|
|
|
Источник: Газеты «Караван» (www.caravan.kz)
23.03.2007 Пора строить гражданское общество
От редактора
Жанр серьезного интервью редко встречается на газетных страницах, и наших в том числе. Потому что найти достойного собеседника - дело сложное. Это должен быть не просто умный человек, он должен уметь быстро реагировать на самые разные вопросы, четко артикулировать свои мысли, владеть информацией. Иначе какой смысл тратить газетное пространство и время публики на общие размышления и обтекаемые ответы. А интервью формата “откуда вы, министр, взялись такой замечательный” нас никогда не интересовали. На него других охотников хватает. Дарига Назарбаева - пожалуй, самый частый гость в нашей гостиной. Договорившись об интервью, мы знаем, что в номере читателя будет ждать хороший материал и достойный повод для дискуссий. Она всегда подготовлена, оперирует точными цифрами и не уходит от острых вопросов. Ее ответы исчерпывающи и не всегда политкорректны. Она имеет свое мнение и готова его отстаивать, опираясь на опыт, здравый смысл и собранную информацию. На этой неделе мы говорили про Послание президента, социальное расслоение, “Алматыжер” и гражданское общество - темы, которые кажутся нам сегодня наиболее актуальными. - Если главные тезисы Послания президента к народу будут выполнены, жизнь в стране станет лучше. Но есть ли у нас надежные механизмы реализации полезных социальных программ? Нет ли опасности, что бюрократический механизм не справится с поставленными президентом задачами? - Этот механизм состоит из разных звеньев, и некоторые из них работают эффективно, а другие не очень. Думаю, не будет проблем с выплатой социальных пособий и пенсий, о которых говорил президент. На мой взгляд, министерство труда и социальной защиты во главе с министром Карагусовой работает профессионально: там создана уникальная электронная база данных на каждого казахстанца, получающего пособия или пенсии. Я видела работу этой системы - объем проделанной работы действительно впечатляет… Всего же президент поставил перед правительством тридцать конкретных задач, которые сводятся к одной цели - Казахстан должен найти достойное место в системе мировой экономики, совершить рывок от положения сырьевого придатка до позиции крупного производителя готовой продукции. Наш казахстанский товар будет конкурентоспособным при условии соответствия современным мировым стандартам. Это означает, например, что домохозяйки, покупая сливочное масло в гастрономе, с удовольствием отдадут предпочтение маслу казахстанского производства. Потому что оно дешевле немецкого, значительно вкуснее и не содержит вредных примесей. Более того, домохозяйка в Берлине тоже среди большого количества разных видов сливочного масла остановит свой выбор на нашем, казахстанском. Как нам добиться этого? Что нужно для этого сделать? В Послании-2006 президент ввел в лексический оборот новое слово - конкурентоспособность. Весь год отовсюду звучало - “мы должны стать конкурентоспособными”. Но на поверку оказывалось, что никто толком, даже члены правительства, не знает, в чем заключается суть этого волшебного слова. На мой простой вопрос о критериях конкурентоспособности страны в области образования, здравоохранения, социальной защиты правительство отвечало долго и мучительно. В результате мы узнали, что критерием конкурентоспособности страны в социальной сфере служит “установленный у нас казахстанский стандарт, равный величине прожиточного минимума”. Такой ответ, надо сказать, не вызвал у меня и моих коллег-депутатов оптимизма по поводу будущего уровня благосостояния наших соотечественников. В среднем величина месячного прожиточного минимума в развитых европейских странах колеблется между 600-900 евро. Думаю, дальнейшие комментарии излишни. Этот факт свидетельствует о том, что правительство на данный момент все еще не выработало четких критериев жизнеспособности нашего государства в социально-экономической области. Нет критериев, не может быть и четкой программы действий, следовательно, нет прозрачности в работе, нет возможности установить контроль над действиями исполнителей со стороны общества. - А каков правильный ответ? Содержание Послания красноречиво указывает на то, что лидер страны снова проделал большую работу за все правительство. Он подробно расшифровал суть понятия “конкурентоспособность”. Он пояснил: быть конкурентоспособным - это значит соответствовать во всем высоким международным стандартам. Качество и уровень жизни среднего казахстанца не должны уступать качеству и уровню жизни среднего француза, немца или американца. Наши институты должны пройти международную аттестацию - чтобы наши дети получали по окончании учебы не “филькины грамоты”, а дипломы, которые будут признавать во всех развитых странах мира. С таким дипломом - если вы настоящий специалист, то сможете получить квалифицированную работу на мировых рынках труда. Да даже у себя дома это приведет к тому, что отечественные и иностранные инвесторы при приеме на работу отдадут предпочтение нашему специалисту, а не импортному. Но в этой цепочке одно кольцо тянется за другим. Ведь чтобы поступить в такой институт, молодой человек должен пройти адекватную подготовку в средней школе. А на каком уровне наши школы находятся сейчас? Методики слабые, учебники не каждый взрослый способен понять. Материально-техническая база школ слаба, уровень подготовки учителей оставляет желать много лучшего - и это в городе. О сельской школе и говорить нечего. По официальным данным, в 1641 сельском населенном пункте объекты образования попросту отсутствуют, а 47 процентов из всех сельских школ ютятся в приспособленных помещениях! А что может заставить грамотного молодого специалиста пойти работать в сельскую школу - да и городскую тоже? Разве что энтузиазм, потому что никакого социально-экономического стимулирования у нас не продумано. А ведь все начинается с малого. Плохая школа - плохой учитель - малообразованный выпускник - плохой студент - липовый диплом - липовый специалист. И дальше у него два пути - либо в безработные, либо, благодаря связям, в какую-нибудь структуру (как правило, государственную, так как частник не может позволить себе содержать бездаря), где он будет приносить один вред. Вот такая незатейливая формула с далеко идущими опасными последствиями для нашей государственности и суверенитета. Потому что не быть конкурентоспособным в современном мире означает не быть жизнеспособным - в экономике ведь тоже действует дарвиновский принцип, согласно которому выживает сильнейший. - В нашей медицине положение, пожалуй, еще хуже. - Проблемы в ней те же самые, что и в системе образования. Просто это как спор в фильме “Ирония судьбы”, помните? Хирург Мягков спорит с учительницей Брыльской, чьи ошибки опаснее. Но ошибки врача действительно непоправимы, а речь может идти о жизни пациента. В медицине тоже все начинается со студенческой скамьи: слабый институт выпустит слабого врача. А это значит, что всякий раз, обращаясь к врачу, мы рискуем своим здоровьем и даже жизнью. Таких печальных примеров у нас в последнее время немало. В идеале каждый населенный пункт должен иметь свое лечебное учреждение, оснащенное современным оборудованием. В каждом областном центре должен работать диагностический центр. К этому идеалу мы обязаны стремиться. Иначе рискуем подарить свою страну “чужому дяде”. Надо ли объяснять, что означает точная диагностика? Правильно и вовремя поставить диагноз - значит сохранить здоровье человека, сэкономить деньги на лечении, сократить расходы по больничным листам. Это всем выгодно - и пациенту, и работодателю, и государству. А ведь современные технологии позволяют устанавливать связь с любым мировым центром, чтобы провести диагностику и определить методы лечения на расстоянии. И этот вид медицинских услуг можно сделать доступным для населения, потому что он относительно дешев - нужно только внедрить эти технологии. Если у человека есть деньги и возможности, он уедет лечиться в Россию или в Китай, а самые состоятельные предпочитают доверять свое здоровье известным клиникам в Европе или Соединенных Штатах. И никто не подсчитывал, сколько казахстанских денег оседает ежегодно на счетах этих клиник. А если суммировать все расходы - на дорогу, на гостиницы, консультации и лечение, - то это выходят десятки тысяч долларов на одного человека. Будь качественная медицина доступной у нас в стране, эти деньги не уходили бы за рубеж, они поднимали бы наши клиники. Почему же бизнесмены вкладывают во что угодно, но только не в медицинские центры? Ответ простой - никто не рискует делать такие инвестиции, потому что государство до конца еще не урегулировало взаимоотношения между государственным и частным секторами медицины. Сегодня откроешь клинику, а завтра выйдет закон, что частные центры не могут такие виды услуг предоставлять. Воспринимая сферу образования и здравоохранения как обременительную обузу на шее государства, мы совершаем большую стратегическую ошибку. Эти сферы требуют долгосрочных капитальных вложений и со стороны государства, и со стороны бизнеса. И именно тогда все получат максимальную отдачу: государство - здоровых и образованных граждан-налогоплательщиков, бизнес - здоровых и образованных работников. Посмотрите на бедную социалистическую Кубу, которая нашла возможность инвестировать государственные средства и сегодня по праву гордится высоким уровнем развития медицины и образования. Но главное, что туда теперь со всего мира едут люди, учиться или лечиться - и тем самым пополняют бюджет страны. Инвестиции в социальное развитие общества всегда окупаются - прямо или косвенно. Ведь не все измеришь деньгами: во что можно оценить здоровье нации? Но только здоровые и высокообразованные граждане могут построить сильное общество, поднять экономику и дать правительству тот самый вожделенный Внутренний валовый продукт. И только здоровое, грамотное, благополучное общество обеспечит стране стабильность. Мне кажется, это очевидные истины. - Что мешает воплотить их в жизнь? Разрухи в стране нет, природных ресурсов хоть отбавляй, цена на нефть высока, несколько отечественных фамилий прописались в списке миллиардеров “Форбса”. - Чтобы их воплотить, нужны деньги. Много денег. Где их взять? Здесь-то и начинается самое интересное. Жить в стране стало легче - это очевидная истина. Но это именно та ситуация, в которой легко может начаться “головокружение от успехов”. Власть разных уровней - от правительства до акиматов - может решить, что дело уже сделано. Кризис преодолели, вывели страну из разряда стран третьего мира и встали в почетный второй ряд. Теперь народ может сам как-нибудь справиться. И это опасная иллюзия. На самом деле созидательная работа только начинается. Мы научились управлять государством во время кризиса - теперь нам предстоит учиться управлять им в период роста. Управлять большими финансовыми средствами, выгодно их инвестировать и получать наибольшую отдачу с тем, чтобы и дальше повышать зарплату бюджетникам, пенсии пенсионерам, пособия нуждающимся. То есть поднимать уровень прожиточного минимума, а следовательно, и уровень жизни. В Послании президента четко перечислены проблемы, над решением которых мы все должны работать, - при этом масштаб задач меня лично просто повергает в шок. Состояние нашей экономики, государства в целом подобно состоянию новорожденного ребенка. Зачастую в парламенте мы поднимаем те или иные вопросы по ситуации: прорвало плотину - дружно взялись за дело, застрелился человек - обратили внимание на беззакония при изъятии имущества законопослушных граждан, не хватает школ, питьевой воды, больниц - взялись проверять, как исполняется соответствующая госпрограмма. Послание же рисует нам целостную картину “бедствия”, и правительству придется изрядно “попотеть” для того, чтобы поставленные задачи представить в виде конкретных формул и в конкретном ценовом выражении. Что нужно для рывка вперед? Набор получается весьма обширный: политическая воля, крепкая рыночная экономика, финансы, механизмы реализации принятых программ, профессиональный компактный бюрократический аппарат, профессиональное компактное правительство, развитое и активное гражданское общество, местное самоуправление. Политическая воля в стране есть, она исходит от президента. Переживают драматический момент своего становления государственные институты развития, от которых зависит реализация поставленных стратегических задач. Цены на нефть и другие виды сырья растут, экономика даже перегрета наличием большого количества свободных денег. То есть база для рывка у нас есть. Но дальше все будет зависеть от человеческого фактора. Чтобы воплотить в жизнь президентскую программу, нашему государству жизненно необходим слой профессиональных, честных, добропорядочных чиновников на самых разных постах. Успеха можно добиться не только силами государственной машины - хотя от нее, конечно, многое зависит. Много возможностей таит в себе активность институтов гражданского общества - партий, общественных организаций, прессы. И у них сейчас есть механизм прямого воздействия на происходящее в стране, поскольку именно они участвуют в формировании парламента. Конечно, можно сказать, что от мажилиса зависит не так много, как от правительства. Я бы с этим согласилась только частично. Можно баллотироваться в депутаты ради квартиры в Астане и потом послушно штамповать предлагаемые правительством законопроекты и заводить дружбу с министрами. А можно активно использовать имеющиеся у парламента в целом, у фракции, депутатской группы и у каждого депутата рычаги на благо своего народа. У депутатского корпуса есть хорошая возможность отслеживать действия исполнительных органов, контролировать исполнение государственного бюджета, защищать права человека, писать запросы и добиваться нужных ответов. Общественный контроль над действиями власти способен значительно снизить нарушения в сфере бюджетного законодательства, уровень казнокрадства и коррупции. Ответ председателя Счетного комитета на мой депутатский запрос по поводу реализации первого этапа программы развития сельских территорий показывает на существенные сдвиги в развитии сельской медицины и образования, снабжении питьевой водой. В то же время проверка выявила многочисленные нарушения со стороны администраторов и исполнителей программы. И мы можем констатировать, что современная цивилизация еще так и не дошла до большого количества наших удаленных районов и деревень. Но при крепких самостоятельных маслихатах, при обладающем властными полномочиями парламенте, при активных общественных организациях и недремлющей прессе большинство злоупотреблений можно было бы предотвратить. Отсутствие прозрачности, четких правил игры, должного контроля со стороны общества неизбежно порождает коррупцию. Где есть малейшая возможность злоупотреблений, там они и происходят. Коррупция же в свою очередь душит конкуренцию, углубляет бедность, сеет беззаконие, подтачивает основы государства. Поэтому нашей общей задачей является строительство настоящего гражданского общества, где люди - не безмолвные исполнители правительственной воли и бесправные винтики в государственной машине. Мы должны создать такую политическую и экономическую систему, при которой люди поймут и политические, и материальные, и правовые выгоды от демократии. В такой системе каждый гражданин, каждый избиратель несет и свою долю ответственности за выбор пути развития, за происходящее в стране. В ответ демократия может приносить щедрые плоды всем гражданам страны - это уже доказали на своем примере развитые общества и на Западе, и на Востоке. И география у них самая разная - от Австралии и Японии до Канады и Соединенных Штатов. Я уверена, что Казахстан может занять свое достойное место в списке перворазрядных государств. - Страна развивается, но при этом в ней всё усиливается расслоение общества. Разрыв между бедными и богатыми превращается в астрономический, причем речь идет не только о деньгах, но и об условиях жизни. В своей статье в прошлом номере нашей газеты Вы приводили цифры, что 226 населенных пунктов не имеют электричества. Про горячую воду уже забыли во многих регионах. Это расслоение еще можно остановить или с ним остается только смириться? - Мириться с таким положением нельзя ни в коем случае. Другой вопрос - как эту проблему решать? Все поделить, уравнять всех в бедности - это большевики уже пытались делать, миллионы жизней на эту социальную мечту положили, но реального равенства так и не добились. Они построили общество распределения, но в такой системе все права и блага имеет тот, кто распределением занимается. На самом деле во всем мире и во все времена были бедные и богатые, нищие и нувориши. Цивилизованный мир решил проблему расслоения таким образом, что абсолютное большинство граждан находятся в среднем слое общества. Они не сказочно богаты, но могут позволить купить себе - пусть и в кредит - квартиру и машину, отдать детей в институт и отправиться летом на море в отпуск. Эти люди живут на зарплату - но ее хватает, чтобы поддерживать очень достойный уровень жизни. А еще к их услугам банковская система с доступными кредитами, система социального страхования и государственный механизм социальной поддержки. А что у нас? Для большинства наших соотечественников понятие средний класс - пустой звук. Политики любят рассуждать на эту тему, которая стала, к сожалению, просто предметом спекуляций. Президент же настаивает в каждом из своих Посланий на протяжении последних лет, что именно развитие среднего класса - это ключ к решению наших главных социальных проблем. Между очень бедными и богатыми должна существовать мощная прослойка зажиточной национальной буржуазии, которая в идеале составляет около 60 процентов трудоспособного населения. Именно средний класс должен производить львиную долю национального продукта, исправно платить налоги, обогащать тем самым бюджет государства, создавать новые рабочие места, новые дешевые услуги, конкурентоспособную продукцию. И вроде бы работает в стране необходимый инструмент помощи малому и среднему бизнесу - специальный государственный фонд, объемы финансирования которого растут с каждым годом. А результата не видно. Почему? Потому что нет прозрачности в работе, мы не знаем порядок выдачи кредитов, мы не знаем критериев отбора победителей. Нет открытых конкурсов, широкого информирования публики задолго до каждого проводимого конкурса. Если вы захотите открыть прачечную, например, - вы пойдете в этот фонд за займом? Вряд ли. А ведь он еще призван и маркетинговые исследования проводить, и рассказывать нам, какие виды бизнеса в каком регионе были бы максимально востребованы. Где эти исследования? Эффект от работы этих фондов обязательно почувствовали бы жители городов, районов, сел. Они бы увидели расширение разного рода бытовых услуг, интересные предложения на товарном рынке, обрадовались бы снижению цен благодаря острой конкуренции между предпринимателями за своего потребителя. Достойный уровень жизни для социально уязвимых слоев населения может позволить себе богатое государство. По-настоящему богатое, бюджет которого формируется не одними нефтяными поступлениями. Мы таким благополучием похвастаться еще не можем. Чтобы справиться с бедностью и доставить блага цивилизации в удаленные уголки страны, нужны консолидированные усилия государства и бизнеса. Представим, что правительство создает для предпринимателей - подчеркну, отечественных - благоприятные условия, гарантирует защиту частной собственности и инвестиций, а бизнес в ответ проявляет социальную ответственность, исправно уплачивая разумные налоги, расширяя свои предприятия, увеличивая число рабочих мест, инвестируя в экономику собственной страны. Именно эта магическая формула позволяет развитым странам не допускать того катастрофического расслоения, о котором вы говорили. - Расслоение идет не только по уровню и условиям жизни, но и по гражданским правам. Что дозволено элите, не может себе позволить “простой человек”. Человека без связей могут посадить за решетку по ложному обвинению, а представитель элиты может уйти безнаказанным с места преступления. Это еще реально - уравнять казахстанцев в гражданских правах? - Конституция гарантирует равные гражданские права всем гражданам. Другое дело, как это работает в реальной жизни. Да, человеку со связями легче защитить себя и свою семью. Кто же может помочь простому человеку защитить свои права? Политические партии, общественные организации, журналисты. Такая сила на нашем политическом ландшафте уже есть. Но ее возможности еще недооценивают и сами институты гражданского общества, и его простые граждане. То есть инструмент вроде бы есть, не хватает лишь умения им воспользоваться. Хотя уже сегодня есть немало важных и показательных примеров - возьмем, например, действия профсоюзов шахтеров и металлургов. Они не дожидались у моря погоды, а своими решительными действиями сумели отстоять свои трудовые права и добиться уступок со стороны работодателя и государства. Или тот же пример с детским домом, о котором писали вы и другие газеты. Казалось бы, городская машина под видом государственных интересов наезжает на него железным катком - но ваши выступления и общественное мнение, которое вы подняли, смогли этот каток, по крайней мере, приостановить. А подключатся партии, депутаты - и мы сможем все вместе отстоять права детей. Это и есть демонстрация возможностей гражданского общества. Оно призвано укрощать мощь государственной машины, если она направлена на несправедливые дела, превышает свои полномочия. Гражданское общество, будучи законопослушным, в состоянии воспитать и законопослушных государственных чиновников. В предисловии к книге “Узницы АЛЖИРа” писательница Улицкая сказала исключительно важную вещь: “Развитое общество, обладающее самосознанием, может контролировать государство. Чем слабее общество, тем большие полномочия получает государство, тем жестче его контроль над человеческой жизнью. Судьба узников АЛЖИРа может стать и нашей, если мы согласимся на беспамятство”. Мешает нам также и равнодушие к проблемам другого человека. Отнимают бизнес или имущество у соседа, а все вокруг делают вид, что это их не касается: меня бы не тронули, и ладно. А равнодушие и страх как раз и убивают наши гражданские права, развязывают руки чиновникам. Постепенно единичные случаи превращаются в системный беспредел. В действиях бюрократов есть своя логика - терпят, значит, можно еще побольнее прижать… Бюрократия ведь не чувствует, когда нужно остановиться, где предел, за которым люди - какими терпеливыми и безмолвными они ни были - перестают терпеть. Но чем больше пара накапливается в котле, тем тяжелее будут последствия, когда этот пар вырвется наружу. Я, возможно, слишком много говорю про гражданское общество, но эта модель дает гарантию и от социальных взрывов: при ней пар не накапливается внутри, он сразу выходит наружу. Люди не терпят безобразия, они сразу дают знать: мы недовольны, и до акций протеста дело в большинстве случаев не доходит. Перемены наступают потому, что государственная машина не пойдет наперекор общественному мнению. То есть великая народная традиция “асар” актуальна во все времена. Есть и другая сторона медали. Когда один человек может безнаказанно нарушить закон, все другие к этому закону теряют уважение. Исполнение законов и порядок в стране не могут поддерживаться страхом и карательной машиной. Оно зависит от желания каждого члена общества поддерживать этот порядок. Почему на улицах Европы чисто? Не потому, что за брошенный окурок оштрафуют, а потому что людям хочется жить в чистоте, и они доносят этот окурок до урны. Так что это дорога с двусторонним движением. Конечно, власть не может переложить с себя ответственность за дела в стране. Она не может самоустраниться и сказать людям - мы дали вам Конституцию, она хорошая, вот и защищайте сами свои права. Потому что это законы Дикого Запада получаются, и ни к чему хорошему они не приведут. Но и граждане не должны сокрушаться, почему улицы грязные, если они сами побросали на дорогу мусор. - В Алматы у людей отбирают землю и квартиры, предлагая взамен ничтожные компенсации. Все это делается под прикрытием государственной необходимости, но затем земля передается в коммерческое пользование. Что можно сделать, чтобы мощь государственной машины не использовалась против простого гражданина - тем более в коммерческих целях? - Генеральная прокуратура объявила действия “Алматыжер” незаконными. Эта организация была создана с нарушениями закона. Следовательно, нужно начать ревизию ее деятельности с момента основания и признать незаконными все принятые решения по изъятию земель и жилья. Произойдет ли это само собой даже после предписания прокуратуры? Нет. Это станет возможно при условии, что все жители Алматы, а не только жертвы незаконных действий акимата объединятся и будут настойчиво добиваться справедливости. А чтобы не допустить подобных злоупотреблений в будущем со стороны акиматов и незаконных изъятий, мы в парламенте рассматриваем необходимые поправки в законодательство, в частности, в Земельный кодекс. - Недавнее падение котировок на мировых биржах показало, что Казахстан в действительности не интегрирован в мировую экономику: нас подобные рыночные процессы не касаются. Это означает, что мы остаемся просто поставщиком сырья на мировые рынки. Но еще хуже то, что нефтяные прибыли не вкладываются в развитие перспективных отраслей, - таких как туризм, - как это делалось в Арабских Эмиратах, например. По Вашему мнению, мы обречены оставаться сырьевой страной? - Эту проблему все осознают. И в Послании президента четко сказано, что у нас нет планов оставаться сырьевой страной. По заданию президента действия правительства в ближайшее десятилетие должны быть направлены на то, чтобы найти ниши в международном распределении труда, найти “прорывные” идеи - и с ними интегрироваться в мировую экономику. Крупному бизнесу, работающему в сырьевой сфере, предлагается создать благоприятные условия для инвестиций в производство. То есть прибыль от той же нефти должна идти на создание конечного продукта с высокой добавленной стоимостью. Никому ведь не придет в голову строить кирпичный завод вдали от месторождений глины - так почему бы нам не производить нефтехимическую или металлургическую продукцию у себя, а не снабжать своим дешевым сырьем заграничные заводы? Другим “прорывным” направлением может стать строительство на казахстанской территории безопасного транспортного коридора между севером и югом, востоком и западом евразийского континента. Это будет современный Шелковый путь. О традициях ведь тоже полезно вспоминать - наши предки могут преподать нам много полезных уроков. Традиционно казахи занимались животноводством. У нас для этого самые благодатные условия: бескрайние луга и степи. Во всем мире очень высоко ценится так называемое “биологическое мясо” - это когда животное росло не в стойле на биомассе, а ходило по лугам и жевало настоящую траву. Аргентина и Новая Зеландия зарабатывают свое национальное состояние на поставках в супермаркеты и рестораны планеты говяжьих вырезок и бараньих котлет. Так нам же сам Бог велел прийти на эти рынки! Мы могли бы поставлять шкуры, мед, кожаные изделия, мясо. Но здесь без государственной программы не обойтись: сначала нужно создать экологические зоны, где будут пастись стада и роиться пчелы. Сегодня мир не будет есть нашу баранину, потому что Казахстан у них ассоциируется с Семипалатинским полигоном и космодромом Байконур. Это нефть - все равно, откуда течет, а кто же закажет вырезку с полигона? Мы должны почистить свою землю, провести международную сертификацию - и тогда нам будет открыта дорога на мировые рынки. Нужны и масштабные рекламные кампании, которые по карману только государству. Но это инвестиции в будущее, в наше завтрашнее благополучие, и мы обязаны их сделать. Большой спрос в мире и на растения. А наши разнообразные ландшафты и разные климатические зоны позволяют выращивать самые изысканные и редкие экземпляры. Мы же, как ни один другой народ, одарены высшим богатством - землей. Японцы, голландцы, арабы отвоевывают ее у океана. А мы ее не ценим. Главное - что в мире уже все давно придумано. Не нужно вечно изобретать велосипед. Надо просто воспользоваться накопленными знаниями, а нефтяные деньги направить на приобретение современных технологий и очень агрессивно завоевывать свое место под солнцем. Тот же туризм - у нас для него самые благодатные условия. Мы можем дать миру самые привлекательные аттракционы: лыжные трассы и альпийские мотели, сплавы по рекам, охоту и рыбалку на живой природе, пролеты на вертолетах над каньонами. Мои европейские друзья часто спрашивают, когда смогут увидеть настоящий Казахстан - они с удовольствием вложат в эти поездки деньги, отложенные на отпуск, но взамен им нужны привычный комфорт и европейский уровень обслуживания. Я честно советую им немного подождать. Хотя ожидание их может затянуться - прежде чем к нам приедут туристы, мы должны построить инфраструктуру от взлетно-посадочной полосы до двери высокогорного мотеля, до охотничьего домика на Алаколе. Все это тоже требует государственной программы, правительственных гарантий и инвестиций. Бизнес подключится и начнет вкладывать только после того, как увидит, что государство серьезно настроено поднять туристическую индустрию и рекламировать в мире наши возможности. Пора мирного строительства требует не меньшей отдачи, чем период преодоления кризиса. Мы живем в эпоху глобализации, хотим того или нет, и если сами не найдем своего места в мировой табели о рангах, то нам определят его другие. Они будут брать наше сырье и делать на нем свои прибыли. Согласитесь, не самая веселая перспектива.
Интервью Александра Шухова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |