать проезжей частью у нас. Попытка же управлять четырехколесным чудом техники, сжимая в руке телефон, одновременно с этим переключая непослушную коробку передач, выполняя «змейку» между дорожными ямами и пытаясь увернуться от соседней машины, «подрезающей» мобильного говоруна, может закончиться плачевно. Так что, наверное, все-таки не стоит рисковать собственной жизнью ради удовольствия перекинуться парой словечек по мобиле, находясь за рулем машины.
Леонид СОКОЛОВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |