|
|
|
23.03.2007 Налоговые проверки
Приказом Налогового комитета Министерства финансов Республики Казахстан от 25 декабря 2006 года № 654 утверждены Методические рекомендации по проведению налоговых проверок налогоплательщиков (далее — Рекомендации, в соответствующих падежах). Интересен этот документ в первую очередь тем, что устанавливает как общий порядок проведения органами налоговой службы налоговых проверок налогоплательщиков по вопросам исполнения ими налогового законодательства, так и определяет особенности проведения отдельных видов налоговых проверок. Так, например, по традиционно вызывающим много вопросов рейдовым проверкам указано, что они проводятся в следующих случаях: постановка налогоплательщика на регистрационный учет в налоговый орган; правильность применения ККМ с ФП; наличие разового талона и иных разрешительных документов; соблюдение правил лицензирования и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров и видов детальности, находящихся в компетенции органов налоговой службы. Одним из направлений работы органов налоговой службы является выявление лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без налоговой регистрации в качестве налогоплательщиков. Данная работа должна проводиться работниками органов налоговой службы на постоянной, систематизированной основе. При проведении рейдовых проверок по вопросу постановки налогоплательщиков на регистрационный учет работники органов налоговой службы должны выходить на проверку по определенному маршруту или участку территории. При этом необходимо иметь сведения о тех налогоплательщиках, которые зарегистрированы в налоговых органах на этих участках территории. На обследуемом участке территории первоначально должны быть взяты во внимание те лица, по которым сведения о регистрационном учете отсутствуют. В соответствии с Рекомендациями до выхода на рейдовую проверку работники налогового органа по намеченному участку должны готовить информацию о налогоплательщиках (вид деятельности, наличие имущества, земельных участков, транспортных средств, наличие и количество наемных работников и т. д.) с наиболее полными данными об объектах предпринимательской деятельности для сопоставления достоверности представленных налогоплательщиком сведений. Также должны быть использованы данные из других государственных органов, сообщения средств массовой информации, жалобы и заявления налогоплательщиков, в том числе на «телефон доверия», и т. п. По выявленным в результате рейдовых проверок незарегистрированным налогоплательщикам составляются протоколы об административном правонарушении, которые передаются вместе с материалами проверок в судебные органы для привлечения к административной ответственности по статье 357-1 КоАП «Занятие предпринимательской или иной деятельностью, а также осуществление действий (операций) без соответствующей регистрации или лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства)». По налогоплательщикам, ранее привлеченным к административной ответственности по указанной статье КоАП, должен осуществляться постоянный контроль (мониторинг) по постановке на регистрационный учет таких налогоплательщиков. В случае непостановки на регистрационный учет в налоговом органе проводится повторная рейдовая проверка. Если при проведении налоговой проверки у органа налоговой службы возникает необходимость получения дополнительной информации о правильном отражении в налоговом учете проведенных операций налогоплательщиком, связанных с поставщиками и покупателями, может быть произведена встречная проверка по вопросу взаиморасчетов проверяемого налогоплательщика. Предметом встречной проверки являются, в частности, документы налогоплательщиков, выступающих контрагентами проверяемого налогоплательщика, с целью выяснения факта совершения определенной сделки (сделок), полноты оприходования полученных по этой сделке (сделкам) товаров (работ, услуг) или выручки от ее (их) реализации. Согласно Рекомендациям, указанные проверки целесообразно проводить в случаях, когда имеются основания предполагать неоприходование полученных по сделкам и иными лицами товаров (работ, услуг), выручки от реализации товаров (работ, услуг) и иных денег, неотражение на счетах реализации зачетов погашения взаимных требований, результатов товарообменных и иных безденежных операций, операций по уступке прав требований и в иных аналогичных случаях. Например, встречные проверки должны ожидать контрагенты проверяемого налогоплательщика, приобретение продукции (товаров) от которых или отгрузка продукции (товаров) которым осуществлена по документам, оформленным с нарушением установленных требований (с допущенными исправлениями, подчистками, расплывчатыми, нечеткими подписями, печатями, штампами организаций и т. п.), без заключения договоров в письменной форме и т. д.
Игорь ЛОСКУТОВ,
начальник юридического отдела компании «ЮрИнфо»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |