|
|
|
Источник: Прочие
12.03.2007 По словам чиновников, лицензирование типографий вводится по просьбе крупных полиграфических предприятий
АСТАНА - В начале недели в столичном Доме журналистов участники «круглого стола» - журналисты, юристы, издатели и представители ОБСЕ - горячо обсуждали проект закона «Об издательской деятельности». В ходе дебатов представитель Министерства информации сообщил сенсационные подробности о мотивах подготовки указанного законопроекта. Государство решило развернуть борьбу против «некачественных» печатных СМИ. Как утверждают чиновники, для этого и делается попытка ввести обязательное лицензирование деятельности типографий. Однако издатели назвали такой аргумент «взятым с потолка». По их мнению, министерство просто-напросто хочет получить новые рычаги административного давления на издательский бизнес, а новый закон не решит имеющихся сегодня проблем, а, наоборот, усугубит их. Все дело - в чиновниках Говоря о текущей ситуации на издательском рынке, издатель актюбинской газеты «Диапазон» Владимир МИХАЙЛОВ отметил, что сегодня она и так «многими оценивается как критическая». По его мнению, это «не очень прибыльная, рискованная отрасль», которая находится сегодня «в состоянии тревожного ожидания». Главная причина кроется в закрытости медиахолдингов, что ставит заслон инвесторам, которые не желают вкладывать средства в столь непрозрачный сектор. Кроме того, далеко не все наши чиновники готовы сегодня воспринимать критику в свой адрес, «следствием чего являются гонения на журналистов, давление на издателей, порой и уголовное преследование». С последним утверждением согласилось большинство участников «круглого стола». Как отметил директор Павлодарского медиацентра Аскар ШОМШЕКОВ, особенно позиция властей активизируется в этом направлении накануне крупнейших политических событий. Он напомнил, что такая практика, когда оппозиционной прессе отказывают в печати тиражей, уже никого не удивляет: «Мы сами в Павлодаре печатали трехтысячным тиражом газету «Вести Павлодара» и всю ночь степлером ее скрепляли. На республиканском уровне - та же газета «Республика» - накануне выборов это, как правило, происходит - она тоже вынуждена была выходить на ризографе». Директор консалтинговой фирмы «Симкон» Олег МЕЦИК считает, что введение лицензирования типографий может сильно сказаться на выпуске информационных изданий в регионах. Как показало независимое медиаисследование, проведенное этой компанией в Караганде, львиная доля прибыли большинства информационных газет формируется за счет продажи самого тиража населению. По некоторым данным, это около 80% от общей доли прибыли издания. Между тем заместитель председателя комитета информации и архивов Министерства культуры и информации Саят НУРАХМЕТОВ позицию своего ведомства обосновывает с той же экономической точки зрения. Он обеспокоен тем, что потребитель покупает в основном более дешевую и менее качественную продукцию мелких типографий, не вкладывающих средств в модернизацию оборудования, в то время как крупные издательства оказываются порой за бортом рынка. «Обидно же, - убеждает издателей Саят Нурахметов, - Вы работаете, вкладываете в дело, а подпольные цеха работают, и получается так, что ваша продукция неконкурентоспособна». Однако участников «круглого стола» такой аргумент не убедил. Они возмутились, почему министерство решило вмешаться в этот процесс. По мнению руководителей крупных изданий, они в состоянии сами решить проблему. Барьеры - бизнесу? Впрочем, вице-президент издательского дома Южно-Казахстанской области Шакен АБДИЕВ с мнением своих коллег не согласился. Он убежден, что государство действительно должно навести порядок в вопросах качества печатных массмедиа, и обратил внимание на качество фотографий на страницах ряда казахстанских газет. По его мнению, герб Казахстана иногда выглядит размыто. «Даже нашего президента некоторые газеты так печатают, что таких надо наказать», - заявил он. У большинства присутствующих такая постановка вопроса вызвала удивление. На реплику советника по печатным СМИ международного центра журналистики Олега ГАЛЯУТДИНОВА о том, что такие вопросы регулирует рынок, так как у государства и так работы «выше крыши», вызвался ответить представитель министерства. - Рынок может этот процесс регулировать достаточно долго. ...Зачем его пускать на самотек? - отметил Саят Нурахметов. Но последняя фраза только подстегнула участников «круглого стола» на критику в адрес министерства. - Вы действительно считаете, что у нас в стране есть проблема с качеством полиграфической продукции? - заметил независимый юрист Сергей УТКИН. - Вы можете сейчас назвать какие-то газеты, которые вы считаете, что их невозможно читать из-за очень плохого качества? Я сколько вижу газет - маленьких, крупных республиканских - все абсолютно нормально читаемы. Да, где-то есть хуже фотографии. Естественно, кто-то может себе позволить прекрасное оборудование, а кто-то не может. Но проблемы в обществе, на мой взгляд, не существует вообще. Вы ее просто выдумали, с потолка взяли. Как напомнил в своем выступлении Владимир Михайлов, глава государства неоднократно говорил о поддержке малого и среднего бизнеса и о «сокращении количества видов лицензий, как факторов, порождающих условия для коррупции и сдерживающих развитие бизнеса». Однако на деле выходит иначе. Он привел классический пример того, как власти борются с фальшивомонетчиками. - Сейчас фактически существует некое совместное письмо МВД, Министерства информации, таможни по контролю над ввозом печатного оборудования, - отметил Владимир Михайлов. - Реально это происходит так: когда мы получаем любое печатное оборудование, таможня говорит: вот у нас есть письмо, пожалуйста, привезите документы, где бы Министерство внутренних дел и Министерство информации разрешали бы вам ввоз этого оборудования. И начинается убеждение таможни. Вы можете представить, как это убеждение проходит. То есть если мы газета независимая, то мы убеждаем достаточно просто: «в ближайшем номере появится информация о том, что вы запрещаете ввозить это оборудование», плюс давление через республиканские органы. Другие же, начиная от цветного принтера и кончая печатной машиной, вынуждены платить взятку. Причем само это письмо составлено так, что в нем четкого объяснения нет, к чему и как. Но письмо существует. При этом мы знаем, что в любом магазине можно купить цветной принтер, и прекрасно на нем с использованием сканера или цифрового аппарата печатать не хуже, а может быть, даже лучше, чем на профессиональном оборудовании. Кому нужен ТАКОЙ порядок? После «круглого стола» мы попросили прокомментировать позицию чиновников Мининформа юриста Сергея Уткина: - Вообще, вопрос - зачем нужно вводить лицензирование полиграфической деятельности - волновал меня, а также других участников «круглого стола» больше всего. Ранее я уже высказывал предположение, что, скорее всего, объяснение будет основано на защите интересов национальной безопасности от всякой там экстремистской и тому подобной порнографической продукции. Правда, цензуры в этом случае (явной или скрытой) избежать было нельзя. Вот я и гадал - как же министерству удастся выкрутиться, не нарушая Конституцию? Оказалось, причина лицензирования лежит совершенно в другой плоскости. Министерство просто озаботилось качеством полиграфической продукции! Мол, газеты и прочие там разные визитки, мелкие типографии (их даже назвали «подпольными») ухитряются печатать кое-как. Оборудование у них, видите ли, никудышное, работают чуть ли не на частных квартирах, поэтому «картинка» получается плохая. Казахстан, понимаешь ли, в 50-ку конкурентоспособных стран рвется, а полиграфическая отрасль - как кандалы на ногах. Особенно газетная продукция - ни в какое сравнение с развитыми странами! Вот и решило министерство навести порядок. 15 лет, говорят, никакого регулирования не было - пора с этим хаосом кончать! Теперь лицензии планируется выдавать только тем, кто будет соответствовать высшим стандартам качества! Директор Московского бюро юристов СМИ Федор КРАВЧЕНКО продемонстрировал присутствующим экземпляр рядовой районной газеты, выходящей в России тиражом 3000 экземпляров. Качество бумаги - ниже среднего, печать - посредственная. Но если издателя заставить печатать на мелованной бумаге и высококачественном оборудовании, то он не сможет выпускать газету, а читатели не смогут ее покупать по новой цене, которая сложится вследствие использования дорогостоящего оборудования и доставки тиража от высококлассной типографии (которая будет располагаться как минимум в областном центре). Вот и получается, что наше министерство заботится о том, чтобы одни НЕ выпускали, а другие НЕ читали газеты? После вопросов - а как же забота об обществе и т.п. - представитель Министерства информации заявил фактически открытым текстом, что лицензирование вводится по просьбе крупных полиграфических предприятий. Вот кому, оказывается, понадобился «порядок»! Крупные типографии сами просят себя лицензировать, только бы уничтожить руками министерства мелких конкурентов. А чиновники, что называется, «повелись»! И теперь со всей ответственностью заявляют, что мелким и крупным типографиям необходимо создать равные условия (требования к качеству продукции), чтобы крупные не страдали в конкурентной борьбе и могли окупить вложенные инвестиции. А то народ ведь у нас дикий - клюет только на дешевизну. Вот и нужно его приучать к культуре чтения высококачественной продукции силовыми методами. В ходе дискуссии также выяснилось, что в законопроекте изначально оказалась пропущенной одна запятая, из-за которой участники «круглого стола» полагали, что лицензироваться будет только полиграфическая деятельность по выпуску печатных СМИ. Но теперь нам разъяснили, что лицензию должны получать все - даже предприниматель, изготавливающий лишь одни визитки на струйном принтере! При такой активной работе Министерство информации, как выяснилось, абсолютно не интересуется ситуацией, когда, например, все типографии уральского региона в один момент отказались печатать газету «Уральская неделя». Не дело это министерства - выяснять, почему вдруг самая многотиражная областная газета оказалась в блокаде. Лучше еще уничтожить сотню-другую мелких типографий, не выдав им лицензий! Также Министерство информации совершенно не обеспокоено проблемой распространения прессы в регионах. Оказалось, что в последнее время даже в Семипалатинске не осталось ни одного газетного киоска, а в районных центрах про них просто забыли! И это результат уничтожения государственного предприятия «Казбаспасоз» (бывшее «Союзпечать»), имевшего филиалы в каждой области, имущество которого в последнее время незаметно перекочевало в частные руки, причем без конкурсов и объявлений. Теперь фактически нерентабельную деятельность по розничной продаже прессы в небольших населенных пунктах никто не осуществляет - и Министерству информации нет до этого никакого дела. У него заботы гораздо более важные - всемерно повышать качество полиграфической продукции. А если в министерстве узнают, что качество текстов и фотографий в газетах и журналах существенно зависит не только от полиграфического оборудования, но и от мастерства работы верстальщиков и дизайнеров в соответствующих компьютерных программах? Тогда придется лицензировать и редакции?!
ОТ РЕДАКЦИИ - Как в воду смотрел представитель ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации Миклош ХАРАШТИ, сравнивая лицензирование типографий с выдачей лицензии на использование чернил и бумаги. Видимо, когда Мининформ поймет, что качество полиграфических изделий зависит не только от типографского оборудования, но и от бумаги с чернилами, - лицензировать начнут и их тоже.
Айжан Бектасова, Нурахмет Кенжеев, 09.03.2007
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |