|
|
|
Аналитическая справка
Проведенный анализ Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций» (далее - Закон) позволил выявить некоторые моменты и положения, нуждающиеся в совершенствовании.
Учитывая, что в Законе очень часто упоминается термин «страховой полис» предлагаем внести в ст. 1 Закона определение этого понятия, аналогичное тому, которое содержится в Инструкции по оформлению страхового полиса, утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 15 февраля 2000 г. № 33 (далее - Инструкция). Так в ст. 1 данной Инструкции под страховым полисом понимается «документ, выдаваемый страховщиком страхователю и являющийся договором страхования». Закрепление определения этого термина в специальном законодательном акте послужит, на наш взгляд, более точному толкованию и пониманию Закона. Следует также включить понятие «обязательное страхование», аналогичное тому, которое дается в п. 1 ст. 806 Гражданского кодекса Республики Казахстан следующим образом: «Обязательное страхование - страхование, осуществляемое в силу требований законодательных актов». Полагаем, что поскольку Закон регулирует конкретные общественные отношения, связанные с обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций, не совсем верно будет говорить о том, что основу Закона составляют лишь Конституция Республики Казахстан и Гражданский кодекс Республики Казахстан. В связи с этим предлагаем внести в п. 1 ст. 2 Закона следующее дополнение (уточнение): «1. Законодательство Республики Казахстан об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из Гражданского кодекса Республики Казахстан, Закона «Об аудиторской деятельности», Закона «О страховой деятельности», настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан». Подобный шаг позволит изначально сориентировать лиц, которые знакомятся либо непосредственно работают с Законом на нормативно-правовые акты, являющиеся основными источниками рассматриваемого Закона. Далее хотелось бы подробно остановиться на ст. 8 Закона «Договор обязательного страхования ответственности аудиторских организаций, порядок его заключения». В частности, п. 2 данной статьи Закона нуждается по нашему мнению в более четком определении обязательств, по которым исключается возможность страховых выплат, поэтому предлагаем следующую редакцию п. 2 ст. 8 Закона: «2. Договором обязательного страхования ответственности аудиторских организаций предусматривается осуществление страховой выплаты по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда аудируемым субъектам при проведении страхователем аудита, за исключением возмещения: - случаев, связанных с обстоятельствами, предполагающими подачу искового требования на имя страхователя, если к дате начала действия договора данные обстоятельства были известны страхователю либо предвиделись им; - случаев, связанных с умышленным, недобросовестным или преступным действием или бездействием страхователя; - случаев, связанных с компенсацией морального вреда; - случаев, которые выходят за рамки деятельности страхователя; - случаев, связанных с упущенной выгодой и уплатой неустойки (штрафа, пени); - случаев, связанных с непреодолимой силой (форс-мажорные обстоятельства); - случаев, связанных с нарушением страхователем действующего законодательства Республики Казахстан». Проведенный анализ Закона позволяет нам с уверенностью утверждать, что ст. 11 «Досрочное прекращение договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций» Закона нуждается в существенном изменении, в частности, п. 1 данной статьи Закона предлагаем изложить следующим образом: «1. Договор обязательного страхования ответственности аудиторских организаций прекращается досрочно в случаях: 1) отсутствия объекта страхования; 2) прекращения деятельности (ликвидации) страхователя; 3) истечения срока действия лицензии страхователя; 4) неуплаты страхователем страховой премии (страховых взносов) в установленный(ые) срок(и); 5) принятия судом решения о признании договора страхования недействительным; 6) прекращения деятельности (ликвидации) страховщика; 7) невыполнения условий договора страховщиком; 8) односторонней инициативы одной из сторон; 9) обоюдного согласия сторон; 10) иных случаях предусмотренных гражданским законодательством Республики Казахстан (см. ст. 841 Гражданского кодекса Республики Казахстан)». Пункт 2 ст. 11 Закона также нуждается, на наш взгляд, в следующем изменении: «2. Если досрочное прекращение договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций вызвано инициативой страховщика, то последний обязан возвратить страхователю фактически уплаченные им страховые платежи за неистекший срок договора. Однако если требование страховщика о досрочном прекращении договора обусловлено невыполнением страхователем своих обязательств и предусмотренных правил страхования, то страховщик не возвращает уплаченную страховую премию либо страховые взносы. В случае досрочного прекращения договора по инициативе страхователя ему возвращаются фактически уплаченные им страховые платежи за неистекший срок договора за вычетом выплаченных страховщиком страховых возмещений и понесенных страховщиком расходов. Однако если досрочное прекращение договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций вызвано невыполнением его условий по вине страховщика, то последний обязан возвратить страхователю уплаченную им страховую премию либо страховые взносы полностью». Предлагаем внести изменения в ст. 13 «Права и обязанности страхователя» Закона и изложить ее следующим образом: «1. Страхователь вправе: 1) требовать от страховщика разъяснения условий обязательного страхования ответственности аудиторов и аудиторских организаций, своих прав и обязанностей по договору обязательного страхования ответственности аудиторов и аудиторских организаций; 2) досрочно расторгнуть договор обязательного страхования ответственности аудиторских организаций с обязательным письменным уведомлением об этом страховщика не позднее чем за 30 дней до предполагаемой даты расторжения договора; 3) получить дубликат договора страхования (страхового полиса) в случае его утраты; 4) изменить по собственному желанию и последующему обязательному обоюдному согласию сторон страховую сумму договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций страховую сумму в период его действия; 5) получить страховую выплату в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Договором обязательного страхования ответственности аудиторских организаций могут быть предусмотрены и другие права страхователя, не противоречащие законодательным актам Республики Казахстан. 2. Страхователь обязан: 1) уплатить страховую премию в размере, порядке и сроки, которые установлены договором обязательного страхования ответственности аудиторских организаций; 2) при заключении договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций представить страховщику сведения, необходимые для заключения договора обязательного страхования ответственности аудиторов и аудиторских организаций; 3) незамедлительно, но не позднее пяти рабочих дней, как ему стало известно о предъявлении требования или искового заявления о возмещении вреда, причиненного в результате проведения им аудита, уведомить об этом страховщика доступным способом (устно, письменно) с указанием причин, обстоятельств и возможных последствий; 4) предоставить страховщику всю доступную ему информацию и документацию, позволяющие судить о причинах, ходе и последствиях события, с наступлением которого у страхователя возникает обязанность возместить причиненный вред, а также о характере и размерах причиненного вреда; 5) предоставить страховщику возможность для участия в урегулировании вопросов, связанных с требованиями аудируемого субъекта о возмещении вреда; 6) оказывать всяческое содействие страховщику, принять меры к предотвращению или уменьшению убытков от страхового случая; 7) обеспечить переход к страховщику права обратного требования к лицу, ответственному за наступление страхового случая. Договором обязательного страхования ответственности аудиторских организаций могут быть предусмотрены и другие обязанности страхователя, не противоречащие законодательным актам Республики Казахстан». Кроме того, необходимо изменение и ст. 14 «Права и обязанности страховщика» Закона. Предлагаем следующую редакцию данной статьи: «1. Страховщик вправе: 1) при заключении договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций требовать от страхователя предоставления информации о предшествующих договорах обязательного страхования ответственности аудиторских организаций, страховых случаях, страховых выплатах и иных сведений, необходимых для заключения договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций; 2) запрашивать в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, у соответствующих государственных органов и организаций, исходя из их компетенции, документы и сведения, связанные с фактом наступления страхового случая и определением размера вреда, причиненного в результате наступления страхового случая; 3) принимать участие в урегулировании вопросов, связанных с требованиями аудируемых субъектов о возмещении вреда, причиненного страхователем в результате выполнения им обязанностей, связанных с проведением аудита; 4) предъявлять право обратного требования к лицу, ответственному за причинение вреда, в случаях, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона; 5) отказать в осуществлении страховой выплаты полностью или частично по основаниям, предусмотренным статьей 21 настоящего Закона; 6) досрочно расторгнуть договор обязательного страхования ответственности аудиторских организаций в случае обнаружения существенных нарушений договора и правил страхования со стороны страхователя; 7) задержать страховую выплату в том случае, если у страховщика возникнут сомнения в достоверности предоставленной страхователем информации. Договором обязательного страхования ответственности аудиторских организаций могут быть предусмотрены и другие права страховщика, не противоречащие законодательным актам Республики Казахстан. 2. Страховщик обязан: 1) ознакомить страхователя с условиями обязательного страхования ответственности аудиторских организаций, разъяснить его права и обязанности, возникающие из договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций; 2) при досрочном прекращении договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций в случаях и порядке, установленных гражданским законодательством Республики Казахстан, возвратить страхователю страховую премию полностью или частично; 3) при наступлении страхового случая произвести страховую выплату в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом; 4) возместить страхователю расходы, понесенные им, в целях предотвращения или уменьшения убытков при страховом случае; 5) обеспечить тайну страхования, т.е. неразглашение сведений о размере страховой суммы и оплаченной страховой премии либо страховых взносов, иных условиях договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций, а также информации, относящейся к личности страхователя, застрахованного или выгодоприобретателя (см. п. 1 ст. 830 Гражданского кодекса Республики Казахстан). Договором обязательного страхования ответственности аудиторских организаций могут быть предусмотрены и другие обязанности страховщика, не противоречащие законодательным актам Республики Казахстан». В связи с вышеуказанными изменениями предлагаем нормативное содержание ст. 15 «Размер страховой суммы» Закона объединить в пункт 1, а также включить с данную статью Закона новый пункт 2 в следующей редакции: «2. Размер страховой суммы договора обязательного страхования ответственности аудиторских организаций может быть изменен по желанию страхователя и последующего согласия со стороны страховщика, изменение осуществляется на период действия договора».
В заключение, следует остановиться на проблемах правового регулирования обязательного страхования ответственности аудиторских организаций других странах. Необходимо отметить, что страхование аудита является неотъемлемым элементом международной аудиторской практики. Так, в ряде развитых стран в соответствии с требованием законодательства аудиторская организация при получении лицензии на осуществление своей деятельности обязана предоставить страховой полис по страхованию профессиональной ответственности. Республика Казахстан также пошла по такому пути, опередив в этом многие страны СНГ. Однако, несмотря на отсутствие в странах СНГ аналогичного законодательного акта об обязательном страховании ответственности аудиторских организаций как в РК, сам институт обязательного страхования гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций применяется. Например, в Российской Федерации с 2002 г. без заключения договора страхования, аудиторская фирма не вправе проводить обязательный аудит. Данное правило было установлено ст. 13 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ, в соответствии с которой «при проведении обязательного аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответственности за нарушения договора». Этот вид аудита регламентируется ст. 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности», в которой даны определение и критерии, позволяющие определить круг субъектов обязательного аудита. Так, согласно ст. 7, «обязательный аудит» - это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. В России после принятия ФЗ «Об аудиторской деятельности» увеличилось число аудиторских фирм, заключивших договор страхования. По данным на ноябрь 2001 г. суммарный лимит ответственности всех страховщиков составил 31 млн. 362 тыс. долларов США. Применяются два основных вида страховых полисов: 1) полис обязательного страхования профессиональной ответственности аудиторов, разработанный в рамках ст. 13 Закона об аудите (он покрывает только риск совершения ошибки при проведении обязательного аудита; 2) полис страхования профессиональной ответственности с расширенным покрытием (он покрывает как риск совершения ошибки при проведении обязательного и добровольного страхования и при оказании соответствующих услуг). Совершенно очевидно, что в последнем случае применяется схожая договорная модель с договором страхования гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций в РК. Несмотря на то, что в России данный вид страхования используется, но отсутствие специального законодательного регулирования в этой области все же негативно сказывается. Поэтому российские ученые и практики довольно единодушны в вопросе о необходимости принятия специального Федерального закона о страховании гражданской ответственности аудиторских организаций или иного подзаконного акта, конкретизирующего положения ст. 13 Закона об аудиторской деятельности. В настоящее время ведутся работы по разработке проекта законодательного акта об обязательном страховании риска гражданской ответственности аудитора за нарушение договора и нанесение экономического ущерба при проведении обязательного аудита. С 1 января 2006 г. планируется отмена лицензирования, которая будет компенсироваться обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности и членством хотя бы в одной из аккредитованных саморегулируемых организаций аудиторов. Также в аудиторских кругах высказывается мнение, что саморегулируемые организации необходимо наделить правом самим устанавливать (с учетом рекомендаций единого объединения аудиторов) для своих членов нижнюю границу страховой суммы, например, в размере 10% размера договора или прошлогоднего объема выручки аудиторской фирмы. В целом, позиция российских аудиторов сводится к тому, что принятие закона, предусматривающего обязательное страхование аудиторами своей деятельности, позволит им работать цивилизованно, обеспечивая страховую защиту за счет себестоимости аудиторских услуг, и будет являться позитивном шагом в развитии как аудиторского, так и страхового рынков страны. Таким образом, можно сделать такой обобщающий вывод, что Закон РК об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности аудиторских организаций является довольно прогрессивным и способствует развитию аудиторской деятельности в Казахстане.
Анализ проведен заведующей кафедрой юридических дисциплин Казахстанско-Российского института (г. Алматы), д.ю.н., профессором Мороз С.П. по заказу ТОО «Институт законодательства Республики Казахстан»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |