|
|
|
Источник: Прочие
12.03.2007 Ни статуса, ни зарплаты
Для педагогов-психологов забыли сформулировать обязанности СЕМИПАЛАТИНСК - В этом году школьная психологическая служба отмечает двадцатилетний юбилей. Но, несмотря на то что официально психологи в штат школ были введены еще в 1987 году, они по-прежнему лишены юридического статуса. О проблемах психологической службы в отечественных школах наш разговор с представителем методического объединения школьных психологов г. Семипалатинска Натальей КОНОВАЛОВОЙ. Наталья Викторовна, а нужна ли психологическая служба в современной школе? - Для того чтобы ответ на этот вопрос выглядел аргументированным, стоит заглянуть в проект «Концепции двенадцатилетнего среднего образования в Республике Казахстан», которая в первую очередь опирается на работу школьной психологической службы. В проекте сказано, что главная цель - «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентоспособной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества». То есть современный ученик должен самостоятельно добывать новые знания, уметь анализировать и синтезировать полученный объем новой информации. Но чтобы достичь этой заявленной цели, необходимо учитывать психофизиологические и возрастные особенности развития личности. Кто, как не психологи, будут этим заниматься? То есть психолог становится главным лицом в новой системе образования? - Сегодня у школы проблема из проблем - отсутствие мотивации у школьников к обучению. Проще говоря, дети не хотят учиться. Почему? С какого возраста? Из-за чего это происходит? Как пробудить у детей интерес и к получению образования, и вообще к посещению школы? Психолог проводит диагностику на разных этапах - в первом классе, накануне перехода в пятый класс и т.д. Затем на основании результатов мы с педагогами разрабатываем программу совместных действий, чтобы эту мотивацию повысить. А ведь есть еще множество иных проблем: девиантные дети, интеллектуальное развитие, выявление одаренности, детская тревожность, развитие лидерских качеств. И это только небольшая часть вопросов работы психолога с детьми. Я уже не говорю о традиционных школьных консилиумах, где учитель вместе с психологом вырабатывают методику взаимоотношений с конкретным ребенком. Например, у нас в школе был мальчик, казавшийся забитым и неспособным анализировать. Методы психологической диагностики позволили выявить у него способности к абстрагированию, не свойственные многим его сверстникам. Но как только его поднимали для ответа в классе, он начинал волноваться и сразу терялся. Рекомендации психолога учителю-предметнику помогли по-новому взглянуть на ребенка, и тот вскоре раскрылся. В общем, доводов в пользу существования в школе психолога можно приводить бесконечное множество. Но при этом сегодня школьного психолога как бы и нет? - Психологи-то есть, а вот официального статуса для них в Казахстане нет. А без этого невозможно четко говорить о положении школьного педагога-психолога, его правах и обязанностях. К примеру, такой документ давно принят в соседней России. Там определен не только сам статус, но и функции, ответственность, права, задачи педагога-психолога; расписан объем его работы (то есть почасовая нагрузка), продолжительность трудового отпуска, оплата. У нас же несколько лет назад был разработан проект подобного документа, но он так и не утвержден. И в итоге директора школ, опираясь на действующее казахстанское трудовое законодательство, вменяют школьным психологам (как обычным госслужащим) нагрузку 40 часов в неделю. Для сравнения: у школьного педагога ставка составляет 18 часов в неделю. Единственное, что сегодня хоть как-то могло бы регламентировать нашу работу, - составленное Министерством образования «Положение о правовом статусе психолога психологической службы в организациях образования РК». Но это - декларативный документ, составленный из лозунгов, призывающих школьных психологов способствовать формированию полноценной развитой личности. А как содействовать? В каких направлениях развивать? Сколько часов в неделю заниматься этим? У педагогов-предметников есть утвержденные программы по каждой дисциплине, есть понятие Госстандарта, в рамках которого учитель обязан дать определенный объем знаний и умений. У них, наконец, есть поурочное расписание. У психолога нет ничего подобного! Даже оплата нашего труда не соответствует школьному уровню. То есть? - Дело в том, что в Законе РК «Об образовании» есть перечень педработников. В нем указан и педагог-психолог. А у финансистов есть строго расписанные нормы начисления и должностные оклады работников образования. Здесь учтены все специальности и должности - от заведующего кафедрой до рядового школьного учителя. Но педагогов-психологов в этой так называемой категории G10 нет. Для нас определен статус в иной группе - G9. Нас не удосужились отнести к педагогическим работникам. Не знаю, связано ли это с тем, что у школьных психологов нет статуса, или нас приравняли вообще к психологам. Ведь существует множество направлений - юридическая, коммерческая, банковская психология. Есть даже психология животных. Что же, нас всех под одну гребенку причесывать? Что меняется от того, в какой бухгалтерской графе оказались психологи? - В итоге этих несостыковок школьные психологи существенно потеряли в заработной плате. Это стало особенно заметно после последнего повышения. Наш оклад и так изначально был невысок. А теперь если учитель получает от 30 до 40 тысяч тенге, то психолог - около 20 тысяч. Мы тут попытались сравнить. Педагог с 20-летним стажем, работающий на полную ставку и обладающий 14-м разрядом, получает 42 тысячи тенге, а психолог, обладающий точно таким же стажем, категорией и нагрузкой, - 23, то есть вполовину меньше! Вот и получается, что с переходом на новую Концепцию школьного образования роль и ответственность психолога возрастают на порядок, а зарплата при этом на порядок меньше. То есть в Министерстве образования продумали суть вашей работы, но не ее оплату? - Парадокс состоит в том, что и о сути особо никто не раздумывает. Мало того, что у отечественных школьных психологов нет соответствующего статуса, в Казахстане нет и собственных методических разработок по работе школьного психолога. Все педагоги-психологи опираются на российские пособия, методички, программы и разработки. При этом школьных психологов неизменно проверяют. Хотя, по большому счету, на основании чего можно делать выводы о результативности работы психолога в школе? Математик обязан научить детей решать квадратные уравнения. Это есть в программе. Проверяющие свидетельствуют: научил или нет. А на основании чего психологов оценивать? Ни статуса, ни рекомендаций, ни программы, ни направлений работы нигде не прописано. Добавьте к этому, что работа педагога-психолога не включена в базисный план. Попросту говоря, их нет в расписании. То есть свои 40 часов недельной нагрузки педагог-психолог должен отработать после окончания занятий. Сколько усилий я должна потратить на то, чтобы после шести-семи уроков учащиеся пришли ко мне? А, как психолог, я прекрасно понимаю, что и перезагружать детей нельзя. Я бы рада была, чтобы уроки психологии были внесены в расписание и мне не приходилось бы каждую неделю изворачиваться, чтобы умудриться выполнить собственные обязанности.
ОТ РЕДАКЦИИ - Наверняка вышеописанное положение дел сложилось не только в Семипалатинске, но и в других регионах страны. То есть проблема требует вмешательства на республиканском уровне. И семипалатинское методическое объединение школьных психологов планирует поднять этот вопрос в Астане. Мы в свою очередь тоже послали запрос в Минобразования. О том, как планируют решать эту проблему в профильном ведомстве, мы расскажем в следующих номерах газеты.
Анна Радченко, 09.03.2007
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |