|
|
|
23.03.2007 Серость как принцип жизни
Недавняя драка между чеченцами и казахами, как было объявлено официально, на бытовой почве, в принципе, еще раз демонстрирует глубину процесса люмпенизации населения страны. Этому столкновению предшествовала другая драка между молодыми уйгурами и казахами. Но данный (тоже достаточно тривиальный) инцидент не получил должной огласки благодаря идеологам из министерства культуры и администрации. По их мнению, самая эффективная идеологическая политика - это политика страуса. Они убеждены, что об этих вещах нельзя информировать население, дабы не будоражить общественное мнение. Ну еще бы, когда со всех трибун восхищаются «стабильностью межэтнических отношений», когда некоторые чиновники начинают поучать ООН и мировое сообщество как строить межнацотношения, у самих под боком молодой человек нетитульной (идиотское определение не правда ли?) нации уводит девушку у молодого человека титульной нации и в результате этого начинается бойня стенку на стенку. Но это упрощенная трактовка. На самом деле причины подобного рода инцидентов лежат в экономической плоскости. На наш взгляд, как это не печально, но процесс этот имеет естественный характер. Результат быстрых экономических реформ - это не только рост благосостояния граждан страны, но еще и серьезные массовые миграционные процессы. Село потянулось в город, точно так же как и провинция двинулась покорять обе столицы Казахстана. Большинство пригородов крупных городов заполнено выходцами из села, в основном казахами. Увы, большинство из них с низким образовательным уровнем, соответственно с низкой степенью адаптации к городским условиям. Поскольку жилье недоступно, несмотря на все попытки правительства, начинается самострой. Чем это заканчивается мы уже тоже знаем. События в Бакае и Шаныраке продемонстрировали цену самозахвата земель. Единственная возможность зацепиться в городе это переехать в близлежащие села. Что собственно и происходит. И конечно, когда молодой человек, который не имеет специальности, например, бегает с тележкой по продуктовому рынку, или трудится разнорабочим на стройке элитного жилья, видит роскошную жизнь, дорогие автомобили, которые стоят порой дороже чем все дома в его родном ауле, точто можно от него ожидать? Тут обычно только три поведенческих варианта: 1) Покорно смириться с этим и жить, как говорят «не хватая звезд с неба». 2) Ненавидеть несправедливость системы распределения земных благ и роптать, а при случае и отомстить в какой-либо форме. 3) Постараться изменить свой мир к лучшему (образование, карьера, бизнес). Увы, но реальность не всегда и не совсем располагает к третьему варианта поведения. Почему? Потому что в случае выбора данного пути молодой человек сразу же сталкивается с теми, кто совсем недавно прошел точно такой же путь. Они только-только выбрались из его же ситуации и теперь в силу своего развития относятся к нему как к существу второго сорта. Мотивация простая : раз мне все это далось таким трудом, то почему у него должно быть все легко? Ну хорошо, согласимся с тем доводом, что это процесс естественный, носящий экономический характер, и, надеемся, что с ростом экономики и ростом экономического сознания положение улучшится. Но есть и еще один немаловажный аспект - политический. А тут уже все несколько сложнее. Естественно, с ростом экономики происходит нормальный рост национального самосознания. И вот тут начинают проявляться противоречия. С одной стороны государство всячески декларирует приверженность идеалам того, что раньше называлось интернационализмом. А что происходит с другой стороны? С другой, мы становимся свидетелями серьезных попыток превратить мультинациональную страну в моноэтническую. Прикрываясь разглагольствиями о необходимости сохранения казахского языка и этноса, идет повальное выдавливание русскоязычного населения. Перевод делопроизводства на казахский язык серьезное подтверждение тому. По сути, идет неверная трактовка Конституции. Ведь если сказано что никто никого не имеет права ущемлять по языковому признаку, то, что тогда имеется в виду под навязыванием того или иного языка? Кроме языкового ценза все откровеннее искажается история, естественно, в угоду политике. Ни один факт владения землями современной территории Казахстана какими бы то ни было "инородцами" за всю историю не находит отражения в официальной истории. Более того, порой нацменьшинствам отказывают в изучении своей истории. Но тут необходимо признать, что данные факты не результат действий центрального правительства, а всего лишь примеры головотяпства местных чиновников. Все те, кто радеет за родной язык - лукавят. Либо с определенной целью - так им проще конкурировать, либо по скудоумию. Сегодня необходимо говорить о развитии языка, а не его сохранении. Наглядным подтверждением является тот факт, что казахский язык трудно употребим в юрисдикции. Одно и то же понятие может быть по-разному истолковано. Про трудности технического перевода уже не будем говорить. Поэтому сначала, прежде чем внедрять язык повсеместно, необходима его срочная лингвистическая адаптация для современного употребления, может быть даже его унификация. А вот после этого уже вести речь о внедрении во все сферы жизнедеятельности. Это уже политическая проблема. Именно она подогревает заинтересованность у молодых людей разных национальностей выбирать первые два пути самореализации. Для одних это проблема унижения личностной этнической самоидентификации, для других это проблема неуважения титульности личностной этнической самоидентификации. Иными словами, для казаха человек, незнающий его родного языка, становиться недругом, а для инородца (а порой для тех же казахов выросших в городе и незнающих родного языка) - принуждающий к употреблению языка тоже становиться недругом. Вот такой заколдованный круг. И пока его не разорвать, мы будем свидетелями драк на бытовой почве, которые будут всегда выдаваться за межэтническую неприязнь. Мы будем раздражаться от бескультурья в собственных подъездах, от хамства невоспитанных и глупых чиновников, от гор семечек во дворах, возмущаться разбитыми бутылками и всем тем, что мы называем бескультурьем. Мы будем поделены на "колбитов" и "мамбетов", на "чехов" и "йогуртов", на "красноармейцев" и "бурломанов" и на много еще кого... А разговоры о единстве людей в стране казахов так и останутся разговорами, несмотря на мириады национальных центров и даже целой Ассамблеи народов. Разорвать этот круг не дает серость. Серости так проще жить. Самое простое деление людей на «своих» и «чужих» - это деление по языку, разрезу глаз, цвету волос. Но к чему это приводит - история уже не раз показывала. И это всегда происходило там и тогда, где и когда люди прятали голову в песок по примеру страуса. Именно так сегодня серость представленная в идеологической сфере пытается удержать ситуацию. Информацию давать дозировано и сбалансировано. Рассуждать о таких тонких вещах как политика, позволено только избранным, остальные пусть довольствуются навязанными трактовками. На дворе XXI век. Было бы смешно, если бы не было так грустно. В начале XXI века в Казахстане начали убивать политиков, теперь убивают людей разных национальностей и жгут дома. Страшно подумать, что дальше!
М.Магомедов специально для DUMAEM.RU СПЕЦПРОЕКТ "КАЗАХСТАН" 21.03.07
Комментарии к статье: 21.03.2007 г.
