Начнем сразу с фона. «В этом году», - сообщает газета «Жас Алаш», - Казахстан заработал на экспорте своей пшеницы и продуктов питания рекордную сумму в 1,3 миллиарда долларов. Всего было продано за границу 6,2 миллиона тонн отборной пшеницы». Как говорится, не нефтью единой… А вот что происходило на этом радужном фоне. Поссорился министр информации и культуры Ермухамет Ертысбаев с председателем Конгресса журналистов Сейтказы Матаевым. Причем, по словам журналистов газеты «Ана Тiлi», «…скандальная эта история получила свое начало и развитие как раз в то время, когда еще не успел «остыть как следует след» от ежегодного Обращения президента к своему народу». Прошел праздник 8 Марта - международный день солидарности мужчин с угнетенными женщинами. По крайней мере такое мнение сложилось у автора этих строк по прочтении газеты «Айкын», где представительницы прекрасного пола во главе с сенатором Светланой Жалмагамбетовой ратуют за гендерное равноправие. Есть, правда, на этот счет и иная точка зрения, которую отстаивает поэтесса Акуштап Бактыгереева, утверждающая, что, «гендерная политика по отношению к казахским женщинам - это просто выдуманная игра. По крайней мере я не считаю, что нашим трем-четырем женщинам, находящимся в высшем руководстве страны, подобное равноправие принесло облегчение. И быть может, не следует искусственно передавать власть в руки женщинам только ради того, чтобы соответствовать принятым западным стандартам в этом вопросе. Наши женщины и сами знают, получать ли им образование, продвигать свою карьеру или сидеть с детьми дома. Тогда как лично я требование предоставить женщине равные права с мужчиной воспринимаю как издевку, доставшуюся нам в наследство еще с советских времен. Женщина занята и без того. И прежде всего она - мать. В ее обязанности входит родить, воспитать и вырастить детей. Она - хранительница домашнего очага. У нее и без того масса дел. В то время как ребенок, не видевший в детстве материнской ласки, став взрослым, может выступить против собственных родителей. Происходит естественное отчуждение. Впрочем, есть у гендерной политики и еще один существенный минус, когда ее сторонники любой ценой пытаются сделать бестолковую - образованной; неумеху - начальницей. А следовательно, от такого ложно понимаемого западного равноправия казахским женщинам нет большого проку». О чем еще велись дебаты на этой неделе? В той же газете «Айкын», в статье под длинным заголовком «Что будут делать опасающиеся третьей палаты депутаты, когда та расширит свои полномочия», журналист Айхан Шарип рассказывает о последних событиях в мажилисе. В частности, о том что существовавшая до этого Общественная палата - экспертный орган, дающий профессиональную оценку законопроектов и подготавливающий их, начиная с этого года значительно расширит свои полномочия. Что вызывает неоднозначную реакцию прежде всего в среде самих мажилисменов, до этого дня с оценками экспертов обращавшихся довольно небрежно. Попросту говоря, как пишет Айхан Шарип, выбрасывавших их, не читая, в мусорную корзину. Но теперь такой фокус не пройдет. Считаться придется. И вот что думает по этому поводу главный редактор газеты «Мысль» Сейдахмет Куттыкадам: «Наличие самой Общественной палаты - это уже хорошо, неплохо и то, что ее полномочия расширяются. Если депутаты отныне будут обсуждать с экспертами палаты подготавливаемые законопроекты, прислушиваться к их советам, то здесь мы больше выиграем, чем проиграем. Вообще вопрос об Общественной палате, как и об общественном телевидении, у нас поднимается давно. На мой взгляд, такие институты призваны укрепить наше общество». Газета «Туркiстан» на первой своей полосе разместила статью журналиста Назии Жоямергенкызы «Мыслящие по-казахски, видящие казахские сны», в которой она пишет: - Граждане развитых государств, представители старых европейских наций, как правило, во главу угла ставят национальную идею и идеологию, лишь после рассматривая вопросы демократии. Поскольку государственная и национальная безопасность выстраиваются на национальных ценностях. К примеру, в Голландии в свое время работала языковая инспекция. Эта инспекция не просто выгоняла с работы госслужащих, не владеющих государственным языком, она их в придачу штрафовала… А в той же Франции, будь ты араб, афроамериканец да хоть китаец - ты будешь французом. И ты обязан знать язык этой страны, чтобы стать ее гражданином. Во французских школах категорически запрещается приходить на занятия в национальных одеждах. И более того. Во Франции запретили строительство мусульманской мечети, которая могла бы разместить около 70 тысяч прихожан, так как это, посчитали, нанесет урон национальной безопасности страны. И разве подобную политику в национальном вопросе можно сравнивать с Казахстаном, где, к примеру, те же кришнаиты чувствуют себя весьма вольготно и безнаказанно, для создания своих сект не испрашивая на то разрешения ни властей, ни местных жителей… - И теперь нам, - пишет в заключение журналист, - абсолютно не понятно, почему мы не берем пример в этом отношении с развитых западных демократий, а пытаемся строить мультикультурное государство, заигрывая в национальном вопросе с представителями национальных диаспор. Ведь если не будет казахов, то не будет и казахского государства. Следовательно, по мысли автора, нам необходимо в верхнем эшелоне власти иметь людей, «мыслящих по-казахски, видящих казахские сны». Впрочем, существуют и реальные опасности, связанные с построением национального государства. И об этом тоже не следует забывать. - Так в свое время, - повествует журналист газеты «Жас Казак» Рахат Мамырбек в своей статье «Мечты о нации», - пользующийся мировой известностью немецкий аксакал Вебер искренне радовался, когда с монархией в Германии было покончено и в немецкий парламент пришли выборные представители от партий. Он говорил: «Немцы наконец-то повзрослели и стали нацией, они создали необходимые условия для проживания человека. А потом власть в Германии захватили фашисты. И все полетело по наклонной. Национал-бюрократия сделала ставку на Адольфа Гитлера. И немцам пришлось пережить невиданный позор, оправиться от которого они не могут и по настоящее время». Из этого следует вывод, что строительство цивилизованного национального государства по типу того, что сегодня существует в Германии, возможно только в том случае, если разработаны действенные конституционные механизмы, не допускающие появления во главе его тиранов и диктаторов. Иначе угроза фашизма становится почти необратимой. |