Новая тактика политики «межнационального согласия». Третий случай массового столкновения людей на национальной почве в Казахстане за полгода. Не считая предыдущих… Не много? Не слишком ли быстро растет и укрепляется «победность» «политики межнационального согласия», проводимой в суверенном Казахстане? Не слишком ли быстро «укрепляется» само «межнациональное согласие»? И что особенно поражает - быстрыми темпами растет ожесточение людей, участвующих в подобных конфликтах. Такое впечатление, что повод, из-за которого происходят конфликты - не главное. А главное - то, что уже сформировалось ранее, в другие времена, и при других обстоятельствах. Почему же так происходит? Попробуем разобраться… Как было? Как оно все происходило при, не к ночи будь упомянуты, большевиках? При всех их недостатках, по национальному признаку большевики не рассматривали ни людей, ни их поступки. Критерий большевиков тоже был «не сахар»: они оценивали людей и их поведение по социальному признаку, по отношению к вопросам «мировой революции» и «победы справедливой власти рабочих и крестьян во всем мире». Простым людям тоже от всего этого доставалось, но душу несколько грела мысль, что национальность тут - ни при чем. В национальном плане большевики предпочитали больше «мочить» своих, исходя, видимо, из пословицы: «Бей своих - чужие бояться будут!». Вот и били… Все межнациональные же конфликты, кстати, крайне тогда нечастые, весьма сурово пресекались и еще суровей разбирались. И власти, и старейшины дотошно выясняли, в чем суть конфликта, кто первый начал, а кто - только отвечал. Все это было по-существу дела и не касалось вопроса, к какой национальности относятся инициаторы агрессии, а к какой - ее жертвы. Плохо это было, хорошо ли, но это - было! Именно так. А как сейчас? Сейчас - все по-другому. Лучше? Хуже? Пусть люди судят сами… Только охватывает душу огромная печаль, что суть самого конфликта и настоящая вина виновных - сегодня никого не интересуют. Как стало… Так как оно сегодня происходит, через 15 лет после краха «проклятого и несправедливого оккупационного режима», после 15-ти лет «восстановления исторической справедливости» и «демократической организации справедливой народной жизни»? Обратимся к конкретике. Свежий пример, с пылу с жару. В последний уикенд, в селе Маловодном Энбекшиказахского района Алматинской области поссорились казах и чеченец. Молодые ребята, горячая кровь… Невиданное ли дело? Ранее подобное происходило, и даже не по одному разу, практически на каждой молодежной вечеринке во всех концах Казахстана. Да и, пожалуй, всего, не к ночи будь упомянутого, Советского Союза. И ничего, разбирались. Имеется в виду: сами, а не с ними. Почему? Во-первых, уровень ожесточенности (почему-то?) был на несколько порядков ниже. Во-вторых, проблема национальности участников (по большому счету) не только не возникала, а и просто не приходила в голову. Обычной причиной молодецких сшибок тогда было их недовольство распределением девичьей благосклонности. И, в-третьих, любые действия, превышающие обычное мордобитие (редчайший тогда, крайний случай!) сурово пресекались, и дотошно впоследствии разбирались теми авторитетными инстанциями, и в рамках тех методов, о которых упоминалось ранее. Здесь же все было по-другому. Во-первых, ожесточенность самого конфликта была на удивление высокой. Как будто ссорились не мирные соседи, выросшие в соседних селах, и с пеленок знающие друг друга, которым просто кровь и алкоголь ударил в голову. Возникает ощущение, что встретились враги на поле брани… Во-вторых, интересно продолжение этой истории. По прошествии некоторого времени, огромная толпа казахов (не будем уточнять численность, данные самые разные, но, действительно огромная) подошла к дому «обидчика» своего соплеменника, убила его брата. В разгоревшейся перестрелке погибло и пострадало ещё несколько человек с обеих сторон. Был сожжен дом и несколько автомобилей. Это что, «межнациональное согласие»? Это что, XXI век?, Это «обычная молодежная стычка резких разгоряченных парней»? Непохоже… А власти что? Интересны действия власти. Во-первых, немалочисленные подразделения правоохранительных органов, призванные предотвращать нарушения законности и сурово пресекать массовые беспорядки, уподобились некогда знаменитому коту Леопольду, всю свою активную деятельность направлявшего к горячим призывам жить дружно. Во-вторых, судя по скупым сведениям, изредка прорывавшимся сквозь установленный властями железный информационный занавес, должностные лица правоохранительных органов не особенно скрывали своих национальных пристрастий по отношению к участникам… чуть было не сказал «конфликта», но данное действо уже подпадает под определение: «массовые беспорядки». Ну и, наконец, весьма «интересной» и радикально новой, практически впервые за новейшие демократические времена примененной тактикой власти была почти полная информационная блокада сего события, под предлогом «необходимости неразжигания межнациональной напряженности». Вот об этой новой тактике власти хотелось бы поговорить особо. Особый разговор… Практически с первого дня прихода новой власти к суверенности, во всех средствах массовой информации страны, на многих общественных мероприятиях началось новое толкование былых исторических событий, когда-либо происходивших на просторах Казахстана. События, на деле происходившие в соответствии с суровыми социальными причинами (которые играли главную роль почти все прошедшее столетие) - рассматривались исключительно национально. События, на деле происходившие из-за бездарности или бестолковости отдельных чиновников (как оно бывает во всех странах и у всех народов) - оценивались исключительно национально. Изо всей массы былых событий тщательно выискивались, досконально фильтровались и трудолюбиво переоценивались, исключительно в национальном смысле, те события, в которые были вовлечены представители титульной нации Казахстана. А поскольку практически в любом событии, так или иначе, всегда участвовал представитель титульной нации - вся прошлая история Казахстана оказалась перетрясенной и переоцененной. Самое поразительное, что наиболее активными участниками этой исторической переоценки были писатели, философы, журналисты и другие «квалифицированные специалисты познания исторического процесса». О доказательствах, о подтверждении новых «фактов» и новых оценок, о рассмотрении фактов и точек зрения альтернативных - не задумывались. Зачем?.. Не только история стала рассматриваться исключительно в национальном аспекте, но и обычная повседневная жизнь. «Кто это сделал, какой он национальности?» - вот каким стал главный вопрос. Что сделал, прав или виноват - неважно. НАШ - всегда прав, НЕ НАШ - всегда виноват! Такая точка зрения стала определяющей в обществе. Понятие справедливости свелось к старому как мир понятию: наш - не наш. Власти нового суверенного Казахстана как бы официально в этом не участвовали. «Жена Цезаря, как известно - вне подозрений!». Но, судя по тому, что новые исторические (и не только исторические) оценки нашли себе широчайшее распространение в средствах массовой информации и многочисленных мероприятиях общественной жизни - этому не препятствовали. А поскольку мы знаем, как нелегко пробиться нежеланным властям взглядам в нашем суровом мире - на деле, наоборот, не открыто, но всячески поддерживали. Честно ли это было? Вопрос, как говорится, риторический… Но в мире, как это принято во власти, есть и более важные вещи, чем честность. Например, политика… Власти необходимо было способствовать консолидации национального духа титульного населения молодого суверенного государства, как ей это представлялось. «Революционная необходимость», как всегда - определяет… Поэтому не будем вспоминать старое, не будем укорять и упрекать. Просто спросим: «Вы - этого хотели? Вы - это получили! И не говорите, что в этом виноват кто-то другой!». Власть считает, что информационная блокада об участившихся событиях межнациональных столкновений, об их усиливающейся ожесточенности, будет способствовать «укреплению единства казахстанского общества» и «уменьшению межнациональной напряженности»? Пустое… Разгорающийся степной пожар не прекратить борьбой с узун-кулаком. Бороться нужно с причинами, а не со следствием. И уж, во всяком случае, не с информацией, свидетельствующей о полном крахе проводимой в стране межнациональной политики. Может власти лучше задуматься о пересмотре этой политики? Может пересмотреть взгляд на то, чтобы историю и людей оценивали исключительно с национальных позиций? Ведь факт консолидации титульной нации Казахстана - уже несомненен. А вот продолжение подобной политики сможет довести его до логического конца. В то время, как известно, наиболее ценное состояние любого общественного качества - в золотой середине. К тому же и консолидация других наций Казахстана под влиянием подобной политики грозит пойти совсем не по тем сусальным схемам, что сегодня умильно представляются впавшим в эйфорию от собственной эффективности государственным чиновникам. Для чего далее проведение обанкротившейся политики? Чтобы дождаться настоящих степных пожаров? И, выставляя железный занавес информационной блокады, делать вид, что все прекрасно и ничего не происходит? Автор: Strannik
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |